Понятие, признаки и сведения коммерческой тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке.

Файлы: 1 файл

коммерческая тайна.docx

— 149.28 Кб (Скачать файл)

Введение


Правовой институт коммерческой тайны  является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления  предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей  важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке. Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить эту информацию за собой, предотвратить её получение третьими лицами, поскольку во многих случаях такое получение может иметь просто катастрофические последствия для бизнеса. В современных условиях жёсткой конкурентной борьбы правовая защита различного рода информации необходима для успешного развития предпринимательства и становления подлинно рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции.

В течение продолжительного времени  институт коммерческой тайны был  неизвестен отечественному законодательству. Это вполне понятно: в условиях отсутствия конкуренции, полного огосударствления экономики просто не было необходимости  в подобных правовых институтах. Понятия, близкие по содержанию коммерческой тайне, встречались только в нормативно-правовых актах, посвящённых регулированию  внешнеэкономической деятельности советских организаций. Между тем, институт коммерческой тайны имеет  в российском праве более глубокие корни, чем это может показаться на первый взгляд.

С переходом России к рыночной экономике, с реформированием отечественного законодательства, приведением его  в соответствие с новыми требованиями, интерес к коммерческой тайне  снова возрастает, что подтверждается появлением в литературе большого количества работ, посвящённых этой проблеме.

С увеличением на рынке числа  хозяйствующих субъектов конкуренция  среди них нарастает со стремительной  скоростью. Для успешного функционирования коммерческих и некоммерческих организаций  предприниматели стараются придумать  индивидуальную модель ведения дел, которая будет давать им преимущества перед конкурентами.

Каждая процветающая компания обладает собственным опытом ведения бизнеса, который включает совокупность собственных  инструментов и нововведений, таких  как оригинальная организационная  структура, необычные методы оказания услуг или производства продукции, эксклюзивные модели по продвижению  продукции на рынке. Для защиты интересов  предпринимателей, развития их конкурентоспособности  определен режим коммерческой тайны. Несмотря на широкое распространение  в современной России термина "коммерческая тайна", не многие знают толкование ее с точки зрения закона, правила  введения в организации и способы  защиты. Основным нормативно-правовым документом, осуществляющим регулирование  отношений в области коммерческой тайны, является ФЗ "О коммерческой тайне" N 98-ФЗ от 29.07.2004. , ст. 139 ГК РФ.

 

1 глава. Понятие, признаки и сведения коммерческой тайны.

 

    1. Понятие и признаки коммерческой тайны.   

Согласно 139 ГК РФ информация является коммерческой тайной в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Правом доступа к сведениям, являющимся служебной или коммерческой тайной, обладают:

а) физические лица, связанные с владельцем тайны трудовыми отношениями;

б) органы государственной власти, управления, судебные органы и их должностные лица в силу служебных полномочий;

в) лица, которые выступают сторонами сделок, заключаемых с владельцем тайны.

Коммерческая тайна, как разновидность информации, может являться объектом интеллектуальной собственности. При соблюдении необходимых условий (информация приносит доход и может быть использована в течение периода, превышающего 12 месяцев) права на указанную информацию могут отражаться в бухгалтерском учете в виде нематериальных активов. В то же время законодательство не рассматривает факт отражения в бухгалтерском учете прав на информацию в качестве одного из признаков коммерческой тайны. Поэтому отсутствие в учете указанных прав не может свидетельствовать об отсутствие самой коммерческой тайны.

Коммерческая тайна не требует для признания ее таковой какой-либо государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время следует отметить, что не любая информация, соответствующая всем перечисленным выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне. Государство вправе осуществлять контроль (в том числе налоговый) за деятельностью предприятий. Для этих целей законодательство определяет круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Признаки коммерческой тайны:

1) ее предметом являются сведения, связанные с коммерческой и хозяйственной деятельностью предприятия (производственная и технологическая информация, информация об управлении, финансах и другая информация о деятельности предприятия);

2) эта информация – собственность организации;

3) она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам;

4) информацию ограниченного доступа (она не может быть свободно получена любым заинтересованным лицом);

5) собственник информации принимает меры к защите ее конфиденциальности.

 

1.2.Перечень сведений, которые могут составлять коммерческую тайну.

1.Производство.

Сведения о производственном оборудовании, его стоимости, выпускаемой продукции, запасах сырья и материалов ;

 

2.Управление.

Сведения о применяемых методах управления предприятия; о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства предприятия по производственным, научно-техническим, коммерческим, организационным и иным вопросам ;

 

3.Планы. 

Сведения о планах и объемах расширения производства различных видов продукции и их технико- экономических обоснованиях; о планах инвестиций, закупок и продаж продукции предприятия ;

 

4.Совещания. 

Сведения о вопросах, рассматриваемых на совещаниях и заседаниях органов управления предприятия ;

 

5.Рынок.  

Сведения о применяемых предприятием методах изучения рынка; о направлениях маркетинговых исследований и результатах изучения рынка об эффективности коммерческой деятельности предприятия; о регионах сбыта готовой продукции предприятия; о заинтересованности в приобретении продукции предприятия ;

 

6.Партнеры.  

Сведения о внутренних и зарубежных заказчиках, подрядчиках, поставщиках, покупателях и других партнерах, деловых отношений предприятия, а также о его конкурентах, которые не содержатся в открытых источниках;

 

7.Переговоры.  

Сведения о целях, задачах и тактике переговоров с деловыми партнерами; о подготовке и результатах проведения переговоров с деловыми партнерами предприятия ;

 

8.Контакты (договоры) . 

Содержание коммерческих контрактов и договоров, заключенных предприятием;

 

9.Цены.  

Сведения о методах учета, уровне цен на выпускаемую продукцию предприятия в торгах или аукционах;

 

10.Торги и аукционы.  

Сведения о подготовке и участии предприятия в торгах или аукционах;

 

11.Наука и техника.  

Конструкционные характеристики создаваемых изделий предприятия и параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и т.д.); сведения о проводимых экспериментах и оборудовании, на котором они проводились; о материалах, из которых изготовлены отдельные детали; об конструкторско-технологических и художественно-технических решениях, дающих экономический эффект при выпуске изделия предприятия; о целях, задачах, программах научных исследований предприятия; о программном и компьютерном обеспечении;

 

12.Технология.

Сведения об особенностях используемых и разрабатываемых технологий предприятия и специфике их применения;

 

13.Безопасность.  

Сведения об организации защиты коммерческой тайны, сведения, составляющие коммерческую тайну предприятий-партнеров и переданные на доверительной основе предприятию, а также сведения о репутации персонала предприятия (собственная оценка отдела кадров или службы безопасности предприятия).

 

1.3.Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Федеральным законом «О коммерческой тайне» определены сведения, в отношении которых лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, не может быть установлен режим коммерческой тайны в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

 

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

 

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

 

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

 

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

 

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

 

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

 

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

 

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

 

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

 

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

2 глава.  Защита и ответственность за  нарушение коммерческой тайны.

 

2.1. Защита коммерческой тайны.

Основными факторами, способствующими защите информации, остаются пока режимные. т.е. специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Чем больше к ним может быть проявлен или уже фиксировался интерес, тем оперативнее должны приниматься меры по недопущению его удовлетворения.

 

Принятие специальных мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависит прежде всего от владельца (владельцев) информации, складывающейся в их среде деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для них производственная или коммерческая информация, и других факторов.

 

Безусловно, хранить секрет его владельцу, если он больше никому не известен, не представляет большой сложности и затрат на его охрану. Он сам не должен допустить к нему третьих лиц. При этом не быть болтливым, доверчивым. Носитель информации (документ, дискета, предмет) должен иметь соответствующее место хранения (не письменный стол, а сейф или другое недоступное для других лиц место). Несколько усложняется охрана этих сведений, когда о ее наличии становится известно заинтересованным лицам. Возникает необходимость ограничивать доступ посторонних лиц к месту хранения секретных материалов.

Опрос крупнейших российских компаний показал, что причинами разглашения коммерческих тайн являются:

 

1.Болтливость сотрудников, особенно связанная с употреблением алкоголя и общением в дружеских компаниях 32%

 

2.Стремление сотрудников заработать деньги любым способом, по принципу «деньги не пахнут»-24%

 

3. Отсутствие службы безопасности фирмы - 14%

 

4.«Советская» привычка персонала делиться опытом, давать советы - 12%

5.Бесконтрольное использование информационных и копировальных средств на фирме - 10%

 

6.Психологические конфликты между сотрудниками, между сотрудниками и руководством - 8%

 

Предприятия, фирмы, объединения, где имеется не один владелец информации, а несколько, к тому же работают сотрудники, не допущенные к производственным (коммерческим) секретам, представляют собой более сложный обьект защиты. Возникает вопрос о необходимости обеспечения внешней и внутренней безопасности структурных объединений предпринимательства. Для его решения можно использовать частные предпринимательские фирмы, частные службы безопасности (т.е. которые функционируют самостоятельно, принимая заказы от клиентов), собственные службы безопасности.

 

Качественное же исполнение заказа негосударственными детективными службами во многом зависит от тех условий, которые создаются им органами власти.

Это один вопрос. Второй касается изучения самой частной фирмы перед тем, как обратиться к ней за помощью. Почему? Имеются данные, что некоторые частные детективные образования, вместо того, чтобы действовать в соответствии со своим уставом, занимаются вымогательством, шантажом представителей других предпринимательских фирм. В принципе здесь идет обоюдная проверка заказчика и клиента перед тем, как заключить договор. Игнорирование этим подходом может привести к серьезным ошибкам.

Информация о работе Понятие, признаки и сведения коммерческой тайны