Понятие малого бизнеса и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий
на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то
единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий.
Каждое государство в зависимости от национальности, производственных
градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии
распределения предприятий по их размерам.

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 31.98 Кб (Скачать файл)

ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО СУЩНОСТЬ

Малый бизнес: основные критерии, особенности и  функции.

Критерии  выделения малых предприятий

 

    Человечество  накопило достаточно богатый  опыт распределения  предприятий

на группы в зависимости от их размера.  При  этом  не  существует  какого-то

единого для  всех стран универсального критерия выделений малых  предприятий.

Каждое  государство  в  зависимости  от   национальности,   производственных

градаций,  отраслевой  культуры  экономики   устанавливает   свои   критерии

распределения предприятий по их размерам.

   Например, во Франции очень малыми предприятиями  считаются производства  с

числом занятых  до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до  500

и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют  около

99% численности  всех  предприятий  и  на  них  трудится  примерно  67%  всех

занятых.

   В Японии  к категории малых и  средних   предприятий  относятся  юридически

самостоятельные компании  с  числом  занятых  до  300  человек  или  объемом

основного   капитала   до   100   млн.   иен   в   отраслях   обрабатывающей

промышленности, строительстве, транспорте, связи, в  коммунальном  хозяйстве;

до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) –  в оптовой торговле  и  до  50

человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной  торговле  и  сфере  услуг.

Мелкие и  средние компании составляют более 99% общего  их  числа  и  на  них

трудится  свыше 80% всех занятых.

   В нашей  стране, согласно принятому 14 июля 1995  г.  Федеральному  закону

“О  государственной  поддержке  малого  предпринимательства   в   Российской

Федерации”,   под   субъектами   малого    предпринимательства    понимаются

коммерческие  организации, в  уставном  капитале  которых  доля  участия  РФ,

субъектов РФ, общественных и религиозных  организаций,  благотворительных  и

иных фондов не превышает 25%;  доля,  принадлежащая  одному  или  нескольким

юридическим лицам, не являющимися субъектами малого  предпринимательства  не

превышает 25% и в которых  численность  работников  за  отчетный  период  не

превышает следующих  предельных уровней:

    в  промышленности, строительстве и  на транспорте – 100 человек;

    в  оптовой торговле  – 50;

    в  розничной торговле и бытовом  обслуживании  – 30;

    в  других отраслях и при осуществлении  других видов деятельности –  50

человек.

  Таким   образом,  определен  критерий  выделения  малых  предприятий   –  по

численности  работающих.  Несовершенство  данного критерия,  да  и   других

критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где  многомиллионные

основные  фонды приводятся в действие несколькими  работниками.

    Видимо  универсальных критериев выделения  малых предприятий,  позволяющих

безошибочно сортировать предприятия, не существует.  Поэтому  представляется

целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять  по

каждой отрасли, с учетом специфики производства,  какие  предприятия  нельзя

относить  к малым. В случае  возникновения  спорных  вопросов,  решать  их  в

индивидуальном  порядке.

 

1.4 Виды малых  предприятий.

  Те, кто  впервые сталкивается с  малыми  предприятиями,  обычно  допускают

типичную  ошибку: считают  малые  предприятия  одним  из  видов  предприятий,

подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это  неверно,

малые предприятия  в этот перечень не могут быть включены.  Малые  –  это  не

вид,  не  организационно-правовая  форма,  а   размер   предприятия.   Малое

предприятие – всегда какое-то применительно  к выделяемым в законодательстве

видам предприятий. Из всех  имеющихся  видов  предприятий:  государственных,

коллективных, совместных,  кооперативов  и  т.д.,  выделяется  их  часть  по

критериям  численности   работающих.   Таким   образом,   существуют   малые

государственные,  малые  совместные,  малые  частные  и  прочие  виды  малых

предприятий.

    В  этой связи становится очевидным,  для малых предприятий  не  существует

какой-то универсальной, общей для всех  их  видов  системы  ценообразования,

материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и  т.д. Все  эти

системы функционирования предприятия определяются по их видам.

    Бытует  и еще одно широко  распространенное  заблуждение,  будто  бы  вид

малого предприятия  предопределяется  тем,  какая  организация  является  его

учредителем.  Безусловной  связи  здесь   нет.   Малые   предприятия   могут

создаваться  гражданами,  членами  семьи  и  совместно  с  другими   лицами,

государственными,  арендными,   совместными   предприятиями,   общественными

организациями  и  т.д.  Кроме  того,  малые  предприятия  могут  создаваться

совместно указанными органами, предприятиями, организациями  и гражданами.

     Если   учредителем   малого   предприятия   является    государственная

организация, то это отнюдь не означает, что новое  образование  будет  именно

малым  государственным  предприятием.  Имущество,  выделяемое   из   состава

государственного  предприятия, может быть сдано в  аренду  кооперативом.  Вид

созданного  предприятия – кооператив. Могут  быть и другие варианты.

   В то  же время индивидуальные и  семейные  частные  предприятия,  названные

так именно применительно  к учредителям, не могут быть иного  вида.  То  есть

по таким  видам малых предприятий  учредительство  и  вид  малых  предприятий

совпадают.

 

1.5 Правовые  основы малого бизнеса

 Малый   бизнес  в  России  как   самостоятельное  социально-экономическое

явление  существует  уже  свыше  10  лет.  Действующие   законодательные   и

нормативно-правовые  акты  направлены  на  государственную  поддержку  малых

предприятий    с   целью   создания    благоприятных    условий    для    их

функционирования, в первую очередь предоставления льгот по  налогообложению.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации  от 18.07.91 г. №  406

“О  мерах  по  поддержке  и  развитию  малых  предприятий  в  РСФСР”,   были

определены  критерии отнесения предприятий  к категориям малых,  предусмотрена

возможность установления определенных  налоговых  льгот,  а  также  создания

фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

     В  соответствии  с  законом   РСФСР   “О   конкуренции   и   ограничении

монополистической деятельности  на  товарных  рынках”,  Правительство  РФ  в

апреле  1993  г.  приняло постановление об  образовании фонда   поддержки

предпринимательства и развития конкуренции  (с  декабря  1995  года  он  был

переименован  в Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства).

    А  в июне  1995  г.  был  принят  федеральный  закон  “О  государственной

поддержке малого предпринимательства в Российской  Федерации”,  определивший

общие   положения   поддержки   малых   предприятий,    формы    и    методы

государственного  стимулирования,   а   также   регулирования   деятельности

субъектов малого предпринимательства.

    Указом  Президента РФ  в  июне  1995  г.  был  образован  Государственный

комитет РФ по поддержке и  развитию  малого  предпринимательства.  В  апреле

1994  г.  Правительством   РФ   одобрена   целевая   Федеральная   программа

государственной поддержки малого предпринимательства  в  России  на  1994  -

1995 гг.

    В  ней были определены основные  направления, цели и приоритеты  в  данной

области,  включая  совершенствование  законодательства,   развитие   системы

финансово-кредитной    поддержки,    информационное    и    консультационное

обеспечение  малых  предприятий,  содействие  в  реализации  контрактов  для

обеспечения государственных нужд и др.

   В 1996  г.  Государственной  Думой   была  утверждена  вторая  Федеральная

программа государственной  поддержки предпринимательства  на 1996-1997гг.

    Остается  надеяться, что действующий с  01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ,  в

содержании  которого  нет особых  приоритетов   для   малого   и   среднего

предпринимательства, не будет  препятствовать  дальнейшему  развитию  малого

бизнеса в  России.

   Кстати  на реформу налогообложения и  рост частного  предпринимательства   в

России, Агентство  США  по  международному  развитию  затратило  в  1992-1996

годах около 435 млн. долларов – это больше,  чем в других  странах СНГ.

Средства  на поддержку малых и средних  предприятий исключены из  федерального

бюджета на этот год. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ  стала

очевидной важная роль этих предприятий: они выполнили роль  буфера,  который

смягчил экономический  спад.

 

                1.6 Особенности и функции малого  предприятия.

 

     Предпринимательство  в  масштабе  малого  предприятия  обладает   рядом

качественных  особенностей. В первую очередь стоит  отметить  единство  права

собственности и непосредственного управления предприятием.

   Вторая  характеристика  –   так   называемая   обозримость   предприятия:

ограниченность  его масштабов вызывает особый, личностный характер  отношений

между  хозяином  и  работником,  что  позволяет  добиваться   действительной

мотивации работы персонала и более  высокой  степени  его  удовлетворенности

трудом.

  Третья  – относительно небольшие рынки  ресурсов  и  сбыта,  не  позволяющие

фирме оказывать  сколько-нибудь серьезное влияние  на цены и общий  отраслевой

объем реализации товара.

  Четвертая  – персонифицированный характер  отношений между  предпринимателем

и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое  предприятие рассчитано  на

обслуживание  сравнительно узкого круга потребителей.

  Пятое  – ключевая роль  руководителя  в  жизни  предприятия:  он  полностью

ответственен за результаты хозяйствования  не  только  из-за  имущественного

рынка,   но   и   вследствие   своей   непосредственной    включенности    в

производственный  процесс и все связанное с  его организацией.

  Шестая  специфическая  черта  –   семейное  ведение  дела:  оно   наследуется

родственниками  хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность  последних во  всю

деятельность  предприятия.

  Наконец,  седьмая особенность связана   с  характером  финансирования.  Если

“гиганты” черпают  необходимые ресурсы главным  образом через фондовые  биржи,

то малые  предприятия полагаются на сравнительно  небольшие  кредиты  банков,

собственные средства  и   “неформальный”  рынок  капиталов  (деньги  друзей,

родственников и т.д.).

  Также,  как одну из особенностей, можно  выделить  высокую  долю  оборотного

капитала  по сравнению с основным фондом.  Если  у  крупных  предприятий  это

соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

    В   ряду  функций  малого  предприятия,  прежде  всего,  важно   отметить

экономические функции, определяемые его ролью  как, во-первых,  работодателя;

во-вторых –  производителя  продукции  и  услуг,  в-третьих  –  катализатора

научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика,  в  пятых  –

агента рыночных отношений.

   Не  менее  значимы  функции   социальные.  Во-первых,  через   малые  формы

предпринимательской деятельности многие люди  раскрывают  и  реализуют  свой

творческий  потенциал.  Во-вторых,  в  основном  здесь   используется   труд

социально   уязвимых   групп   населения   (женщин,   учащихся,   инвалидов,

пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут  найти  себе  применение  на

крупных предприятиях.  В – третьих,  малые предприятия являются  главным

продуцентом мест производственного обучения,  своеобразным  “полигоном”  для

обкатки молодых  кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде  всего  в

сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей  в общении  (но  его  они

лишены, например, в супермаркетах).

   Уже  сегодня актуальна и будет   актуализироваться  и  далее   экологическая

функция малого бизнеса,  которая  уже  имеет  место  в  странах  с  развитой

рыночной  экономикой.

 

   1.7 Сфера  деятельности малых предприятий  и их взаимодействие с большой

                              промышленностью.

 

    Малые   предприятия,   как   правило,   появляются   при   необходимости

изготовления   небольших   партий   продукции   с   постоянно    обновляемой

номенклатурой   и   ассортиментом   выпускаемых    изделий,    использования

незначительных  источников  сырья  и  материалов  в  условиях  ограниченного

количества  потребителей. Таким образом, малые  предприятия при  сравнительном

насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом  индивидуальных

запросов  заказчика,  производстве  мелочей или   продукции,   изготовление

которой в  технологическом  отношении  является  преимущественно  ручным,  не

автоматизированным.   Малые   предприятия   утилизируют    отходы    крупных

производств, изготавливают комплектующие изделия  для сборочных  предприятий.

Информация о работе Понятие малого бизнеса и его сущность