Понятие и значение саморегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

В развитых странах саморегулирование и государственное регулирование рынка осуществляются параллельно, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Эволюционным путем происходило практическое накопление опыта преодоления несоответствий оказываемых услуг требованиям потребителей, вырабатывались и принимались корпоративные и надкорпоративные стандарты, максимально учитывающие эти требования, формировалась система солидарной ответственности субъектов предпринимательской деятельности перед потребителями.

Файлы: 1 файл

samoregulirovania.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

В Великобритании СРО действуют  в таких отраслях экономики, как  медицина, строительство, реклама и  маркетинг в Internet, кредитные и  финансовые компании, производители  электронной техники, профессиональные участники рынка жилой недвижимости, машиностроительные компании, туристические агентства. В области саморегулирования политика Великобритании отличается от политики других стран. Государство принимает активное участие при рассмотрении добровольных кодексов саморегулирования, созданных СРО (система формальных правил). Преимущества добровольных кодексов должны стимулировать представителей бизнеса использовать их в своей деятельности, гарантировать соответствие своего поведения на рынке требованиям добровольно принимаемых кодексов. Компании, не участвующие в добровольных соглашениях, подвергаются более жесткому контролю со стороны государства на предмет недобросовестного поведения. Например, правительственное агентство Office of Fair Trading, ответственное за проведение конкурентной политики, реализует такие функции, как разработка принципов саморегулирования, обнародование решений по поводу одобрения («печать одобрения») или отрицательного решения по вопросу обсуждения добровольных кодексов, информирование потребителей о достоинствах саморегулирования и преимуществах организаций, выполняющих требования добровольных кодексов поведения, государственное удостоверение соответствия участников рынка требованиям добровольных кодексов. Но в то же время основная часть функций по контролю за соблюдением кодексов лежит непосредственно на саморегулируемых организациях, они обладают правом полного контроля за соблюдением «одобренных» государством кодексов. «Печать одобрения» усиливает конкурентоспособность СРО, стимулирует приток новых участников, заинтересованных в повышении эффективности своего бизнеса6. Однако это правило применяется не во всех сферах, где действуют СРО. В настоящее время при разработке кодексов саморегулирования необходимо привлечение третьих лиц (государственных организаций, ассоциаций потребителей), которое помогает соблюдать интересы всех групп, затрагиваемых правилами кодексов поведения. Представители этих групп в отдельных случаях могут участвовать не только в разработке кодекса, но и в контроле за его исполнением. В Великобритании, например, такая практика применяется при контроле над исполнением кодекса поведения, регулирующего сферу рекламы и стимулирования сбыта («The British Code of Advertising Practice and Sales Promotion»).

В Австралии  широко распространена практика государственной  «защиты» кодексов, созданных саморегулируемыми  организациями. В этом случае государство  берет на себя часть функций по контролю за соблюдением правил. «Защита» кодекса предполагает соблюдение тех  же формальных процедур оценки регулирующего воздействия, что и введение государственного регулирования. Процедура начинается только в том случае, если оценка набора опций саморегулирования показала их неэффективность. «Защищенные» кодексы могут быть добровольными и обязательными. Добровольные кодексы предполагают, что ответственность за их нарушение по закону несут только те люди или компании, которые формально подписали этот кодекс. То есть модель саморегулирования в Австралии предполагает, что непосредственно контролем за соблюдением кодексов занимается государство, частично передавая эти функции СРО, но оставляя за собой право окончательной проверки – контроль за деятельностью СРО. Например, АССС (Australian Competition and Consumer Commission) – Австралийская комиссия по конкуренции и делам потребителей, регулирует национальные услуги инфраструктуры, поддерживает принципы добросовестной конкуренции и защиты потребителя, ведет публичный регистр компаний, подписавших «защищенные» кодексы. Для кодексов саморегулирования возможна процедура их «авторизации» в АССС на основании Закона о торговой практике (1974)7. Процедура авторизации не предполагает, что кодекс приобретает силу закона. Она означает только, что компании, подписавшие «авторизованный» кодекс, не могут быть привлечены к суду за антиконкурентный сговор за подписание кодекса. В ходе процесса авторизации АССС проверяет кодекс с точки зрения его эффектов, ограничивающих конкуренцию. Если такой эффект обнаруживается, компаниям предлагается скорректировать кодекс. Процедура авторизации носит добровольный характер. Механизмы саморегулирования в Австралии применяются в следующих отраслях экономики: реклама и маркетинг, теле- и радиовещание, телекоммуникации и Internet, финансовый сектор, рынок недвижимости, фармакология, частная медицина, розничная торговля, негосударственные пенсионные фонды, туризм, профессиональные ассоциации (инженеры, бухгалтеры и т.д.).

Таким образом, исследование международного опыта  показывает:

• государство  играет важную роль в стимулировании развития системы саморегулирования и во взаимодействии с саморегулируемыми организациями;

• делегирование  функций контроля за соблюдением  правил и кодексов ведения бизнеса  саморегулируемым организациям является частью политики преодоления избыточного государственного регулирования некоторых отраслей и создания эффективных механизмов саморегулирования;

• не существует общего закона об основах деятельности саморегулируемых организаций, функционирование регулируется отраслевыми нормативными актами;

• саморегулируемые организации не являются отдельной организационно-правовой формой юридического лица, а представляют собой коммерческие

и некоммерческие организации, отвечающие установленным  законом требованиям;

• внедрение механизмов саморегулирования в сферах, где возможны проявления конфликта интересов сообщества членов СРО и потребителей, должно предусматривать механизмы выявления и предотвращения действий СРО, ущемляющих права потребителей (привлечение к деятельности СРО представителей государства, общественных организаций).

Становление в  России системы саморегулирования  отраслей и видов деятельности должно осуществляться с учетом накопленного зарубежного опыта и наиболее предпочтительных форм государственного содействия развитию институтов саморегулирования. К наиболее перспективным направлениям государственного содействия развитию института саморегулирования относятся:

• оказание организационно-методического  содействия СРО в разработке кодексов и создании механизмов контроля за их соблюдением (снижение издержек участников отрасли на создание СРО);

• использование  механизма «печати одобрения» кодексов СРО со стороны государства (имеет  в России особую актуальность, так  как в обществе государство воспринимается как наиболее надежный гарант соблюдения прав граждан);

• контроль за деятельностью СРО со стороны антимонопольных органов целью предупреждения действий, ограничивающих конкуренцию.

 

 

 

    1. Правовое положение саморегулирующих организаций

Напечатаешь, я  выделила все на листах с учебника. Ссылки тоже указывай.

После того, как напишешь определение СРО, укажешь закон РФ

После принятия рамочного Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в Российской Федерации  продолжается активная законотворческая работа по конкретизации правовой базы для саморегулирования в строительстве. Законодателями подготовлены проекты внесения изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации, учитывающие нормы уже принятого федерального закона «О саморегулируемых организациях». При этом следует отметить, что указанный федеральный закон рассматривается как базовая, но не единственная правовая основа деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации.

В российском законодательстве в настоящее время уже закреплены некоторые отдельные права и  обязанности саморегулируемых организаций в конкретных сферах. К такому законодательству следует отнести:

1. Федеральный  закон «О рекламе» от 18 июля 1995 года  № 108 

2. Федеральный  закон «Об оценочной деятельности  в Российской Федерации»  от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ

3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ

4. Федеральный  закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ 5. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

6. Федеральный  закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об  адвокатской деятельности и адвокатуре  в Российской Федерации" 

7. «Основы законодательства  Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. N 4462-I

ДАЛЕЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРАВА все то что в распечатках, выделено, то что зачеркнуто писать не нужно.

Появление активных субъектов организации работ  по внедрению саморегулирования  в строительном комплексе в лице ряда общероссийских общественно-профессиональных союзов и ассоциаций, представляющих виды деятельности, традиционно включаемые в строительный комплекс, и объединившихся для этой цели в Координационный совет, позволяет рассчитывать на эффективную программу действий, в рамках которой предполагается:

1. Предложить действенный механизм общественного и профессионального контроля деятельности строительных организаций, учитывающий последовательно проводимую государственную концепцию переноса регулятивных и контрольных функций в ведение профессиональных сообществ.

2. Поставить эффективный заслон проникновению на рынок строительных услуг недобросовестных субъектов строительной деятельности.

3. Обеспечить преемственность системы контроля деятельности строительных организаций после отмены лицензионной процедуры, предусмотренной ФЗ от 02.07.2005 № 80.

С января 2010 года лицензирование строительной деятельности в России отменено, теперь лицензии заменяются допуском к строительным работам. Допуск к строительству является совершенно новым механизмом контроля инженерно-изыскательской, проектной или строительной деятельности компаний. Причем допуск к строительству выдается предприятиям или индивидуальным предпринимателям, вступившим в саморегулируемые организации и являющимся ее постоянными членами.

  Согласно п. 2 ст. 47 «Градостроительного кодекса» РФ, допуск к строительству выдается только саморегулируемыми организациями (СРО). По факту, допуск к строительству заменил привычную для многих лицензию, однако, в общем принцип получения допусков значительно отличается от привычной всем технологии лицензирования.

Допуск к  строительству считается необходимым  для организаций, выполняющим работы, которые так или иначе могут  оказать влияние на безопасность строительных объектов. При этом, чтобы  получить допуск и вступить в СРО, предприятию необходимо соответствовать ряду требований, в частности:

  • штат сотрудников с определенным соотношением руководящего состава к линейному персоналу, а также наличие в штате специалистов в конкретных областях деятельности;
  • наличие аттестации сотрудников;
  • наличие в штате определенного количества работников с профильным высшим образованием и опытом работы по специальности.

Получить допуск к строительству, значит не только получить разрешение на ведение профильной строительной деятельности, но и возможность пользоваться некоторым преимуществами, доступными только членам СРО. В частности, допуск в СРО дает право членам саморегулируемой организации участвовать в тендерах и конкурсах на проведение строительных работ. Некоторые тендеры и конкурсы предназначены специально для компаний, состоящих в составе СРО и при подготовке конкурсных процедур, тендерная комиссия требует для допуска к конкурсу в составе документов именно строительные допуски.

Допуск к строительству является обязательным требованием. Его отсутствие, в соответствие со ст. 173 ГК РФ8, чревато признанием заключенных компанией договоров недействительными. В том случае, когда организация проводит строительные работы на особо опасных объектах капитального строительства, не имея при этом допуска к строительству, подобное небрежение требованиями законодательства может повлечь за собой уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ9. В рамках действующего законодательства общий срок рассмотрения и согласования документов для получения допуска к строительству составляет 30 дней. Однако, к этому сроку необходимо прибавить время, которое вам может понадобиться на сбор документации, ее оформление и согласование.

Помимо допуска  к строительству, могут понадобиться и другие виды допусков, в зависимости от видов работ. Для многопрофильных компаний, специализирующихся на проведении полного цикла работ, начиная от проектирования и заканчивая монтажно-эксплуатационными работами, целесообразно одновременно получать все три вида допусков для изысканий, проектирования и строительства.

Государственным органом регулирования и надзора  в области саморегулирования  строительной, проектной и изыскательской деятельности, осуществляющим контроль за деятельность СРО и ведение  государственного реестра саморегулируемых организаций, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).10    Остановимся более подробно на профильном типе СРО, поскольку именно здесь возможно самоопределение по отношению к разным классификационным признакам. Что касается отнесения к виду деятельности, то здесь все более-менее понятно – и проектирование и инженерные изыскания и строительство давно сложились как разные виды деятельности, обладающие существенными технологическими различиями, и получили свое организационное оформление. Но последовательное применение как классификационного принципа различения средств и методов технологических процессов и особенностей рыночного оперирования приводят к еще более детализированной структуре СРО. Так, например, строительные компании, специализирующиеся на особых объектах, например, - транспортной инфраструктуре, объектов, представляющих повышенную опасность или выполняемых по оборонному заказу и предусмотренных ст.5 Федерального закона «О техническом регулировании»11, обладают очевидной спецификой технологических процессов и рыночного оперирования. Не менее интригующая ситуация возникает и собственно в строительстве, которое уже давно фактически представляет собой единый инвестиционно-строительный процесс и, соответственно, в нем выделяются функции (как основные) застройщика и подрядчика специфика производственной и рыночной деятельности которых существенно различается. Приведенные различения достаточно существенны, могут повлиять на содержание механизмов саморегулирования и актуализируют создание отдельных СРО.

Основные механизмы  и инструменты саморегулирования  в различных СРО, совпадая в общих  организационных принципах, могут  существенно отличаться по содержанию проводимых работ. И, поскольку, здесь вновь появилась тема содержания саморегулирования целесообразно еще раз уточнить, что является предметом саморегулирования. Ранее по тексту мы выделяли в этом качестве рыночное оперирование и технологические процессы. Действительно – регулирование отношений с потребителями товаров и услуг, этика поведения на рынке, равно как и разработка и внедрение стандартов технологических процессов, являются традиционными для института саморегулирования. Кроме того, часто предметом внимания СРО являются и профессиональные стандарты деятельности, включаемые через систему подготовки кадров в процесс воспроизводства и развития деятельности. Таким образом, и участие в пределах своей компетенции в техническом регулировании и разработка квалификационных стандартов должны, на наш взгляд, явиться обязательным предметом деятельности создаваемых СРО и, в идеальном варианте, получить прямое целеполагание в отраслевом законодательстве.

Информация о работе Понятие и значение саморегулирования