Понятие преступления в сфере экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:50, контрольная работа

Описание работы

Реформирование народного хозяйства России без создания адекватного механизма контроля и защиты от противоправных посягательств создало благоприятные условия для роста экономической преступности. В результате период перехода к рынку экономическая преступность в России стала более организованной и профессиональной. Резкое сокращение сфер легальной интеллектуальной деятельности в результате длительного сжатия государственного финансирования повысило интеллектуальный уровень противоправной деятельности, расширило сферу криминального применения современной техники и технологий. Интересы криминальной среды активно устремляются прежде всего в сферу экономики, где возникли и сохраняются практически неограниченные возможности для быстрого обогащения, безнаказанного паразитирования на издержках и трудностях экономической реформы. При этом значительная часть преступных посягательств экономической направленности не имеет непосредственных потерпевших - физических лиц и потому выявляется с трудом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...3
Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности…………………….4
Преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности…………………..5
Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности………………….……………………………………………………………………8
Преступления в денежно-кредитной деятельности………………………………………...16
Заключение..…………………………………………………………………………………...21
Литература…………

Файлы: 1 файл

Готовая контрольная понятие преступления в сфере экономической деятельности.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)


3

 

                              


Содержание

 

      Введение………………………………………………………………………………………...3

      Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности…………………….4

      Преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности…………………..5

      Преступления  в  сфере  предпринимательской   и   иной   экономической

деятельности………………….……………………………………………………………………8

      Преступления в денежно-кредитной деятельности………………………………………...16

      Заключение..…………………………………………………………………………………...21

      Литература……………………………………………………………………………………..22

                               


Введение

 

              Реформирование народного хозяйства  России  без  создания  адекватного механизма  контроля  и  защиты  от  противоправных   посягательств   создало благоприятные условия для роста экономической преступности. В  результате  период перехода к рынку экономическая  преступность в России  стала  более организованной  и   профессиональной. Резкое   сокращение   сфер   легальной интеллектуальной    деятельности    в    результате    длительного    сжатия государственного   финансирования    повысило  интеллектуальный    уровень противоправной  деятельности,  расширило  сферу   криминального   применения современной  техники  и  технологий. Интересы  криминальной  среды   активно устремляются прежде всего в сферу  экономики,  где  возникли  и  сохраняются практически   неограниченные   возможности    для    быстрого    обогащения, безнаказанного  паразитирования  на  издержках  и  трудностях  экономической реформы. При этом значительная часть преступных посягательств  экономической направленности не имеет непосредственных  потерпевших  -  физических  лиц  и потому выявляется с трудом.

              Экономическая преступность тормозит развитие  производства,  отвлекает инвестиционный   капитал,   подстегивает    инфляцию,    лишает    госбюджет значительной  части  доходов,  обостряет  все   существующие   экономические проблемы  и  таким  образом  становится  фактором  мощного   противодействия происходящим в России преобразованиям. Уже сегодня  можно  сделать  вывод  о том, что экономическая преступность близка к выходу на  уровень,  угрожающий национальной безопасности России.

             


Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности.

 

Нормы  об  уголовной   ответственности   за   преступления   в   сфере экономической деятельности сосредоточены в главе 22 УК.  Они  направлены  на защиту  законной предпринимательской  деятельности,   охрану   естественной государственной монополии на товарно-денежную систему, изделия,  драгоценные металлы, права потребителей товаров и услуг, защиту таможенных  и  налоговых отношений, установленных в Российской Федерации.

              С  учётом  коренных   изменений   общественных   отношений   в   сфере экономической   деятельности,    существенного    расширения    возможностей предпринимательства и форм собственности при переходе к рыночным  отношениям серьезные изменения претерпела именно эта глава (в УК РСФСР 1960г.  -  часть составов относилась к главе хозяйственных преступлений).

              Видовым объектом рассматриваемых  преступлений  являются  общественные отношения, возникающие в сфере экономической  деятельности  -  производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

              Непосредственным  объектом  могут  выступать  конкретные  общественные отношения,   связанные   с   определённой   сферой   экономики,   конкретным экономическим отношением.

              Объективная   сторона   большинства   рассматриваемых  преступлений  в сфере экономической деятельности заключается в совершении их путём  действий (например, понуждение к совершению сделки или к отказу  от  её  совершения).

              Часть преступлений может совершаться путём бездействия  (например,  злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности).

              Составы,     имеющие     материальную      конструкцию,   предполагают обязательную   взаимосвязанность   деяния, общественно  опасных  последствий и   причинной   связи   между   ними    (например,   незаконная   банковская деятельность). Формальные составы  предполагают  для  правовой  оценки  лишь установления    факта     общественно     опасного     деяния     (например, воспрепятствование     законной      предпринимательской деятельности).

              Субъектом    преступлений    в    сфере    экономической  деятельности могут быть физические, вменяемые лица,  достигшие    16-летнего    возраста.

              Субъекты    некоторых  преступлений  имеют  признаки  специального  субъекта - должностного лица (например, регистрация незаконных сделок с землёй).

Субъективная сторона преступлений в сфере  экономической  деятельности предполагает умышленную форму вины, либо может иметь две формы вины.

              В  зависимости   от   непосредственного   объекта    все  преступления можно разделить на три группы:

              а) посягающие на законную предпринимательскую деятельности (статьи 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177, 178, 180, 182, 183, 184, 185, 187, 195, 196, 197, 200 УК);

              б) посягающие  на  государственную  монополию  в  сфере   экономической

деятельности (статьи 181, 186, 190, 191, 192, 193 УК);

              в) таможенные и налоговые (статьи 188, 189, 198, 199 УК).


Преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности.

 

              Появление и развитие различных форм предпринимательской деятельности —

характерная черта преобразований, происходящих в нашем  обществе.  Экономика реально начинает базироваться на различных  формах  собственности.  Возникли многочисленные коммерческие и  иные  (некоммерческие)  организации,  аппарат которых не  участвует  в  государственном  управлении,  но  многие  служащие аппарата  этих   организаций   наделены   управленческими   полномочиями   в структурах  и,  злоупотребляя  данными  полномочиями,  они  подчас  способны причинить серьезный вред правам  и  законным  интересам  граждан,  интересам организаций, в которых они работают или других организаций,  общественным  и государственным интересам. Это обстоятельство определило появление  в  новом Уголовном Кодексе России главы о преступлениях  против  интересов  службы  в коммерческих и иных организациях.

              Интересно, что преступления такого рода  были  известны  еще  русскому Уложению о наказаниях уголовных и исправительных" 1885 года  и  "Уголовному уложению" 1903 года. Ответственность за аналогичные  деяния  предусматривает и современное уголовное законодательство многих зарубежных стран.

              Деяния,  предусмотренные  ст.ст.  201  и  204  УК  1996г.,  по   своей объективной   стороне   весьма   сходны   с    деяниями,    предусмотренными соответственно ст. 285  УК  "Злоупотребление  должностными  полномочиями"  и ст.ст. 290, 291 УК "Получение взятки", "Дача  взятки".  Поэтому  остановимся лишь на специфике составов, предусмотренных в главе о  преступлениях  против интересов службы в коммерческих и иных организациях.  Прежде  всего  выделим некоторые   вопросы,     относящиеся     к     субъекту      злоупотребления полномочиями  и  коммерческого   подкупа.   Он   определяется   как   "лицо, выполняющее управленческие функции в  коммерческой  или  иной  организации".

              Представляется,  что понятие управленческих функций как видно из  примечания к ст. 201 УК, охватывает в  качестве  родового  такие  же  функции,  которые присущи    должностному    лицу     (организационно-распорядительные     или административно-хозяйственные), в государственном и муниципальном секторе.

              Заслуживает пристального внимания ещё одно положение,  содержащееся  в примечании  к  рассматриваемой  статье:  она  распространяется    на     все коммерческие    организации,  независимо  от  формы   собственности".   Эта формулировка -поскольку  понятие  "организация"  здесь  употребляется  не  в традиционном  смысле,    как   часть   перечня   "предприятие,   учреждение, организация", а как родовое, обобщённое обозначение.

Из  положений  ст.ст.  201  и  204  УК   усматривается,  что  объектом соответствующих   составов   преступлений   являются   интересы   службы   в коммерческих организациях, независимо от  формы  собственности,  а  равно  в некоммерческих  (негосударственных  и  немуниципальных) организациях,  т.е. общественных, благотворительных и т.п., в которых извлечение  прибыли,  если оно имеет место, является средством обеспечения основной деятельности, а  не самоцелью.  Представляется,  вместе  с  тем,  что  трактовка   объекта   как

"интересов   службы"   есть   непосредственная    интерпретация    комплекса общественных отношений, связанных с поддержанием баланса законных  интересов владельцев и  служащих   коммерческих  или  некоммерческих  организаций,  их клиентов, вкладчиков и кредиторов  с  интересами  общества.  Иными  словами, видовой и родовой объекты рассматриваемых  преступлений  находятся  в  сфере общественных     отношений,     реализующих      конституционные      основы предпринимательской, иной коммерческой  экономической  деятельности  либо  в сфере реализации конституционных    основ общественной, благотворительной  и т.п.  негосударственной  (немуниципальной)   деятельности,   в   том   числе использующей предпринимательство в качестве вспомогательного направления.

Формулировки ст. 201 УК "Злоупотребление полномочиями" имеют некоторые отличия  от  ст.  285  УК   "Злоупотребление   должностными   полномочиями".

              Последняя  статья  говорит  о  корыстной  или  личной  заинтересованности  в использовании  должностным  лицом   своих   служебных   полномочий   вопреки интересам службы. Статья же 201 УК  говорит  о  действиях  вопреки  законным интересам организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя  или других лиц либо нанесения  вреда  другим  лицам.  Эти  расхождения  носят  в основном редакционный характер, связанный с  различием  служебного  статуса.

              Но цель нанесения вреда другим лицам выделена лишь в ст. 201 УК.

Субъективная  сторона  преступления   предполагает    прямой   умысел.

              Злоупотребление полномочиями управленцев коммерческой или  иной  организации

влечёт уголовную ответственность лишь  при  причинении  существенного  вреда

правам и законным интересам граждан или организаций либо интересам  общества

или государства. Условие причинения  существенного  вреда  для  должностного преступления закон не воспроизводит:  здесь  для  уголовной  ответственность достаточно самого факта существенного нарушения чьих-либо  прав  и  законных интересов.

              Отметим  ещё  два  момента.  Во-первых,  отчетливо   видно   намерение законодателя   в   максимальной   степени    "наказывать    рублём"    лицо, злоупотребившее   служебными   полномочиями   в   коммерческой   или    иной организации.

              Во-вторых, с учётом общего статуса коммерческой или иной  организации, законодатель сузил возможности привлечения к ответственности её служащих  за злоупотребления  полномочиями.  А  именно,   если   вред   причинён   только организации  (её  владельцам), уголовное преследование  осуществляется  лишь по заявлению или с согласия организации, т.е. лица или  лиц,  правоуполномоченных выступать от её имени. Расширение таким образом  диспозитивности  уголовного преследования    (уголовной    ответственности   и    наказания    виновных) направлено на обеспечение интересов  организации.  Ведь  не  исключено,  что сохранение доброго имени, которому  будет  нанесён  ущерб  оглаской    факта внутренних  злоупотреблений,   для   фирмы     важнее,   чем   преследование виновного. В то же время диспозитивность имеет границы, связанные с  выходом причиненного вреда (имущественного, морального, организационного и т.п.)  за рамки исключительных интересов организации.

              Если  злоупотребление  полномочиями  со  стороны  лица,   выполняющего управленческие  функции  причинило  вред   интересам   других   организаций, например,  банка,  предоставившего  кредит;  интересам  граждан,   например, вкладчиков; интересам общества  или  государства,  например,  путём  подрыва стабильности валютного  рынка,  уголовное  преследование  осуществляется  на общих основаниях.

              Объективная сторона, содержание  умысла,  круг  специальных  субъектов злоупотребления полномочиями чётко  описаны  в  самом  тексте  ст.  201  УК.

              Отметим лишь дополнительно, что это деяние может совершаться как в  пределах полномочий, которыми  лицо  наделено  уставом  или  иным  нормативным  актом

коммерческой либо иной организации, так и  с  их  превышением.  Но  в  любом случае полномочия используются вопреки тем  задачам,  которые  возложены  на данное лицо.

              В отличие от существенного вреда, о котором говорит часть  первая  ст.

201 УК, квалифицированный состав этой статьи (часть  вторая)  указывает  на тяжкие  последствия,  которые  охватываются  прямым  или  косвенным  умыслом виновного. К  числу  тяжких  последствий  в  конкретном  случае  могут  быть отнесены,  крупный  имущественный  ущерб,  например,  связанный  с  разрывом деловых отношений с партнёрами, в силу ущерба, причинённого  её  авторитету; прекращение деятельности  организации;       разорение многих клиентов или вкладчиков; самоубийства и т.д. Виновный должен предвидеть и желать наступления  этих  последствий  либо  по  меньшей мере  предвидеть  возможность  их  наступления,  но   относиться   к   этому безразлично. Некоторыми авторами высказано мнение о  возможности  причинения тяжких  последствий  по  неосторожности.  Этот  вопрос  должен  быть   решён законодательным или судебным толкованием ст. 201 УК.

Информация о работе Понятие преступления в сфере экономической деятельности