Понятие приватизации и разгосударствления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:49, доклад

Описание работы

Приватизация - процесс преобразования государственной или муниципальной собственности в частную. Частная собственность - ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как свободные ценные. Есть рыночные экономики с более или менее значительным государственным сектором, но нет таких, в которых существует только государственный сектор или в которых государственный сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Государственные предприятия могут быть эффективными, но только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции

Файлы: 1 файл

Приватизация.docx

— 34.04 Кб (Скачать файл)

Приватизация - процесс преобразования государственной или муниципальной  собственности в частную. Частная  собственность - ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как  свободные ценные. Есть рыночные экономики  с более или менее значительным государственным сектором, но нет  таких, в которых существует только государственный сектор или в  которых государственный сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Государственные предприятия могут  быть эффективными, но только в среде  частных предприятий и при  наличии конкуренции. Падение их эффективности происходит при доминировании  государственных монополий (ослабление или отсутствие конкуренции - внешние  факторы), а также в силу ослабления хозяйственных мотиваций (отсутствие хозяина, эффективного собственника - внутренние факторы). Эти факторы  главные. Именно они определили упадок и крах коммунистической утопии.  Поэтому вопрос о частной собственности и о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также и практическое значение. Реформаторы были полностью убеждены (как прежде марксисты), что создать процветающую экономику можно только на базе частной собственности.

В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным  инвестором и содержателем огромного  числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза  в условиях рыночной экономики.

Цель приватизации заключалась  в обеспечении условий для  нормального функционирования будущей  рыночной системы. Именно в ходе процессов  трансформации отношений собственности  в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих  субъектов и предпосылок для  рационального изменения структуры  производства как базовых условий  повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При участии государства  в процессе приватизации структура  собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные  предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные  предприятия. Такая структура характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского  государства, как средство решения  многих экономических и хозяйственных  проблем, нависших в результате длительного  сохранения в России административно-командного механизма управления экономикой.

Понятие приватизации и разгосударствления

Экономические отношения  по поводу присвоения подвижны. Это  означает, что формы собственности  могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными методами.

Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация государственных  и муниципальных предприятий  в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов  власти в собственность: предприятий  и их подразделений, выделяемых в  самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и  местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым  предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д.

Приватизация может иметь  скрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может  осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Масштабы приватизации в  той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался  в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция  к приватизации проявлялись слабо. В тех странах, где процесс  национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

В современной России приватизация приобрела широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации. В нем были заложены основы приватизации.

1. Определены три формы  приватизации: продажа предприятий  с аукциона, по конкурсу, путем  их акционирования.

2. Созданы две государственные  структуры. Первая - комитеты по  управлению государственным (муниципальным)  имуществом. Вторая - фонды имущества.  В функции первых входила подготовка  планов приватизации и осуществление  мероприятий, связанных с подготовкой  предприятий к приватизации. Вторые  осуществляли продажу предприятий  на аукционах, продажу их акций.

3. Определены объекты приватизации  и их денежная оценка. Особое  значение придавалось стоимости  имущества. Было принято решение  оценивать предприятия по остаточной  стоимости основных производственных  фондов.

Приватизация является частью более широкого процесса - разгосударствления экономики. Разгосударствление - переход  от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его  регулированию преимущественно  на основе рыночных механизмов. Итоги  разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая  роль и функции государства: оно  перестает быть субъектом хозяйствования, государство начинает регулировать экономические процессы не через  директивы, а через изменение  экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных  закупок; государство снимает с  себя функции распределения имеющихся  ресурсов; постепенно ликвидируется  государственная монополия во внешнеэкономической  деятельности.

Различие между приватизацией  и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс  коренной трансформации отношений  собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата  и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Этапы приватизации 

 

Наибольшее распространение  получили следующие подходы к  этапам и формам приватизации:

1. Малая приватизация, распространяемая  на мелкие и средние предприятия  в сфере торговли, общественного  питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном  на аукционах, коммерческих конкурсах  и предусматривала полный выкуп.

2. Большая приватизация, распространяемая  на крупные предприятия, предполагала  их акционирование с последующей  продажей акций.

В середине 90-х гг. приватизация осуществлялась с помощью различных  финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятия из государственной формы собственности  и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе. 

Говоря об этапах приватизации в России, следует различать два  основных: первый - это этап ваучерный (или точнее массовой приватизации в России, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон, который определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в РФ  путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально-ориентированной рыночной экономики.

Государственная программа приватизации  

 

Законом определялась государственная  программа приватизации. Программа  разрабатывалась на три ближайших  года, и состояла из задания на текущий  год и прогноза на два последующих  года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации (три группы - объекты, не подлежавшие  и не подлежащие в ближайшее время  приватизации. Сюда входят: недра, земельные  и водные ресурсы, континентальный  шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть  оборонного комплекса, за исключением  тех предприятий, которые уже  переключились на производство гражданской  продукции; объекты немедленной  приватизации, где была рекомендована  немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности  государства. К ним относятся: топливно-энергетический комплекс, структуроопределяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность, предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой значимости). В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, условия кредитования, условия использования при приватизации иностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет РФ, бюджеты республик в составе РФ, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов РФ, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другие цели.

В программе также устанавливался перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежавших приватизации. Организация  приватизационной компании по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась на Государственный  комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.  

 

3.4. Ваучерный этап приватизации

Понятие чека (или ваучера) связано с источниками платежа  при приватизации. В связи с  этим нужно сказать, что существовавшая, в свое время, идея бесплатной передачи имущества населению, была связана  с Законом о приватизационных счетах. Однако этот Закон никогда  практически не был действующим - его цели на практике выполнил Указ о приватизационных чеках.

Приватизационный чек - государственная  ценная бумага на предъявителя, которая  использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке  акций (паев) инвестиционных фондов. Разрушение в России системы расчетно-платежных  отношений, когда даже обычные взаимные сроки, теряются, осуществляются с огромным трудом, сделало нереальным применение приватизационных счетов. Если бы в  эту общую неразбериху было бы добавлено еще и 150 миллионов держателей расчетных счетов, то паралич денежной системы стал бы неизбежным. Возможности  для различных финансовых махинаций  со счетами открывались бы фантастические, как показал прежний опыт. Но, главное, это надолго задержало  бы приватизацию, что, конечно, было нежелательно и в социальном, и в экономическом  плане. Поэтому счета было решено заменить приватизационным чеками, которые, в сущности, выполнили ту же функцию, правда, явились при этом бумагой  «на предъявителя».

Положительной стороной приватизационного  чека явилось и то, что чековая  приватизация предопределяла крупные  масштабы и высокие темпы процесса - ведь чеки розданы всему населению  и сроки их реализации были ограничены. Тем самым в процесс приватизации было вовлечено большое количество населения и объектами приватизации стало 90% госимущества, чего не знала  история денационализации других стран. В этом есть своя специфика приватизации в России на начальном этапе.

Ваучерный этап приватизации в России имеет точную дату своего завершения – 1 июля 1994 года. Для строгой оценки итогов ваучерной приватизации данных явно недостаточно, отсутствуют достоверные данные о поступлении средств от приватизации (официально приводимые данные противоречивы и не стыкуются по ряду параметров), равно как и нет точных сведений об участии иностранного капитала в приватизации. В среде экспертов ставится под сомнение статистика обращения ваучеров и деятельности чековых инвестиционных фондов в условиях, когда правовые и фактические возможности сокрытия сведений предприятия под предлогом сохранения коммерческой тайны никем не преодолевались, за исключением весьма ограниченного числа случаев, а также заинтересованности официальных кругов и непосредственных участников приватизации в положительной оценке ее результатов.

Тем не менее итоги этого  этапа приватизации подвести необходимо. Это можно сделать, сравнивая  доступные данные, во-первых, с провозглашенными задачами ваучерной приватизации; во-вторых, с опытом приватизации в других странах; в-третьих, с точки зрения воздействия приватизации на макроэкономическую ситуацию.

Информация о работе Понятие приватизации и разгосударствления