Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:11, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие государственного бюджета, бюджетное устройство в Республике Беларусь;
2) проанализировать формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь;
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.
Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.
В составе республиканского и местных бюджетов также создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий возможных стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.
Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.
В составе республиканского и местных бюджетов также создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий возможных стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.
Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2012 г.профинансированы в сумме 107 трлн. руб. (на 26,5% выше уровня января- сентября 2011 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 2,5 п.п., составив 29,1% ВВП. Бюджетная политика в текущем году направлена на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства. Финансирование расходов в январе-сентябре 2012 г. в разрезе функциональной классификации (рисунок 1.1) увеличилось в реальном выражении по всем разделам, кроме раздела «Охрана окружающей среды». Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы – в 1,6 раза (в реальном выражении), из них расходы на реализацию государственной инвестиционной программы – в 1,7 раза. Рост общегосударственных расходов обусловлен также увеличением расходов по обслуживанию государственного долга – на 55,5% в реальном выражении, что в определенной мере связано с девальвацией белорусского рубля в прошедшем году. Удельный вес общегосударственных расходов в структуре консолидированного бюджета увеличился на 4,3 п.п. по сравнению с январем-сентябрем 2011 года. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 45,4 трлн. руб., или 42,4% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на социальную политику увеличились по сравнению с январем-сентябрем 2011 года на 14,9% в реальном выражении. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам. Расходы на национальную экономику составили 21 трлн. руб., или 19,6% всех бюджетных расходов вместо 20% в январе-сентябре 2011 года. В реальном выражении расходы по этому разделу увеличились на 24%. Почти 50% всех бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства. Рост бюджетных расходов на национальную экономику обусловлен, главным образом, исполнением обязательств по компенсации процентов по кредитам банков реальному сектору экономики. В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и начисления
на зарплату работников бюджетного сектора – 31,3 трлн. руб. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года такие расходы увеличились на 9% в
реальном выражении, составив 29,3% от общего объема бюджетных расходов и
36,7% от
текущих расходов. На капитальные
расходы направлено 21,7 трлн. руб. бюджетных
средств, или 20,3% всех расходов. По
сравнению с январем-сентябрем 2011
г. Капитальные расходы
Рисунок 1.1 - Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу
Примечание - Источник: [14]
Консолидированный бюджет в январе-сентябре 2012 года исполнен с профицитом в размере 5,5 трлн. руб., или 1,5% ВВП (в январе-сентябре 2011 года профицит составлял 2,5% ВВП). Бюджет сектора государственного управления (консолидированный бюджет и бюджет Фонда социальной защиты населения) в январе-сентябре 2012 года исполнен с профицитом в размере 7,2 трлн. руб. (2% ВВП). Доходы бюджета составили 152,3 трлн. руб. (41,5% ВВП), расходы – 145,1 трлн. руб. (39,5% ВВП).
Таблица 1.2 - Консолидированный бюджет Республики Беларусь в январе-сентябре 2011-2012гг.
январь-сентябрь 2011г. |
январь-сентябрь 2012г. | |||
млрд. руб. |
в % ВВП |
млрд. руб. |
в % ВВП | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. ДОХОДЫ - всего |
52238,0 |
29,1 |
112544,1 |
30,6 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
46712,4 |
26,1 |
98899,7 |
26,9 |
Подоходный налог |
6124,1 |
3,4 |
13398,7 |
3,6 |
Налог на прибыль |
6158,9 |
3,4 |
15924,7 |
4,3 |
Налоги на собственность |
1910,2 |
1,1 |
3862,9 |
1,1 |
НДС |
15587,6 |
8,7 |
31413,0 |
8,6 |
Акцизы |
3868,7 |
2,2 |
7903,4 |
2,2 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
9301,8 |
5,2 |
17895,7 |
4,9 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
101,3 |
0,1 |
21807 |
0,1 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
5424,3 |
3,0 |
13425,7 |
3,7 |
2.РАСХОДЫ (функциональная классификация) |
47754,9 |
26,6 |
107016,5 |
29,1 |
Общегосударственные расходы, из них |
8257,1 |
4,6 |
23133,4 |
6,3 |
Государственная инвестиционная программа |
3986,3 |
2,2 |
11799,5 |
3,2 |
Национальная оборона |
1395,7 |
0,8 |
3199,0 |
0,9 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
2889,2 |
1,6 |
5551,6 |
1,5 |
Национальная экономика |
9547,2 |
5,3 |
20972,4 |
5,7 |
Охрана окружающей среды |
306,1 |
0,2 |
498,9 |
0,1 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
3588,9 |
2,0 |
8296,1 |
2,3 |
Здравоохранение |
6550,7 |
3,7 |
14041,6 |
3,8 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
1614,6 |
0,9 |
3481,6 |
0,9 |
Образование |
8824,8 |
4,9 |
18116,1 |
4,9 |
Социальная политика |
4780,6 |
2,7 |
9725,8 |
2,6 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) |
47754,9 |
26,6 |
107016,5 |
29,1 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: |
40256,5 |
22,5 |
85273,9 |
23,2 |
Заработная плата |
12812,3 |
7,1 |
24478,9 |
6,7 |
Начисления на заработную плату |
3414,1 |
1,9 |
6852,3 |
1,9 |
Обслуживание государственного долга |
2094,5 |
1,2 |
5662,2 |
1,5 |
Текущие бюджетные трансферты |
13015,1 |
7,3 |
29490,3 |
8,0 |
Капитальные расходы |
8050,5 |
4,5 |
21682,4 |
5,9 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ |
-552,1 |
-0,3 |
60,2 |
0,0 |
3. Дефицит (профицит) |
4483,1 |
2,5 |
5527,6 |
1,5 |
Финансирование |
-4483,1 |
-2,5 |
-5527,6 |
-1,5 |
Внутреннее финансирование |
-10402,5 |
-5,8 |
-6612,8 |
-1,8 |
Внешнее финансирование |
5919,4 |
3,3 |
1085,2 |
0,3 |
В январе-сентябре 2012 г. финансирование из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-сентября 2011 года. Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета занимали расходы по разделам «Общегосударственные расходы» и «Национальная экономика» - 22,3%. В январе-сентябре 2012 г. доходы республиканского бюджета превысили расходы на 5527,6 млрд. рублей. В целом тенденции в бюджетно-налоговой сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2012 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.
2 ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНЫЙ ИЗЛИШЕК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет
Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование дефицита госбюджета. Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг [10, с. 35].
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.
Различают следующие виды бюджетных дефицитов [8, с. 61]:
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.
Первичный дефицит
(излишек) государственного бюджета - разность
между величиной общего дефицита и всей
суммой выплат по долгу. Наличие первичного
дефицита является фактором увеличения
долгового бремени.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит
- существующий наряду с измеряемым (официальным)
скрытый дефицит государственного бюджета,
обусловленный квазифискальной (квазибюджетной)
деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;
3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) [9, с. 44].
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета
Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:
1. Монетизация бюджетного дефицита.
2. Внешнее долговое финансирование.
3. Внутреннее долговое финансирование [11, с. 55].
В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию. В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
Информация о работе Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет