Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:10, курсовая работа
Прежде, чем говорить о финансовом рынке дадим определение термина «финансы». Термин finansia возник в 13-15 вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Дальнейшее употребление – в качестве понятия, связанного с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал:
во-первых, денежные отношения между двумя субъектами;
во-вторых, субъекты обладали разными нравами в процессе этих отношений;
в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Следовательно, эти отношения носили фондовый характер;
Ценные бумаги выпускаются в документарной ч бездокументарной формах. В отношении бумаг, выпущенных в документарной форме, владелец устанавливается на основании предъявления сертификата ценной бумаги или в случае депонирования такового - на основании записи по счету депо. В отношении бездокументарных ценных бумаг владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или в случае депонирования ценных бумаг - на основании записи по счету депо7.
На настоящий момент в России можно выделить следующие основные сегменты рынка ценных бумаг: государственные ценные бумаги (облигации, выпущенные федеральными органами власти, и облигации субъектов Федерации), муниципальные ценные бумаги (эмитенты - органы местного самоуправления)1, корпоративные ценные бумаги (акции и облигации корпоративных эмитентов), векселя и различные суррогатные ценные бумаги (складские свидетельства, варранты). Данные сегменты развиваются параллельно, выполняют свои задачи, имеют свою специфику, структуру и технологию функционирования первичного и вторичного рынков.
Формирование российского рынка ценных бумаг началось с выпуска акций первыми коммерческими банками в 1991-1992 гг. Отличительной особенностью этого этапа явилось возникновение огромного количества товарно-фондовых и фондовых бирж при практически полном отсутствии инструментов фондового рынка. Так, к 1993 г. было уже 63 подобные биржи. На этом этапе закладывались нормативно-законодательные основы функционирования ценных бумаг - приняты Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и о фондовых биржах в РСФСР, закон "О налоге на операции с ценными бумагами", начато государственное лицензирование деятельности на рынке.
Следующий важный этап развития, характеризовавшийся формированием рынка государственных краткосрочных облигаций и масштабной приватизацией, начался в 1993 г. В 1993 г. приступили к выпуску ГКО, и уже к середине 1994 г. в обращении на вторичном рынке находилось облигаций на сумму боле 900 млрд. руб. по номиналу. Стремительное развитие рынка ГКО было обусловлено следующими факторами:
Предоставление лизинговых услуг в РФ регулируется Законом «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ в редакции закона от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ. В соответствии с этим законом лизинг — это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретения предмета лизинга. Договор лизинга — это договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и передать лизингополучателю это имущество в качестве предмета лизинга за плату во временное владение и пользование.
Рынок лизинговых услуг в РФ развивается сравнительно высо- кими темпами, однако пока он не достиг масштабов аналогичных рынков стран с развитой рыночной экономикой. Основной источник средств для лизинговых компаний — кредиты коммерческих банков. Для поддержки лизинга сельскохозяйственной техники уставные капиталы ряда лизинговых компаний пополняются за счет прямого финансирования из федерального бюджета.
Рынок факторинговых услуг, получивший большое распространение в странах с развитым финансовым рынков, не получил развития в РФ. В России отсутствует правовая регламентация самого термина «факторинг», хотя правовая основа его осуществления заложена в ГК РФ, гл, 43, где рассматривается финансирование под уступку денежного требования.
Согласно ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.
Обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки.
Предметом уступки может быть как денежное требование, срок платежа по которому наступил, так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем. Однако денежное требование должно быть четко определено, чтобы его можно было идентифицировать на момент заключения договора (существующее требование) или не позднее момента его возникновения (будущее требование).
Если договором финансирования под уступку денежного требования не предусмотрено иное, клиент несет перед финансовым агентом ответственность за действительность денежного требования, являющегося предметом уступки. Требование признается действительным, если клиент обладает правом на передачу денежного требования и в момент уступки этого требования ему не известны обстоятельства, вследствие которых должник вправе его не исполнять.
Уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником существует соглашение о ее запрете или ограничении.
Отечественное законодательство предусматривает два варианта переуступки денежного требования:
Если на развитых финансовых рынках разобранные действия обычно обеспечиваются большим числом специальных факторинговых компаний, то в РФ эту функцию выполняет несколько коммерческих банков. Наиболее известны Никойл, Московский кредитный банк, Промбизнесбанк, хотя в ГК РФ (ст. 825) предусмотрено, что в качестве финансового агента могут выступать банки, кредитные институты и другие организации, имеющие лицензию.
Причин слабого развития рынка факторинговых услуг в России несколько. Это и недоверие, которое банки и их клиенты испытывают друг к другу, и высокий риск проведения таких операций, обусловленный низкой платежеспособностью основной массы контрагентов, и низкая разработанность законодательной базы.
Правовой базой осуществления доверительного управления (траста) в РФ является гл. 53 части второй ГК.
В ст. 1012 ГК отмечается, что по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Таким образом, в отношениях траста участвуют как минимум учредитель управления и доверительный управляющий. Возможно участие и третьего лица — выгодоприобретателя.
Существенные условия договора доверительного управления имуществом установлены ст. 1016 ГК. К ним относятся:
Можно выделить следующие особенности доверительного управления.
1. Переход имущества в
Доверительное управление нельзя путать с договором о совместной деятельности. Имущество, вносимое в качестве вклада в совместную деятельность, равно как и произведенная в результате продукция и полученные доходы, признается общей долевой собственностью участников совместной деятельности, тогда как передача имущества в доверительное управление не изменяет его собственника.
2. Сделки с передоверенным
3. В качестве доверительного
управляющего может выступать
лишь профессиональный
4. Только кредитные организации
на основании лицензии в ЦБ
и организации на основании
лицензии ФКЦБ могут
5. Имущество, передаваемое в доверительное управление, должно быть обособлено от другого имущества, как учредителя управления, так и доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет. А для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет (п. 1 ст. 1018 ГК).
6. Если доверительный
7. Ст. 1018 ГК устанавливает, что обращения взыскания по долгам учредителя управления на имущество, переданное им в доверительное управление, не допускается, за исключением случаев несостоятельности (банкротства) этого лица. А при банкротстве учредителя доверительное управление этим имуществом прекращается, и оно включается в конкурсную массу.
По количественным характеристикам финансовый рынок РФ полностью оформился уже к середине 90-х годов. В 1997 г. в РФ действовали уже 48 фондовых бирж и фондовых отделов товарных и валютных бирж, оборот по всем видам фондовых ценностей составил 1400,7 трлн неденоминированных руб., более 500 инвестиционных фондов, 1800 банков и примерно столько же страховых компаний. После 1992 г. стали активно создаваться НПФ, число которых приближалось к 300. Акционерами стали 40 млн россиян.
Активно создавалась и нормативная база. Гражданский кодекс РФ определил нормативные основы финансовой аренды (лизинга), доверительного управления, финансирования под уступку денежного требования (основы факторинга). Обновилось банковское законодательство, ужесточились требования, предъявляемые к страховым компаниям, активно создавалась система аудита.
Однако практически рынок развивался только в одном направлении, обеспечивая потребности в финансовых ресурсах государства. Основной массе других покупателей ресурсы были недоступны как из-за их высокой стоимости, так и потому, что государство считалось более надежным заемщиком, чем предприятия или население.
После кризиса 1998 г. финансовый рынок РФ претерпел очень серьезные количественные и качественные изменения. Среди покупателей финансовых ресурсов значительно возросла доля предприятий и организаций и снизилась доля государства. Благодаря снижению стоимости привлекаемых ресурсов они стали доступны большему числу предприятий. Однако, как и до кризиса, финансовый рынок остается в группе развивающихся (создающихся).