Понятие конъюнктуры мирового товарного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:20, доклад

Описание работы

Знание закономерностей и конкретики развития мирового рынка должно основываться на изучении рыночной конъюнктуры. Конъюнктура – это конкретный процесс циклического воспроизводства, который проявляется в динамике промышленного производства и капиталовложений, в колебаниях цен и ставки процента, в изменениях внутренней и внешней торговли и других экономических показателях.

Файлы: 1 файл

ДЗ мировая эк-ка 18 вопросов.docx

— 356.83 Кб (Скачать файл)

По степени открытости экономики страны можно разделить  на следующие группы: страны с относительно зарытой экономикой (доля экспорта менее 10 % ВВП); страны с относительно открытой экономикой (доля экспорта более 35 % ВВП); страны, располагающиеся между  первыми двумя. Исходя из этого критерия, странами с наиболее открытой экономикой являются Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, с наименее открытой — Северная Корея, Куба.

Однако доля экспорта в  ВВП — это не единственный индикатор  открытости экономической системы. В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости экономики, чаще всего применяются:

1. Показатели, характеризующие  активность страны в мировой  торговле:

• коэффициент внутриотраслевой международной специализации:

Показатель колеблется от -100 до +100 (в первом случае страна является исключительно импортирующей тот  или иной товар, во втором — исключительно  экспортирующей тот или иной товар). Показатели, располагающиеся между  крайними точками, характеризуют степень  вовлечения страны во внутриотраслевую международную специализацию;

• экспортная квота —  показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики в целом  и отдельных отраслей по тем или  иным видам продукции:

Увеличение экспортной квоты  свидетельствует как о возрастающем участии страны в международном  разделении труда, так и о росте  конкурентоспособности производимой ею продукции;

• импортная квота характеризует  значимость импорта для народного  хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции:

• внешнеторговая квота  определяется как соотношение совокупной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах:

• структура экспорта, т. е. соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам  и степени их переработки. Так, высокий  удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как  правило, свидетельствует о высоком  научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых  идет на экспорт;

• структура импорта, особенно соотношение объемов ввозимых в  страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее ясно характеризует зависимость экономики  страны от внешнего рынка и уровень  развития отраслей национальной экономики;

• сравнительное соотношение  доли страны в мировом производстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле: чем выше значения их показателей, тем  значительнее вовлечена страна в  международные экономические отношения.

2. Показатели вывоза капитала (международного движения капиталов):

• объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны и его соотношение  с национальным богатством страны. Как правило, страна с высоким  уровнем открытости экономики имеет  большие возможности вложения капитала в экономику других стран;

• соотношение объема прямых зарубежных инвестиций данной страны за рубежом с объемом прямых иностранных  инвестиций на ее территории. Это соотношение  характеризует развитие международных  интеграционных процессов и тесно  связано с эффективностью функционирования и уровнем открытости национальной экономики стран — субъектов  инвестирования капитала;

• объем внешнего долга  страны и его соотношение с  ВВП (ВНП) данной страны.

Далее на основе приведенных  показателей будет дана оценка степени  открытости современной российской экономики, но прежде рассмотрим общие  закономерности и тенденции, связанные  с формированием экономической  системы открытого типа в нашей  стране.

 

12. Особенности  североамериканской модели интеграции NAFTA

В декабре 1992 г. между Канадой, Мексикой и США было подписано  Соглашение (пакт) о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА «North American Free Trade Area»), которое вступило в действие 1 января 1994 г. Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов: во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик; во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.

Целями создания НАФТА явились следующие положения:

  • Устранение торговых барьеров и облегчение международного движения товаров и услуг между территориями сторон,
  • Продвижение условий справедливой конкуренции в области свободной внешней торговли;
  • Увеличение инвестиционных возможностей территорий;
  • Обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности на территории каждой стороны;
  • Создание эффективных процедур для реализации соглашений, работы объединенной администрации и принятия решений;
  • Определение рамок для дальнейшего трехстороннего, регионального, и многостороннего сотрудничества ради увеличения и расширения выгод от соглашения.

 

 ОСОБЕННОСТИ

В отличие от Западной Европы в Северной Америке импульсы к  созданию хозяйственного комплекса  шли “снизу вверх” – от стремления к сотрудничеству между американскими  и канадскими компаниями.

Асимметричность экономической  зависимости США, Канады и Мексики. доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики.

 Разные стартовые условия участников. Что касается Мексики, то здесь интеграция в рамках НАФТА представляется эффективным средством для скорейшего поднятия уровня своего эк-кого развития.

Сохранение своего внешнеторгового  законодательства, поскольку создание таможенного союза не предусмотрено.

 Несмотря на основную цель ее создания — полную либерализацию торговли - между странами допускаются некоторые исключения. В ходе переговоров стороны настаивали на исключении из НАФТА ряда отраслей:

 *культуры — со стороны Канады, *морских перевозок — со стороны США, *нефтяной промышленности — со стороны Мексики (для Мексики нефтяная отрасль является стратегической.

Одним из достижений НАФТА  является снятие целого ряда ограничений  и требований для иностранных  инвесторов (которые имели место  в Мексике): обязательный экспорт  определенного количества товаров  и услуг, обязательное использование  отечественных товаров и услуг, обязательная передача технологий.

Включение в НАФТА раздела, посвященного торговле услугами, имеет  огромное значение для стран-участниц, особенно для Мексики, т.к. начиная с 80-х гг услуги составляют более половины ВВП страны, а уровень занятости в данной сфере сост. соответственно 60 %.

 Следует подчеркнуть,  что в отличие от Европейского союза в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формы регулирования интеграционного взаимодействия. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, который «следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации».

 в рамках НАФТА учреждаются  самые высокие в мире нормы  защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки.

 За время существования  торговля между США, Канадой  и Мексикой увеличилась в общей  сложности более чем на 250 %.

США. выгоды: свободное движение американских товаров и услуг; свободный доступ для американских инвестиций; защита прав интеллектуальной собственности; рост конкурентоспособности; использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей; создание рыночно-ориентированной демократии в регионе во главе с США, приращение не только экономической, но и геополитической мощи США; склонение партнеров в Европе и Азии к компромиссам на переговорах др. Однако существует опасение относительно усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики.

Канада. Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Канада смогла укрепить свои позиции в мировом хозяйстве, ее экономика стала более конкурентоспособной и сильной, повысилась инвестиционная привлекательность. Беспошлинный режим ввоза канадских товаров на территории стран-партнеров НАФТА повлек за собой снижение цен на широкий круг канадских потребительских товаров, что стимулировало спрос на них и, соответственно, способствовало расширению объема продаж.

Мексика. Выгоды: эк. рост, гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий около 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока ин.инвестиций. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское прав-во добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Привлекательность Мексики для ин.предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Минусы: амер.  и канад. ТНК, проникая в страну, «сметают» отечественные малые и средние промышленные предприятия.

 

13. Особенности  процессов интеграции в АТР

     Особенность  интеграционной ситуации в АТР  состоит  в том, что здесь  отсутствует  межгосударственная  структура типа ЕС. В данном  случае присутствует разделение  региона на нескольких уровнях  - в  первую очередь, это страны  азиатского региона и Северная  Америка. Интеграционное взаимодействие  азиатских стран  происходит  на трех уровнях. Во-первых, на  уровне форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, APEC - Asia-Pacific Economic Cooperation). Во-вторых, на уровне субрегиональных интеграционных группировок - например, АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, ASEAN - Association of Southeast Asian Nations), которая была учреждена в 1967 году с целью содействия социально-экономическому развитию стран-членов, сотрудничеству в промышленности и сельском хозяйстве, проведению научно-исследовательских работ. В ее состав входят все десять стран субрегиона: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины (со дня основания), впоследствии к ней  присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Ежегодно в рамках АСЕАН проводятся встречи на высшем уровне и на уровне ключевых министров. В настоящее момент усилия Ассоциации сосредоточены на поддержке региональной безопасности и стимулировании экономического сотрудничества в регионе (АСЕАН подписывает соглашение о создании зоны свободной торговли отдельно с Японией, Южной Кореей и Китаем). И, наконец, третий уровень интеграции - это уровень двусторонних отношений (например, зона свободной торговли Япония-Сингапур или переговоры о таможенном союзе Южной Кореи и Японии).

 

Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

Организация образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров  Австралии и Новой Зеландии.

АТЭС образовано как свободный  консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры  или крупного бюрократического аппарата.

В настоящее время в  АТЭС 21 член, среди них — большинство  стран с береговой линией у  Тихого океана.

Участвующие экономики

Австралия 1989

Бруней 1989

Канада 1989

Индонезия 1989

Япония 1989

Республика Корея 1989

Малайзия 1989

Новая Зеландия 1989

Филиппины 1989

Сингапур 1989

Таиланд 1989

США 1989

Китайский Тайбэй[2] 1991

Гонконг, Китай[3] 1991

Китайская Народная Республика[4] 1991

Мексика 1993

Папуа — Новая Гвинея 1993

Чили 1994

Перу 1998

Россия 1998

Вьетнам 1998

Цели и задачи АТЭС

 

В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в  АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного  режима. Каждая экономика самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

 

Ассоциация  стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (англ. Association of SouthEast Asian Nations) — политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Страны-члены

Непосредственно образующими  государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), Вьетнам (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.).

Информация о работе Понятие конъюнктуры мирового товарного рынка