Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:23, контрольная работа
Моя задача заключается в более подробном рассмотрении рынка как объекта микроэкономики, его отдельных типов и видов, а также той деятельности, которая обеспечивает функционирование рынка.
# Введение.
# Понятие рынка.
# Виды рынков.
# Модель кругооборота.
# Заключение.
# Список литературы
Красноярский
государственный педагогический университет
имени В. П. Астафьева.
Контрольная
работа.
Понятие
рынка. Виды рынков.
Модель кругооборота.
Выполнила: студентка 3 – го курса
факультета Зосимова А. В.
Красноярск 2011 г.
План.
Введение.
Микроэкономика — раздел экономической науки, связанный с изучением относительно мелкомасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления. В то же время объектом изучения микроэкономики служат отношения между производителями, предпринимателями и государством.
Моя
задача заключается в более подробном
рассмотрении рынка как объекта микроэкономики,
его отдельных типов и видов, а также той
деятельности, которая обеспечивает функционирование
рынка.
Понятие
рынка.
Рынок, как категория микроэкономики, выражает совокупность
отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. Из этого определения видно, что микроэкономика имеет дело с конкретными рынками, например, с рынками хлеба, молока, автомобилей и т.д. На каждом из этих рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей.
Продавцом на соответствующем рынке может быть как физическое, так и юридическое лицо, предлагающее товар. Причем он может быть как производителем товара, так и просто посредником, прежде бывшим покупателем данного товара. Но, так или иначе, продавец представляет производство и его главного субъекта - предприятие.
Покупателем на рынке также может быть физическое и юридическое лицо, приобретающее товар. Он может быть и посредником и в качестве такового после покупки товара становится продавцом. Но так
или иначе покупатель стоит на стороне потребления. Вот почему рынок предстает как сфера взаимодействия не только продавцов и покупателей, но и производства и потребления, то есть как важнейшая часть более широкой сферы обмена.
Рынок
- многогранное понятие. Можно отметить
два основных подхода к его
определению. Первый основан на выделении
политико-идеологического и
Важнейшим базовым отношением субъектов рынка являются взаимодействия по поводу обмена товара на эквивалентную в смысле выгоды ценность. Эквивалентность при этом устанавливается в форме взаимного соглашения продавца и покупателя. В идеале такое соглашение достигается при полной взаимной удовлетворенности участников обмена. В основе этого процесса лежит идея удовлетворения потребностей.
Потребность - надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. На рынке потребности проявляются в виде спроса. Он представляет собой форму проявления потребности в товаре, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.
Вполне
естественно, что каждое отдельное
предприятие интересует спрос на
его собственные товары. Говорить
о спросе безотносительно к конкретному
рынку бессмысленно. Поэтому в
практическом маркетинге абстрактное
понятие рынка не применяется. Рынок
всегда конкретен. Товарные рынки разнообразны,
среди них нет двух одинаковых.
Для каждого из них характерно
свое сочетание факторов и условий,
определяющих соотношение спроса и
предложения. Таким образом, прежде
чем принимать какие-либо маркетинговые
решения, предприятие должно определить
- что для него является рынком. Только
через четкое понимание рынка того или
иного товара можно определить всю совокупность
субъектов и объектов, функционирующих
в данной сфере обмена, т.е. выявить реальных
и потенциальных конкурентов, посредников,
потребителей, условия торговли, реализуемые
товары, что чрезвычайно важно для организации
эффективной маркетинговой деятельности.
Виды рынков.
В зависимости от соотношения спроса и предложения различают рынок продавца и рынок покупателя.
Рынок продавца возникает, когда спрос значительно превосходит предложение. При этом для продавца сбыт не представляет особых усилий: в условиях избыточного спроса (дефицита) товары все равно будут реализованы. И ему, следовательно, абсолютно нецелесообразно заниматься какими-либо исследованиями, так как это будет означать лишь дополнительные затраты.
Совершенно другая ситуация характерна для рынка покупателя. Он возможен при превышении предложения над имеющимся спросом. В данном случае свои условия диктует уже не продавец, а покупатель. Для рынка покупателя характерна конкуренция. Это заставляет продавца прилагать значительные усилия для реализации своих товаров. Именно рынок покупателя является непременным условием применения концепции маркетинга.
С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки:
Проблема
территориального охвата рынка решается
предприятием в зависимости от его
финансового состояния или
Товарные рынки различаются по характеру конечного использования товара. По данному признаку выделяют: рынок потребительских товаров, рынок товаров производственного назначения, рынок услуг. Все они далее могут классифицироваться по ряду признаков. Так, рынок потребительских товаров дифференцируется по их конкретным типам (например, продовольственных и непродовольственных), товарным группам (обуви, одежды, электробытовых товаров и др.), товарным подгруппам (рынок кожаной, резиновой, валяной обуви) и т.д. Специфика исследования рынка потребительских товаров связана с тем, что они рассчитаны на множество индивидуальных потребителей. Большое внимание в таких исследованиях уделяется изучению вкусов, запросов, предпочтений и поведения потребителей.
Характерной особенностью товаров производственного назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.д.) является их тесная связь с производственным процессом. Особое значение в исследованиях подобных рынков придается изучению взаимосвязей потенциальных покупателей и производителей товаров.
Рынок услуг является одним из самых перспективных и охватывает широкий спектр деятельности: от транспорта, туризма, связи, до страхования, кредитования, образования. Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по оказанию услуг - это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы. Рынок услуг имеет ряд специфических черт, которые определяют особый подход к маркетинговой деятельности.
В зависимости от потребностей, определяющих спрос на соответствующие товары, рынки могут быть розничными и оптовыми.
Розничный (потребительский) рынок - это рынок покупателей, приобретающих товары для личного (семейного, домашнего) использования. Он неоднороден: на нем действуют различные по величине доходов, уровню потребления, социальному положению, возрасту, национальности, культурным обычаям и т.п. группы населения. Соответственно, у каждой из этих групп свои запросы, требования к товарам (их качеству, цене и т.п.), своя реакция на появление определенного товара, на рекламу. Поэтому предприятию следует определить целесообразность работы с каждой группой потребителей рынка, который оно собирается обслуживать.
Оптовый рынок, или рынок предприятий, - это рынок лиц или организаций, приобретающих товары для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи или перераспределения. В соответствии с этим можно говорить о следующих разновидностях оптового рынка: 1) рынок предприятий, закупающих товары для их последующей переработки; 2) рынок промежуточных продавцов; 3) рынок государственных учреждений.
Рынок предприятий, закупающих товары для их последующей переработки (производства других товаров), характеризуется крупными, но немногочисленными покупателями, их сравнительной географической концентрацией, организацией закупок с использованием профессионалов (агенты по снабжению, отделы материально-технического обеспечения и т.п.).
Особенностью рынка промежуточных продавцов является то, что он представлен главным образом предприятиями розничной и оптовой торговли. При взаимодействии с предприятиями-посредниками следует принимать в расчет их особенности, связанные со спецификой стоящих перед ними задач.
Рынок
государственных учреждений состоит
из организаций, осуществляющих закупку
товаров для обеспечения
Принципиально важное значение имеет классификация рынков с точки зрения организационной структуры; последняя определяется условиями торговли и характером взаимоотношений между продавцами и покупателями и обусловливает деление рынков на закрытые и открытые.
Закрытый рынок - это рынок, на котором продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями, юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, договорными отношениями, не имеющими сугубо коммерческого характера. На таком рынке доминируют различные меры и формы регулирования, держатся относительно устойчивые цены.
Открытый рынок - сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей не ограничен. Отсутствие некоммерческих связей между продавцами и покупателями предопределяет относительную независимость отношений между ними.
Говоря
о рынке как о системе
Покупатели | Продавцы | ||
Много | Несколько | Один | |
Много | Совершенный рынок | Олигопольный рынок | Монопольный рынок |
Несколько | Рынок с олигопсонией | Рынок с двойной олигополией | Монопольный рынок |
Один | Рынок с монопсонией | Рынок с монопсонией | Рынок с двойной монополией |
Информация о работе Понятие рынка. Виды рынков. Модель кругооборота