Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:11, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие государственного бюджета, бюджетное устройство в Республике Беларусь;
2) проанализировать формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты. Анализ показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.
Необходимо помнить, что бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.
Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно сделать вывод, что эффективная бюджетная политика государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально-экономическую роль в стабилизации переходного периода.
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
За многовековой период своего развития государственный бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В целом тенденции в бюджетно-налоговой сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2012 г., как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.
Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения. В 2012 г. планируется покрыть дефицит государственного бюджета за счет: внутреннего финансирования и внешнего финансирования. Внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. В перспективе целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.
Для Республики Беларусь на сегодняшний день первоочередными являются задачи по «лечению» самой экономики, максимально возможному сокращению государственных расходов, создание условий для привлечения в республику иностранного капитала.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Приложение 2 к Закону Республики Беларусь |
Доходы республиканского бюджета
(тыс. рублей)
Налоговые доходы |
83 516 278 997,0 |
Налоги на доходы и прибыль |
4 768 203 681,0 |
налог на прибыль |
4 760 568 000,0 |
налог на доходы |
7 635 681,0 |
Налоги на товары (работы, услуги) |
50 111 710 100,0 |
налог на добавленную стоимость |
33 426 478 475,0 |
акцизы |
11 337 215 100,0 |
налоги и сборы на отдельные виды деятельности |
110 000 000,0 |
сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь |
75 000 000,0 |
специальные сборы, пошлины |
29 120 725,0 |
экологический налог |
224 920 000,0 |
налог за добычу (изъятие) природных ресурсов |
4 908 975 800,0 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
25 377 834 733,0 |
таможенные сборы, ввозные таможенные пошлины (за исключением ввозных таможенных пошлин, уплаченных и зачисленных в рамках Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)) |
729 112 006,0 |
вывозные таможенные пошлины |
11 830 452 409,0 |
прочие сборы и поступления от внешнеэкономической деятельности |
11 761 383,0 |
ввозные таможенные пошлины, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, поступившие от государств – членов Таможенного союза в соответствии с международными соглашениями |
12 433 238 665,0 |
ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) |
372 085 170,0 |
специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, уплаченные и зачисленные в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза |
1 185 100,0 |
Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы |
3 258 530 483,0 |
отчисления в инновационные фонды |
2 396 472 633,0 |
отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий |
76 504 779,0 |
государственная пошлина |
370 109 348,0 |
иные налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы |
415 443 723,0 |
Неналоговые доходы |
9 255 014 993,0 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
5 944 583 010,0 |
проценты за пользование денежными средствами бюджетов |
2 092 021 683,0 |
дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале |
3 852 561 327,0 |
из них доходы от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений |
1 520 627 700,0 |
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности |
2 403 234 999,0 |
доходы от сдачи в аренду иного имущества |
1 361 660 000,0 |
административные платежи |
3 986 855,0 |
доходы от осуществления приносящей доходы деятельности |
340 880,0 |
компенсации расходов государства |
505 488 337,0 |
доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности |
409 070 536,0 |
доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства |
121 886 670,0 |
доходы от продажи земельных участков в частную собственность гражданам, негосударственным юридическим лицам, собственность иностранным государствам, международным организациям |
801 721,0 |
Штрафы, удержания |
67 515 480,0 |
удержания из заработной платы осужденных и лиц, освобожденных от уголовной ответственности |
12 036 666,0 |
штрафы |
55 478 814,0 |
Прочие неналоговые доходы |
839 681 504,0 |
возмещение потерь, вреда |
71 363 600,0 |
прочие неналоговые доходы |
768 317 904,0 |
Безвозмездные поступления |
678 235,0 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь |
678 235,0 |
иные межбюджетные трансферты |
678 235,0 |
ВСЕГО |
92 771 972 225,0 |
в том числе: |
|
доходы государственных целевых бюджетных фондов |
4 282 901 425,0 |
инновационные фонды |
3 854 251 108,0 |
фонд национального развития |
428 650 317,0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Приложение 1 к Закону Республики Беларусь |
Финансирование дефицита республиканского бюджета
(тыс. рублей)
Общее финансирование |
0,0 |
Внутреннее финансирование |
450 270 670,0 |
источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь |
–230 796 571,0 |
кредиты Национального банка Республики Беларусь |
–230 796 571,0 |
погашение основного долга по долгосрочным кредитам |
–230 796 571,0 |
источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц |
–2 431 106 850,0 |
привлечение средств |
230 800 000,0 |
погашение основного долга |
–2 661 906 850,0 |
источники от операций с принадлежащим государству имуществом |
–718 762 500,0 |
поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) в соответствии с законодательством о приватизации |
120 400 000,0 |
увеличение доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций), вложение средств в ценные бумаги (облигации) |
–839 162 500,0 |
изменение остатков средств бюджета |
5 145 936 591,0 |
из них средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития |
0,0 |
формирование государственного целевого бюджетного фонда |
1 024 313 000,0 |
использование государственного целевого бюджетного фонда |
1 024 313 000,0 |
операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам банков Республики Беларусь |
–1 315 000 000,0 |
платежи Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в качестве гаранта по погашению и обслуживанию кредитов, выданных банками Республики Беларусь |
–1 500 000 000,0 |
возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в счет выполнения гарантий по кредитам, выданным банками Республики Беларусь |
185 000 000,0 |
Внешнее финансирование |
–450 270 670,0 |
кредиты международных финансовых организаций |
3 775 385 500,0 |
использование кредитов |
7 480 000 000,0 |
погашение основного долга |
–3 704 614 500,0 |
кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов |
–1 897 667 500,0 |
погашение основного долга |
–1 897 667 500,0 |
государственные ценные бумаги Республики Беларусь, формирующие внешний государственный долг |
–2 203 701 500,0 |
погашение основного долга |
–2 203 701 500,0 |
операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам |
–124 287 170,0 |
платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению и обслуживанию внешних займов |
–125 919 000,0 |
возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь в счет выполнения гарантий по внешним займам |
1 631 830,0 |
Информация о работе Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет