Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 12:12, контрольная работа
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий
на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то
единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий.
Каждое государство в зависимости от национальности, производственных
градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии
распределения предприятий по их размерам.
ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО СУЩНОСТЬ
Малый бизнес: основные критерии, особенности и функции.
Критерии выделения малых предприятий
Человечество
накопило достаточно богатый
опыт распределения
на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то
единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий.
Каждое государство в зависимости от национальности, производственных
градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии
распределения предприятий по их размерам.
Например,
во Франции очень малыми
числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500
и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около
99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех
занятых.
В Японии
к категории малых и средних
предприятий относятся
самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом
основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей
промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве;
до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50
человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг.
Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них
трудится свыше 80% всех занятых.
В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону
“О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются
коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ,
субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и
иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким
юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не
превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не
превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
в оптовой торговле – 50;
в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
в
других отраслях и при
человек.
Таким
образом, определен критерий
выделения малых предприятий
численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других
критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные
основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.
Видимо
универсальных критериев
безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется
целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по
каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя
относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в
индивидуальном порядке.
1.4 Виды малых предприятий.
Те, кто
впервые сталкивается с
типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий,
подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно,
малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не
вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое
предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве
видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных,
коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по
критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые
государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых
предприятий.
В
этой связи становится
какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования,
материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти
системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид
малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его
учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут
создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами,
государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными
организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться
совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого предприятия является государственная
организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно
малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава
государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид
созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.
В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные
так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть
по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий
совпадают.
1.5 Правовые основы малого бизнеса
Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое
явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и
нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых
предприятий с целью создания благоприятных условий для их
функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406
“О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были
определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена
возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания
фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР “О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в
апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки
предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был
переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).
А в июне 1995 г. был принят федеральный закон “О государственной
поддержке малого
предпринимательства в
общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы
государственного стимулирования, а также регулирования деятельности
субъектов малого предпринимательства.
Указом
Президента РФ в июне 1995
г. был образован
комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле
1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа
государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 -
1995 гг.
В
ней были определены основные
направления, цели и
области, включая совершенствование законодательства, развитие системы
финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное
обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для
обеспечения государственных нужд и др.
В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная
программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.
Остается
надеяться, что действующий с
01.01.99г. Налоговый Кодекс
содержании которого нет особых приоритетов для малого и среднего
предпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему развитию малого
бизнеса в России.
Кстати на реформу налогообложения и рост частного предпринимательства в
России, Агентство США по международному развитию затратило в 1992-1996
годах около 435 млн. долларов – это больше, чем в других странах СНГ.
Средства на поддержку малых и средних предприятий исключены из федерального
бюджета на этот год. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ стала
очевидной важная роль этих предприятий: они выполнили роль буфера, который
смягчил экономический спад.
1.6 Особенности и функции малого предприятия.
Предпринимательство в
качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права
собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия:
ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений
между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной
мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности
трудом.
Третья
– относительно небольшие
фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой
объем реализации товара.
Четвертая
– персонифицированный
и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на
обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью
ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного
рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в
производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется
родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю
деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если
“гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи,
то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков,
собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей,
родственников и т.д.).
Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного
капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это
соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить
экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя;
во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора
научно-технического
прогресса, в четвертых –
агента рыночных отношений.
Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы
предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой
творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд
социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов,
пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на
крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным
продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для
обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в
сфере обслуживания,
удовлетворяют потребности
лишены, например, в супермаркетах).
Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая
функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой
рыночной экономикой.
1.7 Сфера
деятельности малых
промышленностью.
Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости
изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой
номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования
незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного
количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном
насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных
запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление
которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не
автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных
производств,
изготавливают комплектующие