Понятие малого бизнеса и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий
на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то
единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий.
Каждое государство в зависимости от национальности, производственных
градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии
распределения предприятий по их размерам.

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 31.98 Кб (Скачать файл)

Кроме того, малые  предприятия  доминируют  во  всех  сферах  деятельности  с

высоким  риском  получения  нулевого   результата.   Это   и   инновационная

деятельность, и освоение новой технологии, новых  видов изделий.

   Хотелось  бы особенно  обратить  внимание  на  две  большие  группы  малых

предприятий,  имеющих  разные  функции  и  соответствующие  результаты.  Это

предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное  и экстенсивное

развитие  экономики.

    Малые   предприятия  интенсивного  направления   призваны  давать   мощный

импульс развитию крупных  предприятий,  именно  здесь  закладывается  основа

глобальных  структурных изменений. Поощрение  малых инновационных  предприятий

в  приоритетной  сфере,  целенаправленно  избранной  государством,  призвано

подготовить научно-технический прорыв в  этой  области,  апробировать  рынок

сбыта  новой  продукции,  отладить  технологические   процессы,   отработать

основные  вопросы переподготовки кадров для  крупных предприятий.  Интенсивная

малая  экономика  –  это  полигон  для  отработки  всех   аспектов   научно-

технической  политики.  Однако  нет  возможности,  да  и  нет  необходимости

учитывать все  до мелочей при глобальных изменениях в экономике.

    Эту   “доводку  крупных  преобразований”   призваны   обеспечивать   малые

предприятия,  но  только  экстенсивного  направления.   Наполнением   новыми

товарами  рынков  небольших  населенных  пунктов,  отдаленных  районов  будут

также заниматься малые предприятия данного направления.

   Каждое  крупное структурное изменение  в экономике сопровождается  массовым

высвобождением   работников   с   предприятий   отмирающих   отраслей,    их

переподготовкой и привлечением на новые рабочие  места. В  значительной  мере

груз сглаживания  социальных конфликтов в этот период, обеспечение  временной

занятости берут  на себя  малые  предприятия  экстенсивного  типа.  В  данном

случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.

   Важно  учитывать, что малые предприятия  занимают традиционную  только  для

них сферу  деятельности, в которую  крупные  предприятия  редко  вмешиваются.

Это  производства  с  применением  ручного  труда,   к   которым   относятся

ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные  виды  деятельности.

При хорошей  организации снабжения необходимыми материалами и сбыта  изделий,

такие малые  предприятия дают значительную отдачу.

    Но  так   же   важно   отметить,   что   крупное   производство   и   не

противопоставляется малому, что является одной из причин успешного  развития

малого бизнеса  в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых  странах

культивируется  принцип кооперирования крупных  и  малых  предприятий,  причем

крупные объединения  не подавляют  малые  фирмы,  а  взаимно  дополняют  друг

друга,  особенно  в  сфере   специализации   отдельных   производств   и   в

инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру,  девять  из  каждых

новых десяти технологических идей рождаются  в малых фирмах.

    Предприниматели  стремятся быть  индивидуалистами.  И  часто  именно  это

позволяет  им  раздвигать  границы  знаний.  Идеи  являются  их   “товарными

запасами”.  Хотя,  по  словам  экономиста   Леонарда   Вайса:   “большинство

исследований

Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности  местного  рынка,

объем  и  структуру  локального  спроса,  поэтому  именно  он  должен  стать

основным  фактором оптимизации структуры  региональной  экономики.  Структура

распределения малых предприятий по экономическим  районам  России  на  конец

1998 г.

Практика  государственного   содействия   немонополистическому   сектору

экономики развитых стран показывает, что  правительственный  выбор  основных

направлений этого  содействия  происходит  на  основе  исследований  данного

круга  проблем.  Поэтому  важнейшая   задача   органов   власти   определить

приоритетные  направления  развития  малого  бизнеса.  В  России   к   таким

направлениям  отнесены:

V Производство  и переработка сельскохозяйственной  продукции;

V Производство  продовольственных, промышленных  товаров,  товаров  народного

   потребления;

V Лекарственных  препаратов и медицинской техники;

V Оказание  производственных, коммунальных и  бытовых услуг;

V  Строительство   объектов  жилищного,  производственного   и   социального

   назначения.

   Соответственно, одним из важных инструментов  государственного  содействия

развитию  мелкого  бизнеса  является  прямая  финансовая   помощь,   которая

осуществляется   посредством   льготного    субсидирования    малых    фирм,

предоставления  гарантий при получении ими  займов  из  других  источников  и

льготного налогообложения.

   Важным  инструментом  государственного  содействия  малым  предприятиям  в

большинстве промышленно развитых  стран является  система государственных

заказов.  Данная  форма  отношений  позволяет  обеспечить   малому   бизнесу

гарантированный  рынок  сбыта,   ускорить   процесс   накопления   капитала,

расширить   производственные   мощности,   укрепить   конкурентоспособность,

модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно  широкое развитие получили организуемые государственными  органами

и  частными  предприятиями  специальные   службы   по   оказанию   различных

консультационных  услуг малым компаниям.

   Особая  система  государственной   поддержки  существует  для   предприятий,

занимающихся  научно-исследовательскими  работами.  Главное место в   этой

системе   занимают   финансовая   помощь   и   информационное    обеспечение

исследовательских работ.

  Сейчас, при  корректировании многими политическими  партиями  и  движениями

своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому  бизнесу.

Так из всех программ можно выделить главные общие  идеи:

V Приоритетное  развитие малого предпринимательства  – не самоцель, а одно из

   основных  условий экономического и социального  возрождения России.

V Массовое  широкомасштабное развитие  малого  предпринимательства  позволит

   предоставить    работу    миллионам    граждан,    высвобождающихся    из

   государственных  и приватизированных предприятий.  По  оценкам  И.Хакамады:

   около  50 млн. человек.

V Реализация  мероприятий по обеспечению   производственной  и инновационной

   поддержки  малых  предприятий  позволит  создать  значительное  количество

   новых  малых предприятий, до 12 млн. предприятий,  и  новых  рабочих  мест,

   прежде  всего, для социально незащищенных  слоев населения.

V Малое предприятие,  играющее все большую роль  в  региональных  социально-

   экономических  процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует

   значительную  долю доходной базы  бюджета   и  является  решающим  фактором

   экономической  стабилизации через создание  местных потребительских  рынков

   и новых  рабочих мест.

   Если  не вдаваться в подробности,  то  сегодня  выделяют  четыре  основных

направления  для  решения  проблем  малого  бизнеса.   Первое   –   поменять

психологию  власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что  малый  бизнес  не

платит налоги и находится в серой экономике.  Второе  – реформирование  и

упрощение  налогообложения.  При  сегодняшней  системе,   когда   отнимается

львиная    доля      дохода,    предприятия    вынуждены    уклоняться    от

налогов.

В-третьих,  сделать  прозрачными  и  внести  ясность  в  акты  купли-продажи

имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе  аграрная  Россия  будет

питаться  импортом. Четвертое – стимулировать  инвестиции  населения,  которое

уже не доверяет ни банкам,  ни  государству,  в  малый  бизнес.  А  это,  по

некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40  млрд.  долл.,  хранящимся

под подушками  и матрасами.

  Россия  должна жить по принципу, что  государство обслуживает потребности   и

запросы общества, а не наоборот.

Исходя   из   особенностей   определяют   и   функции:    экономическая,

характеризуется очень высоким процентом в  общем количестве предприятий  и  в

ВВП, а также  инновационной деятельностью; социальная,  функция,  позволяющая

раскрыть  индивидуальные черты человека, более  полно  реализовать  себя  как

личность  и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно  актуальна

в  наши  дни,  когда  всеобщая  экологическая  катастрофа,  позволяет  более

рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

   Говоря  о малом бизнесе надо сказать,  что он наиболее эффективен  лишь  при

взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот.  Это единое  целое,  из

которого нельзя исключать отдельные части.

 

Малый бизнес в России пока отстает от бизнеса  промышленно развитых стран, но в  нашей стране имеются большие  резервы для его дальнейшего  роста.

 

Осуществляемая  в настоящее время в России система государственной поддержки  развития малого предпринимательства  недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать.

 

В ряде промышленно  развитых стран накоплен положительный  опыт государственной поддержки  малого бизнеса. Для успешного развития отечественного малого бизнеса необходимо использовать все полезное и приемлемое из опыта этих стран.

 

В развитии малого бизнеса России имеется множество  проблем. Решение этих проблем может  быть найдено только на путях всесторонней государственной и общественной поддержки.

 

1) Блинов А.  Условия регулирования малого  бизнеса, 1999

2)Борисов  С. Коррупционные издержки увеличиваются  с каждым годом в геометрической  прогрессии. Коммерсант. 2005

3) Васильева  Е.Н. проблемы малого предпринимательства.  М.: Академия менеджмента и рынка, 2002.

4)Власов В.С.  проблемы развития малого предпринимательства  в России. М.

5) Гражданкина  В.Д. Экономика малого предприятия.  -М.: ГроссМедиф: РОСБУХ, 2008

6) ГорфинкельВ.Я. Малый бизнес. 2007

7)Грибов В.Д.  Основы бизнеса: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 160 с.

 

8)Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992

9)Замулин О. Оттепель. Эксперт. 2003. №13

10)Заславская О. Плата за лояльность. Известия. 2005.

11)История  боязни. Деньги. 2005 №39

12)Конституция  РФ

13)Котлер Ф. основы маркетинга: Пер. с англ. СПб.: Коруна; Литера Плюс 1994.

14)Кочетков  г.Б. Роль и место предпринимательства в инновационной экономике// США-Канада: экономика, политика, культура. 2006.

15)Малые предприятия.  М.: Ось-89, 1996

16)Разумнова И.И. Семейный и надомный бизнес: опыт США 2001

17)Рубе В.А.  Институциональные аспекты организации  малого бизнеса в развитых  странах и в России: Учеб. пособие. М.: ИНФРАМ-М, 2004.

18)Рунов А.В. Механизмы развития….

19)Российский  статистический ежегодник . 2005.

20)Смирнов  К. Участковый приходит дважды. Деньги. 2003

[1] Грибов  В.Д. Основы бизнеса: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006.- 160с.

[2] Экономика  малого предприятия / Е.В.Гражданкина. — М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.-144 с.

[3] Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. Пособие для студентов вузов,  обучающихся по экономическим  специальностям, по направлениям  «Экономика»/ Под ред. В.Я. Горфинкеля.-3-е  изд. перераб. И допол. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.

[4] Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. Пособие для студентов вузов,  обучающихся по экономическим  специальностям, по направлениям  «Экономика»/ Под ред. В.Я. Горфинкеля.-3-е  изд. перераб. И допол. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.


Информация о работе Понятие малого бизнеса и его сущность