Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие государственного бюджета, бюджетное устройство в Республике Беларусь;
2) проанализировать формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь;

Файлы: 1 файл

гос бюджет.docx

— 103.95 Кб (Скачать файл)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты. Анализ показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

Необходимо помнить, что бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.

Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно сделать вывод, что эффективная бюджетная политика государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально-экономическую роль в стабилизации переходного периода.

Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

За многовековой период своего развития государственный бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В целом тенденции в бюджетно-налоговой сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2012 г., как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.

Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения. В 2012 г. планируется покрыть дефицит государственного бюджета за счет: внутреннего финансирования и внешнего финансирования. Внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. В перспективе целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

Для Республики Беларусь на сегодняшний день первоочередными являются задачи по «лечению» самой экономики, максимально возможному сокращению государственных расходов, создание условий для привлечения в республику иностранного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Дробозина, Л. А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л. А. Дробозина. - Москва: Финансы, Юнити, 1997. - 253 с.
  2. Заяц, Н. Е. Государственный бюджет: учеб. пособие / Н. Е. Заяц, Л. А. Ханкевич; Под общ. ред. М.И. Ткачук. - Минск: Выш. шк., 1995. - 240 с.
  3. Камаев, В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика) / В. Д. Камаев. - Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2005. - 384 с.
  4. Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И. Н. Мысляева. - Москва: Инфра-М, 2003. - 360 с.
  5. Сорокина, Т. В. Государственный бюджет: учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2003. - 289 с.
  6. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев, С.П. Гурко [и др.]; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко, 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГЭУ, 2002. - 752 с.
  7. Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2012 год».
  8. Корнеев, В. Е. Стабилизация государственного долга: проблемы и пути решения / В. Е. Корнеев // Веснiк БДЭУ. - 2004. - №2 (43). - С. 61-66.
  9. Матяс, А. Н. Отдельные проблемы формирования и исполнения бюджета РБ / А. Н. Матяс // Белорусский банковский бюллетень. - 2003. - № 39 (242). - C. 44-46.
  10. Раков, А. С. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь) / А. С. Раков // Белорусский банковский бюллетень. - 2000. - № 44. - С. 35.
  11. Раков, А. С. Предложения по совершенствованию финансовых инструментариев, механизмов и методов управления государственным долгом / А. С. Раков // Белорусский банковский бюллетень. - 2000. - №23 (82). - С. 38-46.
  12. Рыбалко, Г. П. Зарубежный опыт управления государственным долгом / Г. П. Рыбалко // Финансы. - 2000. - № 6. - С. 55-57.
  13. Швайко, П. А. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ / П. А. Швайко // Банкаускi веснiк. - 2003. - № 40. - С. 34-39.
  14. Электронный ресурс Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. - Дата доступа: 25.11.2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Приложение 2

к Закону Республики Беларусь 
«О республиканском бюджете 
на 2012 год»


Доходы республиканского бюджета

(тыс. рублей)

Налоговые доходы

83 516 278 997,0

Налоги на доходы и прибыль

4 768 203 681,0

налог на прибыль

4 760 568 000,0

налог на доходы

7 635 681,0

Налоги на товары (работы, услуги)

50 111 710 100,0

налог на добавленную стоимость

33 426 478 475,0

акцизы

11 337 215 100,0

налоги и сборы на отдельные виды деятельности

110 000 000,0

сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

75 000 000,0

специальные сборы, пошлины

29 120 725,0

экологический налог

224 920 000,0

налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

4 908 975 800,0

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

25 377 834 733,0

таможенные сборы, ввозные таможенные пошлины (за исключением ввозных таможенных пошлин, уплаченных и зачисленных в рамках Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие))

729 112 006,0

вывозные таможенные пошлины

11 830 452 409,0

прочие сборы и поступления от внешнеэкономической деятельности

11 761 383,0

ввозные таможенные пошлины, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, поступившие от государств – членов Таможенного союза в соответствии с международными соглашениями

12 433 238 665,0

ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)

372 085 170,0

специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, уплаченные и зачисленные в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза

1 185 100,0

Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы

3 258 530 483,0

отчисления в инновационные фонды

2 396 472 633,0

отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий

76 504 779,0

государственная пошлина

370 109 348,0

иные налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы

415 443 723,0

Неналоговые доходы

9 255 014 993,0

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

5 944 583 010,0

проценты за пользование денежными средствами бюджетов

2 092 021 683,0

дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале

3 852 561 327,0

из них доходы от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений

1 520 627 700,0

Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности

2 403 234 999,0

доходы от сдачи в аренду иного имущества

1 361 660 000,0

административные платежи

3 986 855,0

доходы от осуществления приносящей доходы деятельности

340 880,0

компенсации расходов государства

505 488 337,0

доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности

409 070 536,0

доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства

121 886 670,0

доходы от продажи земельных участков в частную собственность гражданам, негосударственным юридическим лицам, собственность иностранным государствам, международным организациям

801 721,0

Штрафы, удержания

67 515 480,0

удержания из заработной платы осужденных и лиц, освобожденных от уголовной ответственности

12 036 666,0

штрафы

55 478 814,0

Прочие неналоговые доходы

839 681 504,0

возмещение потерь, вреда

71 363 600,0

прочие неналоговые доходы

768 317 904,0

Безвозмездные поступления

678 235,0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь

678 235,0

иные межбюджетные трансферты

678 235,0

ВСЕГО

92 771 972 225,0

в том числе:

 

доходы государственных целевых бюджетных фондов

4 282 901 425,0

инновационные фонды

3 854 251 108,0

фонд национального развития

428 650 317,0


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Приложение 1

к Закону Республики Беларусь 
«О республиканском бюджете 
на 2012 год»


Финансирование дефицита республиканского бюджета

(тыс. рублей)

Общее финансирование

0,0

Внутреннее финансирование

450 270 670,0

источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь

–230 796 571,0

кредиты Национального банка Республики Беларусь

–230 796 571,0

погашение основного долга по долгосрочным кредитам

–230 796 571,0

источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц

–2 431 106 850,0

привлечение средств

230 800 000,0

погашение основного долга

–2 661 906 850,0

источники от операций с принадлежащим государству имуществом

–718 762 500,0

поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) в соответствии с законодательством о приватизации

120 400 000,0

увеличение доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций), вложение средств в ценные бумаги (облигации)

–839 162 500,0

изменение остатков средств бюджета

5 145 936 591,0

из них средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития

0,0

формирование государственного целевого бюджетного фонда

1 024 313 000,0

использование государственного целевого бюджетного фонда

1 024 313 000,0

операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам банков Республики Беларусь

–1 315 000 000,0

платежи Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в качестве гаранта по погашению и обслуживанию кредитов, выданных банками Республики Беларусь

–1 500 000 000,0

возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в счет выполнения гарантий по кредитам, выданным банками Республики Беларусь

185 000 000,0

Внешнее финансирование

–450 270 670,0

кредиты международных финансовых организаций

3 775 385 500,0

использование кредитов

7 480 000 000,0

погашение основного долга

–3 704 614 500,0

кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов

–1 897 667 500,0

погашение основного долга

–1 897 667 500,0

государственные ценные бумаги Республики Беларусь, формирующие внешний государственный долг

–2 203 701 500,0

погашение основного долга

–2 203 701 500,0

операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам

–124 287 170,0

платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению и обслуживанию внешних займов

–125 919 000,0

возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь в счет выполнения гарантий по внешним займам

1 631 830,0


 

 

 


Информация о работе Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет