Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:49, доклад
Приватизация - процесс преобразования государственной или муниципальной собственности в частную. Частная собственность - ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как свободные ценные. Есть рыночные экономики с более или менее значительным государственным сектором, но нет таких, в которых существует только государственный сектор или в которых государственный сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Государственные предприятия могут быть эффективными, но только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции
Результат ваучерной приватизации: Во-первых, приватизация в России, как бы ее ни оценивать, осуществлялась и осуществляется. Можно спорить о многом, но фактом остается то, что большинство предприятий, подлежащих приватизации, приватизировано, в том числе путем акционирования. Во-вторых, фактом стала деятельность более 500 ваучерных фондов, если опять-таки отвлечься от оценки их деятельности. В-третьих, население России сейчас уже далеко не такое, каким оно было накануне приватизации. Можно говорить о качественном улучшении первичного экономического рыночного образования большей части граждан страны, несмотря на то, что этот уровень остается еще низким. В-четвертых, создана инфраструктура рынка ценных бумаг, хотя она, естественно, еще далека от завершения и совершенства. В-пятых, приватизация не встретила сколько-нибудь значительного противодействия со стороны широких слоев населения, что явилось одной из причин сохранения на территории России относительного социального мира, несмотря на экономические тяготы этого периода и социальную напряженность. В-шестых, независимо от оценки итогов приватизации 1992-1995 гг. ее проведение – объективный шаг к утверждению частной собственности, если отвлечься от содержательной характеристики последней.
В результате ваучерной приватизации 70% предприятий промышленности перешли в частную собственность, 40 миллионов россиян стали акционерами, более миллиона – владельцами малого бизнеса.[14] По данным Госкомстата, к середине 1994 года было приватизировано около 100 тысяч предприятий, т.е. около 2/3 всего их количества.[15]
Ваучерная приватизация, по определению, является бесплатной, льготной и не может содействовать финансовой стабилизации. В сводном финансовом балансе за 1996 год показано, что доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности за 1993 год составили 0,4% всех доходов, а в 1994 году еще меньше. Данные Госкомимущества об 1 млрд. долларов иностранных инвестиций в 1994 году относились к так называемым будущим инвестициям и не являются статьей доходов бюджетов любого уровня.[16]
Приватизация предприятий-
Таким образом, из всех задач, поставленных Государственной программой приватизации, достигнута фактически одна – создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации.
Что касается создания частной
собственности и частных
Одновременно происходит
процесс перераспределения
Едва ли можно предполагать, что политические лидеры, которые стояли у истоков и руля приватизации в 1992-94 гг., не предвидели хотя бы основных ее последствий. Ответственность, которую они возложили на себя, требовала и требует обеспечить при проведении реформ получение положительного эффекта за короткий период времени, а не в течение тысячилетий. О наличии такой возможности свидетельствует опыт Чехии, Венгрии, Словении, Хорватии, Словакии, Польши. Между тем предварительные итоги приватизации в России показывают, что положение у нас далеко не самое худшее. Едва ли не два десятка бывших социалистических стран и бывших союзных республик бывшего СССР получили результаты намного хуже российских, если судить по таким параметрам, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономического спада. Сопоставляя предварительные итоги приватизации в России с этими странами, мы можем констатировать, что переход к частной собственности идет у нас средними темпами и с относительным успехом.[17]
3.5. Денежный этап приватизации
К началу 1994 г., было погашено
около половины приватизационных чеков
- примерно 90 миллионов. Но, в связи
с тем, что до конца чековой
приватизации оставалось несколько
месяцев, это потребовало от правительства
создания новой программы приватизации
на 1994 год. Это должно было подготовить
почву для завершения этапа реформ
1991-1993 гг. и перехода к следующему,
новому этапу - денежной приватизации,
становлению вторичного рынка ценных
бумаг, утверждению всех необходимых
структур нормального, цивилизованного
фондового рынка в России. Нынешняя
программа ставила своей целью,
как и прошлая, формирование широкого
слоя частных собственников как
экономической основы рыночных отношений.
Сохранены были все основные способы
приватизации, прежние три варианта
льгот (резко усилены стимулы
третьего варианта) зафиксированы принципы
бесплатной чековой приватизации, действующий
механизм чековых аукционов и
т.д. Программой было также ограничено
применение Указа Президента о вексельном
обращении: из сферы его действия
исключены предприятия с
Новый раздел об иностранных
инвестициях практически снял все
ограничения для участия
Программа также предусматривала укрепление роли инвестиционных фондов. Им разрешено было увеличить долю акций одного предприятия в своих активах до 25%., вместо прежних 10%. Это позволило фондам реально участвовать в управлении акционерными обществами, некоторые из фондов собрали всего по тысяче ваучеров и, поняв, что просто не могут функционировать, вынуждены были уступить свои акции более крупным и сильным коллегам. Такая практика «поглощения» одних фондов другими была легализована Программой.
Нельзя было забывать о главном принципе приватизации - предотвращении банкротства. Таковую проблему двух параллельно действующих процессов - приватизации и банкротства, удалось решить когда были найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наносить ущерба приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий - банкротов. Было создано Федеральное управление, для того, чтобы привести в действие процесс банкротства.
И, наконец, третий путь - это
была обязательная смена собственности,
срочная приватизация, если финансовый
крах неизбежен. Такая норма была
заложена в Указе, который поручал
Федеральному управлению по делам о
несостоятельности принимать
Цели российской приватизации.
Главными целями приватизации в 1992 г. были:
-
- Повышение эффективности деятельности предприятий;
- Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
- Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ;
- Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
-
Необходимо отметить, что
цели, поставленные перед программой
приватизации, во многом были противоречивы
и не учитывали сложившихся
Итоги приватизации.
Проблема воссоздания
Рыночная экономика не
может быть социально-ориентированной,
особенно в период первоначального
накопления капитала, когда выживают
компании, проводящие в жизнь агрессивную
стратегию развития – стратегию
захвата относительно мелких и средних
фирм с целью увеличения собственного
капитала компании за счет процессов
централизации капитала. Скорее всего
здесь произошло смешение понятий:
социально-ориентированной
Повышение эффективности
деятельности предприятий путем
их приватизации – (следующая цель
приватизации) не могло быть достигнуто
в применяемых вариантах
- Создать структуру народного хозяйства, соответствующую структуре развитых стран;
- Создать финансовый рынок и его развитую инфраструктуру, способствующую переливу капитала в отрасли, обеспечивающие наибольшие ставки доходности на инвестированный капитал;
- Привлечь значительный приток капитала в реальное производство на долгосрочный период.
- Очевидно, что чековая приватизация не могла способствовать решению ни одной из поставленных задач. Здесь можно проследить довольно четко выраженные зависимости. Во-первых, рост эффективности промышленного производства, т.е. повышения фондоотдачи, снижение материалоемкости выпускаемой продукции, выпуск продукции с учетом платежеспособного спроса на нее, требует действия механизмов рыночной экономики, которые на первом этапе приватизации не могли действовать, так как не были созданы условия для конкуренции. Во-вторых, для становления рыночного механизма требовалась структурная перестройка народного хозяйства, которая предполагает «постепенное свертывание приходящих в упадок отраслей и переподготовку вытесняемой из них рабочей силы, стимулирование развития новых наукоемких производств».[18]
Главным регулятором при
формировании отраслевых пропорций, распределении
рабочей силы и средств производства
по сферам хозяйственной деятельности
являются механизмы рыночной экономики.
Развитые страны в 70-х годах ХХ в.
прошли период структурной перестройки,
который сопровождался
- Выбор наиболее неперспективных направлений научно-технического развития, нуждающихся в интенсивной государственной поддержке;
- Поддержка отраслей, являющихся основой национальной экономики;
Информация о работе Понятие приватизации и разгосударствления