Понятие и виды рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть сущность и структуру рынка труда;
− проанализировать состояние системы государственного регулирования рынка труда в России, выявить ее достоинства и недостатки

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЫНКА ТРУДА……………………………..
1. Понятие рынка труда………………………………………………….. 4
2. Внешний и внутренний рынок труда………………………………………… 6
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА, ЕГО ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА……
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА…………………………………..
3.1 Особенности рынка труда в России………………………..
3.2 Особенности современного рынка труда………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 16

Файлы: 1 файл

РАБОТА ДЛЯ 2 ДЕВОЧКИ.docx

— 60.76 Кб (Скачать файл)

Правовые пробелы (например, отсутствие трудового миграционного законодательства), несогласованность отдельных норм и половинчатость ряда положений сказываются на практике трудовых отношений.

 Основой государственного  управления рынком труда должны  были стать принятые правительством  Концепция действий на рынке  труда на 2007-2008 гг. и план мероприятий  по ее реализации. Однако к  заметным подвижкам это не  привело.

 Недостаточная действенность  упомянутых документов, по-видимому, связана с отсутствием в Концепции  четко обозначенной ответственности  государства применительно к  регулированию рынка труда. На  наш взгляд, она должна охватывать:

-  обеспечение занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и социальную поддержку безработных граждан;

-  устранение межрегиональных диспропорций на рынке труда;

-   повышение конкурентоспособности рабочей силы;

-   поддержку малого предпринимательства;

-   регулирование трудовой миграции;

-   создание условий для профессиональной подготовки впервые вступающих в трудовую деятельность и развитие профориентации;

- введение трудовых стандартов (разработка общероссийского классификатора профессий, профессиональных стандартов).

 Выделение именно этих  направлений государственного регулирования  диктуется особенностями отечественного  рынка труда.

Неблагоприятной демографической ситуацией. Предыдущее десятилетие отмечено повышением предложения рабочей силы: численность трудоспособного населения увеличилась с 83,7 млн. человек в 1998 г. до 90,1 млн. человек в 2007 г. Выход на пенсию относительно малочисленного контингента ”детей войны” и вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е годы, иммиграция из ближнего зарубежья обусловили количественное увеличение трудоспособного населения. В 2008 г. прирост (максимальный) трудоспособного населения достиг 674 тыс. человек, в 2004 г. - 542 тыс., в 2005 г. (прогноз) - лишь 258 тыс. С 2009 г. начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста (согласно прогнозам, 89,9 млн. человек в 20011 м г. и 89,1 млн. - в 2012 г.).[14]

В предыдущие годы существенным фактором увеличения численности населения являлась миграция. Однако в настоящее время она существенно сократилась и составляет только 0,1%.

Включение России в мирохозяйственные процессы сделало очевидными низкую культуру отечественного труда, недостаточную профессиональную подготовку (которая адекватна преобладающему в стране технологически устаревшему производству), разрыв между профессиональным образованием, прежде всего высшим, и требованиями рынка труда.

 Крайне негативно на  качестве рабочей силы сказалось  разрушение системы начального  профессионального образования (школа, ПТУ) и внутрифирменной переподготовки.

 Ярко выраженная тенденция  увеличения количества лиц с  высшим профессиональным образованием  не связана с экономическим  ростом на основе технологической  модернизации. То, что более половины  выпускников вузов работают не  по специальности, свидетельствует  о несоответствии предложения  спросу на квалифицированные  кадры.

Профессиональный уровень значительной части российских работников не отвечает международным стандартам, что делает их неконкурентоспособными на глобальном рынке труда.

Отсутствие прогнозов потребностей рынка труда в специалистах определенных профессий (квалификации) и программ подготовки необходимых экономике специалистов уже сегодня порождает дефицит кадров на локальных рынках труда (судя по всему, он будет расти).

В ряде субъектов РФ (Республика Марий Эл, Дагестан, Чувашия, Адыгея, Мордовия, Псковская, Ярославская, Ивановская области) возможности трудоустройства на фоне высокой безработицы крайне ограничены - на одно вакантное место претендуют несколько десятков человек. Такое положение обусловлено различными причинами, но в первую очередь моноспециализацией регионов, зависимостью от нескольких крупных предприятий, переживающих трудности в условиях кризиса.

 Ограниченность внутренней  мобильности рабочей силы, связанная  с отсутствием доступного рынка  жилья и большим количеством  поселений с градообразующими  предприятиями, военных городков, закрытых  административно-территориальных образований (в таких населенных пунктах  в настоящее время проживает  свыше 24 млн. человек), приводит к  неравномерному распределению трудовых  ресурсов, высокому уровню неэффективной  занятости, усилению напряженности  на региональных рынках труда, росту общей и регистрируемой  безработицы, увеличению нелегальной  миграции (по официальным данным - 1,5 млн. человек, по экспертным оценкам - более 4 млн.).

Одним из факторов сохранения уровня занятости при серьезном спаде производства явилась ”эластичность заработной платы”, что характерно для российского рынка труда.

Преобладающая в настоящее время безработица, вопреки расхожему представлению о ней, - в основном ”синеворотничковая”. В 2004 г. 63% безработных составляли рабочие. Среди специалистов безработными были 20,5%. В 2006 г. среднее общее или специальное образование имели 70% безработных, высшее - 8,3%, не закончили среднюю школу около

20%. Спрос на дефицитные  рабочие профессии во многих  отраслях не удовлетворен и  сегодня.

Прямым следствием неэффективной занятости является низкая производительность труда (которая в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в экономически развитых странах), скрытая безработица и фактическое снижение численности работающего населения.[15]

Неэффективная занятость самым непосредственным образом влияет на снижение оплаты труда.

По оценкам Минздравсоцразвития России, неформальная занятость является единственной для более чем 7,5 млн. человек, а ее общие масштабы оцениваются в 10-12 млн. человек. Речь идет, в частности, о так называемых челноках, лицах, занятых мелкорозничной торговлей, сотрудниках незарегистрированных охранных структур, людях, вовлеченных в нелегальный бизнес (проституция и т.д.). Кроме того, существует немало видов деятельности (консультативные услуги, репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и садовых домиков и т.п.), которые нередко осуществляются без какой-либо регистрации и уплаты налогов.

Наряду с относительно более высокой смертностью и ростом заболеваемости на селе миграция молодежи из деревень (около 5% выбывшего сельского населения) обостряет проблему восполнения трудовых ресурсов.

Эффективно функционирующий рынок рабочей силы требует соблюдения ряда условий, в частности: продолжения приватизации и равенства форм собственности; реальной, а не формальной отмены прописки, препятствующей свободному перемещению рабочей силы; создания рынка жилья; организации эффективной системы содействия найму, переквалификации и материальной помощи безработным.

Является ли высокая мобильность рабочей силы показателем динамики рынка труда? С учетом экономического положения большинство исследователей дают отрицательный ответ на этот вопрос. В условиях, когда экономика не создает новых рабочих мест, мобильность рабочей силы отражает существенную ”хаотичность” рынка труда. Рабочая сила не переходит с менее производительных рабочих мест на более производительные. Результаты недавних исследований позволяют предположить, что это в большей степени объясняется отсутствием реструктуризации. Наличие крупных нереструктуризированных производственных предприятий продолжает сдерживать рост новых небольших и средних предприятий, препятствует созданию рабочих мест.

По большому счету, применение к России термина ”гибкий рынок труда” неправомерно.

Отечественный рынок труда качественно не соответствует параметрам рынков труда развитых стран, отличающихся высокой эффективностью распределения ресурсов в целях их оптимального использования. Эластичность заработной платы в нашей стране является отражением падения доходов от заработной платы и снижения возможностей для производительной занятости в реальном секторе, а также расширения системы неформальной самостоятельной занятости.

Современное положение на рынке труда повышает уровень бедности и может оказаться серьезным препятствием для долгосрочного экономического роста.[11, С. 98]

Система социальной защиты, существующая в ограниченных масштабах, направлена либо на стимулирование увольнений и уменьшение страха перед безработицей, либо на защиту работников от увольнений в долгосрочной перспективе. В основном она ограничивается мерами в области самозанятости в сельском хозяйстве и торговле, т.е. охватывает те виды деятельности, которые помогают населению справиться с проблемами низкой заработной платы, неплатежей или безработицы.[13, С. 182]

В отличие от нас страны Восточной и Центральной Европы провели относительно серьезную реструктуризацию занятости в связи с падением объемов производства. Первоначальная реструктуризация, отражающая сокращение рабочей силы, была гораздо масштабнее, что выразилось в большем количестве закрытых рабочих мест и более высоком уровне явной безработицы. В целях содействия процессу реструктуризации и сокращения рабочей силы использовались мощные системы социальной защиты. В странах, которые можно отнести к числу лидеров реформ, возобновился рост объема производства и повысился уровень реальной заработной платы. Россию необходимо выводить из сложившегося ”равновесия” между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда.

С точки зрения развития рынка труда особое значение имеют три сегмента этой политики:

- формирование динамичного рынка труда за счет реструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;

- регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);

-  система социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки уровня доходов; разработка активных программ развития рынка труда; разделение ответственности между регионами и федеральным правительством).

Каковы пути повышения эффективности отечественного рынка труда? Помимо оздоровления экономической конъюнктуры и выхода из кризиса, это, прежде всего более активная государственная политика как непосредственно в сфере занятости, так и в области доходов. До настоящего времени государственная политика на рынке труда была ориентирована на достижение краткосрочных целей, в первую очередь на материальную поддержку части безработных, выплату пособий. Сегодня необходимо развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребностей экономики.

 Настало время выработать  концепцию и программу государственного  регулирования в области занятости, в том числе и с учетом  усиливающегося процесса международной  миграции нашей рабочей силы. Думается, что она должна включать  как минимум пять основных  подпрограмм:

- стимулирование роста занятости в приоритетных отраслях экономики;

- создание общественных работ для безработных;

- содействие найму;

- социальная поддержка безработных;

- регулирование международной миграции кадров.

При этом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер.

 

3.2 Особенности современного рынка труда

 

Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской деятельности. Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято 20 и менее человек.

Труд в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облаченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около 80 % занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня таков, что предпринимательством успешно занимаются представители практически всех профессий, причем рабочие в данном отношении держат пальму первенства. Реальные основания для участия в развитии производства, независимо от профессионального статуса, имеют прежде всего получившие современное среднее специальное, высшее и научное образование, которое во всех своих звеньях обычно в первую очередь направлено на выявление и развитие творческих способностей учащихся. Указанное образование, не считая подавляющего большинства специалистов с высшим и средним специальным образованием и административно - управленческого персонала. Черезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается развитие другого важного процесса - увеличение предприятий с коллективной формой собственности. Рабочие и служащие с большим воодушевлением участвуют в совершенствовании производства и, вместе с тем, в случае необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.[12, С. 252]

Информация о работе Понятие и виды рынка труда