Понятие конъюнктуры мирового товарного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:20, доклад

Описание работы

Знание закономерностей и конкретики развития мирового рынка должно основываться на изучении рыночной конъюнктуры. Конъюнктура – это конкретный процесс циклического воспроизводства, который проявляется в динамике промышленного производства и капиталовложений, в колебаниях цен и ставки процента, в изменениях внутренней и внешней торговли и других экономических показателях.

Файлы: 1 файл

ДЗ мировая эк-ка 18 вопросов.docx

— 356.83 Кб (Скачать файл)
          1. Понятие конъюнктуры мирового товарного рынка.

Знание закономерностей  и конкретики развития мирового рынка  должно основываться на изучении рыночной конъюнктуры. Конъюнктура – это  конкретный процесс циклического воспроизводства, который проявляется в динамике промышленного производства и капиталовложений, в колебаниях цен и ставки процента, в изменениях внутренней и внешней  торговли и других экономических  показателях. Можно также рассматривать  конъюнктуру и как совокупность факторов и условий, определяющих развитие мировой экономики, экономическое  положение отдельно взятой страны, развитие какой-либо сферы воспроизводства. В связи с этим различают общехозяйственную  конъюнктуру, которая характеризует  состояние на данный момент всего  мирового хозяйства или экономики  какой-либо одной страны, и конъюнктуру  товарных рынков, когда изучаются  текущие колебания в сфере  производства и сбыта отдельных  конкретных товаров.

Научный анализ рыночной конъюнктуры  требует знания циклических закономерностей  развития экономики, в том числе  и характерных признаков каждой фазы цикла и условий их перехода из одной в другую.

При экспорте изучение товарных рынков позволяет получить ответы на такие вопросы, как: смогут ли быть реализованы, в каком количестве и на каких  условиях те товары, которые экспортер  предполагает поставить.

Важнейшими элементами изучения любого товарного рынка экспортером  являются оценка его емкости, анализ позиций конкурентов, получение  и анализ информации о покупателях. Все эти вопросы следует прежде всего рассматривать с точки зрения определения конкурентоспособности аналогичного товара отечественного производства. В случае, если конкурентоспособность окажется ниже требуемого уровня, изучение рынка должно подсказать пути его повышения.

При импорте изучение рынка  с помощью каталогов, прейскурантов, предложений фирм, а также путем  личных контактов с их представителями  дает возможность обосновать выбор  продавца (поставщика), уточнить технико-экономические  и коммерческие условия продажи  товара, которые будут наиболее приемлемы  для покупателя.

Изучение всех этих вопросов в комплексе дает представление  о рыночной конъюнктуре и является необходимой предпосылкой заключения любой внешнеторговой сделки с международными организациями. Причем взаимосвязь  между рыночной конъюнктурой и эффективностью внешнеэкономических связей все  более усиливается.

Развитие конъюнктуры  различных товарных рынков характеризуется  исключительной неравномерностью и  даже противоречивостью движения ее показателей.

Зачастую одни и те же показатели, например динамика производства или цены, в одно и то же время, но на разных рынках свидетельствуют  о наличии противоположных тенденций  – роста и сокращения. Поэтому  перенос тенденций развития общехозяйственной  конъюнктуры на конъюнктуру конкретного  товарного рынка без учета  этих особенностей может привести к  грубым ошибкам при оценке положения  на рынке.

Положение на многих товарных рынках характеризуется отсутствием  стабильности, резкими конъюнктурными колебаниями. Конъюнктуры нет без  движения и изменений, поэтому необходимо постоянное изучение конъюнктуры, ее «мониторинг». Только непрерывное конъюнктурное  наблюдение позволяет корректировать составляемые прогнозы в соответствии с происходящими на рынках изменениями. При оценке ситуации на товарном рынке  необходимо иметь представление  о тех изменениях, которые произошли  на нем за рассматриваемый период (год, полгода, квартал или месяц). Учет этих изменений, а также выявление  причин, вызвавших их, позволяют  более правильно оценить конъюнктуру  рынка.

 

Изучение конъюнктуры  товарного рынка базируется на анализе  показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной  продажи, товарных запасов на складах  предприятия, в оптовой и розничной  торговле. Поэтому главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка — создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявление факторов формирования рыночной конъюнктуры.

 К таким показателям  относятся:

 — производство товаров  в ассортименте;

 — обновление товарного  ассортимента;

 — обеспеченность  материалами, сырьем, производственными  мощностями;

 — запасы товаров  в ассортименте (в том числе  на предприятии, в торговых  организациях);

 — забраковка товаров и рекламации (перечень товаров ограниченного и повышенного спроса);

 — продажа товаров  в ассортименте (в том числе  оптовая, розничная, фирменная);

 — изменение доли  рынка, занимаемого предприятием;

 — изменение доли  рынка, занимаемого конкурентами;

 — выполнение заявок  на поставку товаров;

 — изменение в спросе  потребителей;

 — величина неудовлетворенного  спроса в развернутом ассортименте;

 — динамика цен;

 — продажа товаров  по сниженным ценам (в том  числе уценка, сезонная распродажа  и др.).

 

***

Конъюнктура мирового товарного  рынка является результатом взаимодействия различных факторов, которые определяют в каждый данный момент положение  на конкретных мировых товарных рынках и обусловливают направления  коммерческой деятельности на этих рынках.

В зависимости от объекта  исследования выделяют общехозяйственную (общеэкономическую) конъюнктуру и  конъюнктуру отдельных отраслевых рынков (рыночную).

По продолжительности  действия конъюнктуру подразделяют на текущую, краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную.

Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические и внециклические. Циклические факторы относятся к разряду постоянно действующих, а внециклические могут быть как постоянно действующими, так и непостоянными.

Важнейшим конъюнктурообразующим фактором является цикличность развития экономики отдельных стран и, как следствие этого, всего мирового хозяйства. Несмотря на все усилия устранить кризисы и спады производства, они остаются, продолжают существовать такие фазы цикла, как оживление и бум.

Другим конъюнктурообразующим фактором является государственное вмешательство в экономику. Нередко оно связано с цикличностью. Государство использует экономические рычаги для вывода экономики из кризиса или для недопущения перегрева экономики. Оно пытается стимулировать развитие перспективных отраслей. Государство играет важную роль в сфере регулирования внешней торговли, создавая благоприятные условия для отечественных производителей. Регулирование экономического развития осуществляется как на национальном, так и на межгосударственном уровнях.

Наиболее быстро государственное  и межгосудартсвенное регулирование проявляется в конъюнктуре отдельных отраслей и товарных рынков. Чрезвычайно важна роль государства и в стимулировании научно-технического прогресса. Типичным примером межгосударственного регулирования экономики, оказывающим непосредственное влияние на конъюнктуру, является сельскохозяйственная политика Европейского союза.

Следующий конъюнктурообразующий фактор - степень монополизации рынка. На мировом рынке конкуренция, в том числе в неценовой форме, носит более острый характер, в частности потому, что конкурентами выступают мощные транснациональные компании. Чем выше степень монополизации рынка, тем большее воздействие на него, а следовательно, и складывающуюся на нем конъюнктуру оказывают различные монополистические и олигополистические объединения.

В число конъюнктурообразующих входят и природные факторы. Некоторые из них носят долгосрочный характер, другие - краткосрочный. Особенно значительно их воздействие на конъюнктуру рынков сельскохозяйственной продукции. Сюда также относятся стихийные бедствия.

К политическим факторам, влияющим на конъюнктуру рынка, относятся  войны (локальные и региональные), террористические акты, государственные  перевороты, нестабильность политической обстановки в мире, регионе или  стране.

Экономические факторы формирования конъюнктуры включают инфляционные процессы, уровень процентных ставок, величину дефицитов государственного бюджета, внутрений инвестиционный спрос, состояние платежного баланса страны, колебания валютных курсов. Ряд факторов связан с процессами, происходящими в мировом хозяйстве, например, с величиной внешней задолженности развивающихся стран.

Конъюнктурообразующие факторы представляют собой реальные процессы и явления, которые происходят в отдельных отраслях материального производства, на соответствующих мировых товарных рынках, в конкретных странах.

Отраслевые конъюнктурообразующие факторы отражают следующие процессы:

  • развитие производства, научных исследований и опытно-конструкторских разработок;
  • производство новой продукции;
  • отраслевое ценообразование;
  • потребление отраслевой продукции;
  • деятельность отраслевых произвдственных и торговых фирм.

Конъюнктурообразующие факторы на мировых товарных рынках отражают:

  • динамику емкости рынка и его структуры;
  • условия рыночной конкуренции;
  • соотношение спроса и предложения;
  • уровень рыночных цен;
  • новые формы и методы международной торговли.

Страновые конъюнктурообразующие факторы отражают:

  • развитие воспроизводственного цикла;
  • национальные показатели экономики;
  • торгово-правовой режим;
  • государственное регулирование экономики;
  • валютно-финансовое положение;
  • политические, социальные, культурные, религиозные, природные, климатические и другие особенности.

В зависимости от взаимодействия конъюнктурообразующих факторов в каждый конкретный момент различают высокую и низкую конъюнктуру.

Непосредственными факторами, которые оказывают решающее воздействие  на формирование рыночной конъюнктуры, являются соотношение спроса и предложения  на рынке и уровень рыночных цен.

 

5. Понятие открытой  экономики и ее показатели

Модель открытой экономики  предполагает свободу экономической  деятельности как внутри страны, так  и за ее пределами. Открытая экономика  — экономика, где все субъекты экономических отношений могут  без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается  свобода внешнеторговых сделок, устанавливается  свободный валютный курс, а регулирование  про- исходит через валютные резервы и нормативы. Открытая экономика означает, что страны активно участвуют в МРТ, экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, экспортируют факторы производства (труд, капитал, технологию) и свободны для их импорта, что страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках и включены в систему международных финансово-экономических отношений. Мировой опыт свидетельствует о том, что страны с закрытой экономикой в конце концов становятся беднее, чем те, которые участвуют в мирохозяйственных связях, поскольку первые изолированы от новых идей и технологий, от иностранных инвестиций, информации и т. п. Специ­фической чертой внешнеэкономической политики в открытой экономике является максимальное использование преимуществ внешнеэкономической деятельности для достижения наибольшей эффективности функционирования национальной экономики. Открытая экономика исключает государственную монополию в сфере внешней торговли и требует активного использования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации и рабочей силы.

Степень открытости экономики  во многом зависит от обеспеченности природными ресурсами, от численности  населения, от емкости внутреннего  рынка и от платежеспособного  спроса населения. Кроме того, степень  открытости экономики будет определяться воспроизводственной и отраслевой структурой национальной экономики. Как показывает практика, чем больше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики), тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики. Можно сказать, что степень открытости экономики страны тем выше, чем более развиты в ней экономические отношения,  чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее обеспеченность собственными природными ресурсами.

Информация о работе Понятие конъюнктуры мирового товарного рынка