Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:49, доклад
Приватизация - процесс преобразования государственной или муниципальной собственности в частную. Частная собственность - ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как свободные ценные. Есть рыночные экономики с более или менее значительным государственным сектором, но нет таких, в которых существует только государственный сектор или в которых государственный сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Государственные предприятия могут быть эффективными, но только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции
Приватизация - процесс преобразования
государственной или
В ходе приватизации в России
государство, будучи практически главным
инвестором и содержателем огромного
числа убыточных и
Цель приватизации заключалась
в обеспечении условий для
нормального функционирования будущей
рыночной системы. Именно в ходе процессов
трансформации отношений
При участии государства
в процессе приватизации структура
собственности, в конечном итоге, смогла
приобрести следующий вид: государственные
предприятия, частный бизнес, народные
предприятия, акционерные корпорации
с преобладанием
Понятие приватизации и разгосударствления
Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными методами.
Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Приватизация государственных
и муниципальных предприятий
в России означает приобретение гражданами,
акционерными обществами (товариществами)
у государства и местных
Приватизация может иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.
Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявлялись слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.
В современной России приватизация
приобрела широкий размах. Ее механизм
был определен Законом о
1. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.
2. Созданы две государственные
структуры. Первая - комитеты по
управлению государственным (
3. Определены объекты
Приватизация является частью
более широкого процесса - разгосударствления
экономики. Разгосударствление - переход
от преимущественно
Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.
Этапы приватизации
Наибольшее распространение получили следующие подходы к этапам и формам приватизации:
1. Малая приватизация, распространяемая
на мелкие и средние
2. Большая приватизация, распространяемая
на крупные предприятия,
В середине 90-х гг. приватизация
осуществлялась с помощью различных
финансовых институтов (инвестиционных
фондов, холдингов, инвестиционных компаний).
Она давала возможность в короткие
сроки вывести предприятия из
государственной формы
Говоря об этапах приватизации в России, следует различать два основных: первый - это этап ваучерный (или точнее массовой приватизации в России, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон, который определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в РФ путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально-ориентированной рыночной экономики.
Государственная программа приватизации
Законом определялась государственная
программа приватизации. Программа
разрабатывалась на три ближайших
года, и состояла из задания на текущий
год и прогноза на два последующих
года. В соответствии с этой программой
были определены объекты приватизации
(три группы - объекты, не подлежавшие
и не подлежащие в ближайшее время
приватизации. Сюда входят: недра, земельные
и водные ресурсы, континентальный
шельф, железнодорожные, трубопроводные
и автомагистрали, объекты, представляющие
собой национальное достояние. Сюда
же относится подавляющая часть
оборонного комплекса, за исключением
тех предприятий, которые уже
переключились на производство гражданской
продукции; объекты немедленной
приватизации, где была рекомендована
немедленная приватизация. Это: торговля,
сфера услуг, коммунальное хозяйство,
жилье, мелкие и средние предприятия,
муниципальный транспорт и т.п.
В программе также устанавливался перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежавших приватизации. Организация приватизационной компании по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
3.4. Ваучерный этап приватизации
Понятие чека (или ваучера) связано с источниками платежа при приватизации. В связи с этим нужно сказать, что существовавшая, в свое время, идея бесплатной передачи имущества населению, была связана с Законом о приватизационных счетах. Однако этот Закон никогда практически не был действующим - его цели на практике выполнил Указ о приватизационных чеках.
Приватизационный чек - государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов. Разрушение в России системы расчетно-платежных отношений, когда даже обычные взаимные сроки, теряются, осуществляются с огромным трудом, сделало нереальным применение приватизационных счетов. Если бы в эту общую неразбериху было бы добавлено еще и 150 миллионов держателей расчетных счетов, то паралич денежной системы стал бы неизбежным. Возможности для различных финансовых махинаций со счетами открывались бы фантастические, как показал прежний опыт. Но, главное, это надолго задержало бы приватизацию, что, конечно, было нежелательно и в социальном, и в экономическом плане. Поэтому счета было решено заменить приватизационным чеками, которые, в сущности, выполнили ту же функцию, правда, явились при этом бумагой «на предъявителя».
Положительной стороной приватизационного
чека явилось и то, что чековая
приватизация предопределяла крупные
масштабы и высокие темпы процесса
- ведь чеки розданы всему населению
и сроки их реализации были ограничены.
Тем самым в процесс
Ваучерный этап приватизации в России имеет точную дату своего завершения – 1 июля 1994 года. Для строгой оценки итогов ваучерной приватизации данных явно недостаточно, отсутствуют достоверные данные о поступлении средств от приватизации (официально приводимые данные противоречивы и не стыкуются по ряду параметров), равно как и нет точных сведений об участии иностранного капитала в приватизации. В среде экспертов ставится под сомнение статистика обращения ваучеров и деятельности чековых инвестиционных фондов в условиях, когда правовые и фактические возможности сокрытия сведений предприятия под предлогом сохранения коммерческой тайны никем не преодолевались, за исключением весьма ограниченного числа случаев, а также заинтересованности официальных кругов и непосредственных участников приватизации в положительной оценке ее результатов.
Тем не менее итоги этого этапа приватизации подвести необходимо. Это можно сделать, сравнивая доступные данные, во-первых, с провозглашенными задачами ваучерной приватизации; во-вторых, с опытом приватизации в других странах; в-третьих, с точки зрения воздействия приватизации на макроэкономическую ситуацию.
Информация о работе Понятие приватизации и разгосударствления