Понятие и виды предпринимательского риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методики анализа предпринимательских рисков, их причин, а также способов снижения этих рисков. В соответствии с целью курсовой работы задачами являются:
- определение понятия и видов предпринимательского риска;
- выявление способов снижения предпринимательского риска;
- изучение моделей оценки банкротства;
- характеристика основных показателей оценки банкротства предприятия

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие и виды предпринимательского риска……………………….………5
Способы снижения предпринимательского риска………………………….10
Модели оценки банкротства…………………………………………….…….17
Основные показатели при оценке банкротства предприятия…………..…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Анализ предпринимательского риска.docx

— 54.56 Кб (Скачать файл)

Управление предпринимательскими рисками – это комплекс мероприятий, направленный на прогнозирование и  заблаговременное выявление неблагоприятных  воздействий на субъект предпринимательской  деятельности, разработку и реализацию мер по их нейтрализации.

Основные этапы процесса управления риском могут быть представлены следующим образом.

    1. Для анализа предпринимательского риска нужна прежде всего быстрая и достоверная информация.
    2. Второй этап управления риском представляет собой совокупность методов выявления риска.

Существуют следующие  методы выявления риска.7

Для того чтобы оценить  риск и принять соответствующее  решение, необходимо собрать исходную информацию о носителе риска. Эта  первичная стадия носит название «выявление риска» и включает два  этапа:

- отбор информации о  структуре объекта;

- выявление опасностей  или инцидентов.

Также к основным методам  получения исходной информации о  производственных объектах следует  отнести:

  1. стандартизированный опросный лист;
  2. рассмотрение и анализ первичных документов управленческой и финансовой отчетности;
  3. анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;
  4. составление и анализ диаграммы организационной структуры предприятия;
  5. инспекционные посещения производственных подразделений;
  6. консультации специалистов в данной отрасли;

На втором этапе предприниматель  должен провести оценку риска.

Существуют следующие  методы оценки предпринимательского риска:8

   - статистический  метод оценки

   - метод экспертных  оценок

   - использования аналогов

   - комбинированные  методы

Методы математической статистики.

Главные инструменты данного  метода оценки – дисперсия, стандартное  отклонение, коэффициент вариации. С помощью статистического метода оценки, то есть на основе расчета дисперсии, стандартного отклонения и коэффициента вариации можно оценить риск не только конкретной сделки, но и предпринимательской фирмы в целом (проанализировав динамику ее доходов) за некоторый промежуток времени.

Методы экспертных оценок.

Экспертный метод может  быть реализован путем обработки  мнений опытных предпринимателей и  специалистов. Желательно, чтобы эксперты сопровождали свои оценки данными о  вероятности возникновения различных  величин потерь. Можно ограничиться получением экспертных оценок вероятностей допустимого критического риска  либо оценить наиболее вероятные  потери в данном виде предпринимательской  деятельности.

Метод аналогий.

Метод аналогий используется в том случае, если другие методы оценки риска неприемлемы. При использовании  аналогов применяются базы данных о  риске аналогичных проектов и  сделок, исследовательских работ  проектно-изыскательских учреждений. Полученные, таким образом данные обрабатываются для выявления зависимостей в законченных проектах с целью  учета потенциального риска при  реализации нового предпринимательского проекта или сделки.

Комбинированный метод.

Комбинированный метод представляет собой объединений нескольких отдельных  методов или их отдельных элементов. Примером может служить оценка предпринимательского риска на основе расчета вероятности  нежелательного исхода сделки. В данном случае анализ риска производиться  с помощью элементов статистического, экспертного методов, а также  метода аналога.

Затем наступает этап выбора метода воздействия на риски с  целью минимизировать возможный  ущерб в будущем. Но так как  существует несколько способов его  уменьшения, то возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них.

После выбора оптимальных  способов воздействия на конкретные риски появляется возможность сформулировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. Это  этап принятия решения, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение  задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами. В процессе принятия конкретного  решения целесообразно различать  и выделять определенные области (зоны риска) в зависимости от уровня возможных (ожидаемых) потерь в финансово-хозяйственной  деятельности.

Процесс непосредственного  воздействия на риск можно осуществить  тремя способами: снижением, сохранением  и передачей риска.9

Снижение риска подразумевает  уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления  неблагоприятных событий. Чаще всего  оно осуществляется при помощи осуществления  предупредительных организационно-технических  мероприятий, под которыми понимаются различные способы усиления безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения, противопожарных  устройств и т.д.

Для снижения степени финансового  риска применяются различные  способы:10

- диверсификация;

- приобретение дополнительной  информации о выборе и результатах;

- лимитирование;

- страхование и др.

Диверсификация представляет собой процесс распределения  инвестируемых средств между  различными объектами вложения, которые  непосредственно не связаны между  собой, с целью снижения риска  возможных потерь капитала или доходов  от него. Диверсификация позволяет  избежать части риска при распределении  капитала между разнообразными видами деятельности.

Инвестор иногда принимает  решения, когда результаты неопределенны  и основаны на ограниченной информации. Естественно, что если бы у инвестора  была более полная информация, он мог  бы сделать лучший прогноз и снизить  риск.

Лимитирование — это установление лимита, т. е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование является важным средством снижения степени риска; банками оно применяется при выдаче ссуд и т. п., хозяйствующим субъектом - при продаже товаров в кредит (по кредитным карточкам) и т. п.; инвестором при определении сумм вложения капитала и т. п.

Страхование предпринимательских  рисков представляет собой отношение  по защите имущественных интересов  физических и юридических лиц  при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых или страховых взносов (страховых  премий). Система страхования зависит  от специфики работы и специализации  предприятия, но в общих чертах должна выглядеть следующим образом:

  1. Страховые имущества и имущественных ценностей;
  2. Страхование грузопотоков;
  3. Страхование ответственности, которая включает в себя общегражданскую ответственность (риск загрязнения окружающей среды) и ответственность работодателя перед работниками.

Договор страхования является соглашением между страхователем  и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при наступлении  страхового случая произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки.

К внутренним рискам страхователям  можно отнести следующие:

    - вынужденное  финансирование управленческих  расходов и прибыли страховщика;

     - издержки, связанные  с перераспределением ущерба  среди страхователей;

    - внутренние риски  страховщика;

    - временной фактор.

       Основная  проблема страхования заключается  в том, что страхование  практически  никогда не может обеспечить  полную компенсацию всех убытков.

       В некоторых  случаях, если величина риска  очень велика, то предприниматель  может избежать риска. Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском.11

       Заключительным  этапом управления риском является  контроль и корректировка результатов  реализации выбранной стратегии  с учетом новой информации. Контроль  состоит в получении информации  от менеджеров о произошедших  убытках и принятых мерах по  их минимизации. Он может выражаться  в выявлении новых обстоятельств,  изменяющих уровень риска, передаче  этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью  работы систем обеспечения безопасности  и т.д.

       Но для  того, чтобы наиболее эффективно  управлять рисками на предприятии  должна быть введена должность  « менеджера по риску»  или,  как его еще называют, риск - менеджера.  Он должен знать, как уменьшить  степень вероятного риска до  наиболее низкого возможного  уровня, одновременно обеспечив  достижение заданных уровней  рентабельности. Кроме того, он должен предусмотреть возможность уменьшения негативных последствий риска даже в случае самых неблагоприятных для фирмы событий.

       Важное значение в уменьшении риска имеет правильное управление финансами. Ключевую роль здесь играет финансовый менеджер. Он может уменьшить потенциальные финансовые трудности путем своевременного направления долгосрочных инвестиций в прибыльные предприятия, а также правильного определения комбинаций разумного риска и надежности при использовании финансовых ресурсов фирмы. Кроме того, финансовый менеджер при правильном управлении оборотным капиталом может обеспечить наличие необходимого количества активов для покрытия непредвиденных финансовых потерь фирмы.

Итак, с целью уменьшения степени, уровня вероятного риска рекомендуется  соблюдать ряд правил12:

       1. Не  следует избегать риска, надо  предвидеть его и стремиться  снизить до возможно более  низкого уровня.

       2. Начиная  дело нужно оценить, подумать, какие виды потерь наиболее  возможны, вероятны в данном виде  предпринимательства, какова их  ожидаемая величина, насколько часто  они способны возникать.

       3. Не  надо опасаться  потерь, величина  которых не превышает расчетную,  ожидаемую прибыль, такие потери  в принципе допустимы, но они  не должны быть слишком частыми,  их вероятность должна быть  существенно ниже единицы.

       4. Если  предприниматель принимает решение   идти на риск  с достаточной  вероятностью потерь, значительно  превышающих прибыль и способных  нанести ему крупный финансовый  ущерб, он обязан прибегнуть  к страхованию проводимой операции.

       5. При  наличии критического риска желательно  разделить его между всеми  участниками операции согласно  договору таким образом, чтобы  общими усилиями можно было  бы компенсировать возможные  потери. Помимо методов, существуют  модели оценки банкротства, с  помощью которых можно также  оценивать финансовое состояние  предприятия. 

 

 

  Модели оценки банкротства

 

Неплатежеспособность (банкротство) предприятия – неспособность  должника заплатить по своим обязательствам, вернуть долги в связи с  отсутствием у него денежных средств для оплаты.13 Банкротство фирм возникает чаще всего в связи с тем, что в течение длительного периода времени их расходы превышают доходы при отсутствии источника покрытия убытков.

В мировой практике используются два подхода к прогнозированию  банкротства14:

  1. Методика, применяемая в РФ («Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установление неудовлетворительной структуры баланса»  от 12 августа 1994 г.        № 31 - р, утвержденные распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве)).
  2. Модели, разработанные профессором Э. Альтманом.

Методические положения  определяют, что оценка финансового  состояния предприятия основывается на  трех этапах:

  1. Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся на основе показателей:
  • коэффициента текущей ликвидности;
  • коэффициента обеспеченности собственными средствами.
  1. Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

Информация о работе Понятие и виды предпринимательского риска