Понятие и значение саморегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

В развитых странах саморегулирование и государственное регулирование рынка осуществляются параллельно, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Эволюционным путем происходило практическое накопление опыта преодоления несоответствий оказываемых услуг требованиям потребителей, вырабатывались и принимались корпоративные и надкорпоративные стандарты, максимально учитывающие эти требования, формировалась система солидарной ответственности субъектов предпринимательской деятельности перед потребителями.

Файлы: 1 файл

samoregulirovania.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)
    1. Понятие и значение саморегулирования

Становление института  саморегулирования в различных  странах обычно связывается с  процессами экономической либерализации  и дебюрократизации государственного аппарата, снижения административных барьеров для бизнеса, повышения роли общественных и профессиональных объединений. При этом саморегулирование рассматривается в качестве дополнительного или самостоятельного регулятивного института наряду с государственным регулированием видов деятельности (лицензирование, экспертиза, надзор и т.п.).

В развитых странах  саморегулирование и государственное  регулирование рынка осуществляются параллельно, взаимно дополняя и  обогащая друг друга. Эволюционным путем  происходило практическое накопление опыта преодоления несоответствий оказываемых услуг требованиям потребителей, вырабатывались и принимались корпоративные и надкорпоративные стандарты, максимально учитывающие эти требования, формировалась система солидарной ответственности субъектов предпринимательской деятельности перед потребителями. В результате был накоплен опыт взаимодействия государства (власти) и бизнеса по удовлетворению требований потребителей товаров и услуг и в целом сложился институт саморегулирования.1

С учетом накопленного опыта Европейская Комиссия стран  Евросоюза определяет такую форму саморегулирования как «добровольно взятые на себя компанией обязательства в отношении потребителей, причем субъекты саморегулирования рассматриваются либо по отдельности, либо в качестве членов ассоциации производителей и дилеров, организации, или даже подрядчиков другого предприятия».

Вдаваясь в  понятие саморегулирования необходимо сказать о том, что саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, содержанием которой является разработка и установление правил и стандартов такой деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением требований указанных стандартов и правил. Исходя из этого определения, стандартизация и контроль – основные составляющие  саморегулирования.2

Саморегулируемыми организациями (СРО) признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Законом о саморегулируемых организациях и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. 3

Саморегулируемая  организация строителей (СРО) — вид  некоммерческой организации, основанной на членстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Основной целью введения саморегулирования в различных сферах и областях предпринимательской деятельности состоит, в проведении разграничения между государственным регулированием и регулированием со стороны профессиональных и предпринимательских объединений, создании условий для формирования таких объединений.

Значение саморегулирования  целесообразно выделить основные термины:

• Регулирование – госрегулирование и саморегулирование, правоустановление (нормирование) и правоприменение (надзор);

• Госрегулирование – регулирование посредством закона полномочий Правительства, уполномоченного органа власти по правоустановлению и применению норм и правил предпринимательской (профессиональной) деятельности;

• Саморегулирование – регулирование (правоустановление и применение) посредством свободного рынка, институционально оформленное в виде саморегулируемых организаций;

• Сорегулирование – совместное регулирование свободного рынка государственными структурами управления и саморегулируемыми организациями;

• Саморегулируемые организации (СРО) – профессиональные (предпринимательские) объединения, основанные на обязательном или добровольном членстве, заменяющие или дополняющие государственное лицензирование, имеющие свои правила и стандарты, системы контроля деятельности своих членов и механизмы ответственности перед потребителями услуг;

• Предмет саморегулирования – предпринимательская и профессиональная деятельность (рыночное оперирование и технологические процессы);

• Средства саморегулирования – правила и стандарты предпринимательской и профессиональной деятельности.

Основными достоинствами института саморегулирования являются:

• стандарты и правила саморегулирования, как правило, гибче норм, устанавливаемых государством, легче адаптируются к изменяющимся условиям;

• участники рынка (члены СРО) имеют больше легальных возможностей воздействовать на нормотворчество и на политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов, в том числе путем представительства в руководящих органах организаций саморегулирования;

• наличие органов контроля деятельности членов СРО создает действенные механизмы профессионального воздействия и применения к членам СРО административных и экономических санкций, вызывающих меньшее отторжение среди участников рынка, чем санкции, применяемые государством;

• формируемые в СРО механизмы досудебного разрешения споров между потребителями и производителями товаров и услуг обычно дешевле для сторон и занимают меньше времени, чем судебное разбирательство. Процедуры разрешения споров лучше адаптированы к условиям конкретной сферы деятельности и особенностям взаимоотношений между участниками рынка, чем стандартные судебные процедуры;

• для государства возможна экономия бюджетных средств на регулирование и снижение коррупции среди чиновников, если определенные функции государственных органов передаются органам саморегулирования, финансируемым самим бизнесом;

• создание организаций саморегулирования позитивно сказывается на отношении общества к бизнесу, в том числе благодаря повышению открытости бизнеса и его социальной ориентации.

Недостатками  в сфере саморегулирования присущи следующие особенности:

• требования, предъявляемые к членам СРО, как правило, достаточно серьезные и могут не распространяться на аутсайдеров рынка (за исключением специального регулирования через обязательное членство в СРО);

• создание дополнительных входных барьеров в отрасль (высокие членские взносы, заданный уровень страхования профессиональной или гражданской ответственности, высокий уровень взносов в компенсационные фонды и др.) может привести к повышению цен на товары и услуги членов СРО;

• имеется вероятность авторитарности руководства и предвзятого подхода к контролю деятельности членов СРО;

• недоверие со стороны общества к способности бизнеса или профессиональных объединений самостоятельно обеспечить регулирование определенной сферы и контроль соблюдения установленных стандартов и правил;

• возможное возникновение противоречия между задачей защитить интересы собственных членов и бизнеса в целом и необходимостью действовать в интересах всего общества.

Надо учитывать, что на практике некоторые преимущества могут остаться нереализованными, равно как ряд недостатков вполне преодолим путем разработки специальных процедур и механизмов в рамках как отдельных СРО, так и объединений СРО.

Принципами саморегулирования, соответствующие мировой практике и требованиям Всемирной торговой организации (ВТО):

• независимость саморегулируемых организаций от государственных структур, наличие собственных органов и механизмов контроля;

• прозрачность процессов саморегулирования, ориентация на потребителя, социальная ориентация;

• независимое и стабильное финансовое обеспечение процессов саморегулирования, в том числе на базе передовых инвестиционных стандартов;

• повышение компетентности при аккредитации и сертификации организаций, аттестации и сертификации персонала;

• солидарная ответственность (прежде всего финансовая) членов СРО перед потребителями услуг; корпоративное страхование и компенсационные фонды;

• гармонизации стандартов и правил осуществления предпринимательской деятельности, в том числе и в области технического регулирования, с международными стандартами;

• наличие систем регулирования предпринимательских и профессиональных рисков;

• обеспечение информационной открытости СРО, доведение до потребителей сведений о принятых СРО стандартах и правилах, действующих механизмах ответственности членов СРО;

• наличие механизмов защиты членов СРО, в том числе в международных судах;

• обеспечение условий для свободной конкуренции на рынке;

• соблюдение интересов не только членов СРО, но и интересов потребителей, создание защитных механизмов от возможных картельных соглашений.

Во многих развитых странах мира институт саморегулирования  профессиональной деятельности сформировался  естественным образом в ходе исторического  развития уже давно и на сегодняшний день эффективно функционирует и используется в качестве альтернативы государственному регулированию. Принципиальное различие между развитием саморегулирования в развитых странах и в России состоит не в природе саморегулирования как такового, а в источнике возникновения: в развитых странах государственное регулирование и саморегулирование, осуществляясь параллельно, взаимно дополняли друг друга в процессе развития, тогда как в России государственное регулирование присутствует практически везде и речь идет о его замещении. Механизмы саморегулирования, сформировавшиеся в странах с развитой экономикой, обеспечивают повышение эффективности деятельности участников рынка, создают необходимый уровень поддержки, сокращают издержки на донесение информации о действующих стандартах, качестве предлагаемых продукции, услуг и работ.

Мировой опыт свидетельствует, что процесс передачи государством функций контроля организациям саморегулирования успешно проходит при взаимном сотрудничестве. Но механизм не всегда одинаков: в некоторых странах государство полностью передает контрольные функции организациям саморегулирования, а при неэффективности выполнения функций может вмешаться в процесс («одобрение», «защита» стандартов ведения бизнеса – кодексов саморегулирования). Непосредственное вмешательство государственных органов в процесс регулирования необходимо при возникновении ситуаций, когда саморегулируемые организации совершают попытки ограничить конкуренцию в отрасли, не позволяя входить в нее новым эффективным производителям. Возможен также вариант тесного взаимодействия государственных правил и норм с правилами и стандартами, созданными в рамках саморегулируемых организаций. При этом государство предписывает нормы, но возлагает функции контроля за их соблюдением на саморегулируемые организации.4

Саморегулирование способно намного оперативнее реагировать  на запросы потребителей и противостоять  падениям рынка. Развитие системы саморегулирования  позволяет экономить государству  значительные бюджетные средства в  случае передачи отдельных государственных функций саморегулируемым организациям, финансируемым бизнесом. Государство, в свою очередь, получает возможность осуществления контроля не за отдельным участником рынка, а за саморегулируемыми организациями, которые должны обеспечивать соблюдение своими членами стандартов поведения на рынке. Этот принцип был заложен в законодательстве США и Великобритании, где в начале XX в. сформировались первые саморегулируемые организации (СРО). Появление СРО не насаждалось государством, а имело классический вариант естественного развития и диктовалось необходимостью.

В этих странах  СРО стали незаменимыми участниками  рынка. Они воспринимаются экономическими агентами как источник деловой репутации, а членство в СРО считается  реальным активом компании.

Система саморегулирования  в США имеет некоторые примечательные особенности. С точки зрения государства  необходимость развития механизмов саморегулирования основана на том, что в условиях саморегулирования  экономика растет более высокими темпами, чем при государственном регулировании. В США активно действуют межотраслевые СРО, сформированные не по отраслевому признаку. Участники СРО могут быть заняты в технологически абсолютно не связанных производствах. Например, CBBB (« Council of Better Business Bureaus») – частная некоммерческая организация, финансируемая за счет членских взносов предпринимателей и профессиональных участников рынков, объединяет как общенациональные компании, так и сеть локальных Better Business Bureaus, которые действуют на уровне отдельных штатов. Цель деятельности организации состоит в поддержке и продвижении механизмов саморегулирования в целях повышения стандартов взаимоотношений бизнеса и потребителей. Особенно важна роль СВВВ в саморегулировании рекламы.5 Основным мотивом для предпринимателей, вступающих в организацию, является получение преимуществ, предоставляемых СРО, перед участниками рынка, не состоящими в данной СРО, противопоставление участников СРО компаниям схожей сферы деятельности, не участвующим в СРО. Саморегулирование в США возникло до того, как необходимость регулирования этих сфер была осознана государством. В результате создания эффективной системы саморегулирования введение жесткого государственного регулирования стало просто не нужным (система частного порядка), например система саморегулирования рекламы, рынка ценных бумаг.

Информация о работе Понятие и значение саморегулирования