Понятие рынка. Виды рынков. Модель кругооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Моя задача заключается в более подробном рассмотрении рынка как объекта микроэкономики, его отдельных типов и видов, а также той деятельности, которая обеспечивает функционирование рынка.

Содержание работы

# Введение.
# Понятие рынка.
# Виды рынков.
# Модель кругооборота.
# Заключение.
# Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономике, 3 курс..docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)

Красноярский  государственный педагогический университет  имени В. П. Астафьева. 
 
 
 

Контрольная работа. 

Понятие рынка. Виды рынков. Модель кругооборота. 
 

Выполнила:  студентка 3 – го курса

                                        ОНО  филологического 

   факультета Зосимова А. В. 
 
 
 

Красноярск 2011 г.

 

План. 
 

  1. Введение.
  2. Понятие рынка.
  3. Виды рынков.
  4. Модель кругооборота.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение. 

     Микроэкономика — раздел экономической науки, связанный с изучением относительно мелкомасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления. В то же время объектом изучения микроэкономики служат отношения между производителями, предпринимателями и государством.

     Моя задача заключается в более подробном рассмотрении рынка как объекта микроэкономики, его отдельных типов и видов, а также той деятельности, которая обеспечивает функционирование рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие рынка. 

     Рынок, как категория микроэкономики, выражает совокупность

отношений по поводу купли-продажи отдельных  видов товаров. Из этого определения видно, что микроэкономика имеет дело с конкретными рынками, например, с рынками хлеба, молока, автомобилей и т.д. На каждом из этих рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей.

     Продавцом на соответствующем рынке может  быть как физическое, так и юридическое  лицо, предлагающее товар. Причем он может быть как производителем товара, так и просто посредником, прежде бывшим покупателем данного товара. Но, так или иначе, продавец представляет производство и его главного субъекта - предприятие.

     Покупателем на рынке также может быть физическое и юридическое лицо, приобретающее товар. Он может быть и посредником и в качестве такового после покупки товара становится продавцом. Но так

или иначе покупатель стоит на стороне потребления. Вот почему рынок предстает как сфера взаимодействия не только продавцов и покупателей, но и производства и потребления, то есть как важнейшая часть более широкой сферы обмена.

     Рынок  -  многогранное понятие. Можно отметить два основных подхода к его  определению. Первый основан на выделении  политико-идеологического и философского содержания: рынок рассматривается  как способ организации общественного  производства, поведения хозяйствующих субъектов, мышления. Второй подход акцентирует внимание на его конкретном экономическом содержании: рынок рассматривается как механизм, объединяющий спрос и предложение для обеспечения процессов купли-продажи товаров в данное время и в определенном месте. Исходя из этого, основными элементами рынка являются: субъекты (продавцы, покупатели, поставщики, посредники и др.), объекты (товары, услуги, платежные средства и др.), отношения (обмен, партнерство, конкуренция и др.), среда (природная, социальная, культурная и др.).

     Важнейшим базовым отношением субъектов рынка  являются взаимодействия по поводу обмена товара на эквивалентную в смысле выгоды ценность. Эквивалентность при  этом устанавливается в форме  взаимного соглашения продавца и  покупателя. В идеале такое соглашение достигается при полной взаимной удовлетворенности участников обмена. В основе этого процесса лежит  идея удовлетворения потребностей.

     Потребность  - надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. На рынке потребности проявляются в виде спроса. Он представляет собой форму проявления потребности в товаре, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.

     Вполне  естественно, что каждое отдельное  предприятие интересует спрос на его собственные товары. Говорить о спросе безотносительно к конкретному  рынку бессмысленно. Поэтому в  практическом маркетинге абстрактное  понятие рынка не применяется. Рынок  всегда конкретен. Товарные рынки разнообразны, среди них нет двух одинаковых. Для каждого из них характерно свое сочетание факторов и условий, определяющих соотношение спроса и  предложения. Таким образом, прежде чем принимать какие-либо маркетинговые  решения, предприятие должно определить  -  что для него является рынком. Только через четкое понимание рынка того или иного товара можно определить всю совокупность субъектов и объектов, функционирующих в данной сфере обмена, т.е. выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, условия торговли, реализуемые товары, что чрезвычайно важно для организации эффективной маркетинговой деятельности. 

 

Виды  рынков.

     В зависимости от соотношения спроса и предложения различают рынок продавца и рынок покупателя.

     Рынок продавца возникает, когда спрос значительно превосходит предложение. При этом для продавца сбыт не представляет особых усилий: в условиях избыточного спроса (дефицита) товары все равно будут реализованы. И ему, следовательно, абсолютно нецелесообразно заниматься какими-либо исследованиями, так как это будет означать лишь дополнительные затраты.

     Совершенно  другая ситуация характерна для рынка покупателя. Он возможен при превышении предложения над имеющимся спросом. В данном случае свои условия диктует уже не продавец, а покупатель. Для рынка покупателя характерна конкуренция. Это заставляет продавца прилагать значительные усилия для реализации своих товаров. Именно рынок покупателя является непременным условием применения концепции маркетинга.

     С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки:

  • местный (локальный);
  • региональный (внутри страны);
  • национальный;
  • региональный по группе стран (например, Северной Америки, Латинской Америки, Западной Европы, стран СНГ, Балтии и т.д.);
  • мировой.

   Проблема  территориального охвата рынка решается предприятием в зависимости от его  финансового состояния или особенностей предлагаемого товара. Немаловажное значение имеет также наличие соответствующей инфраструктуры. Переход с одного уровня рынка на другой является формой диверсификации и обычно осуществляется в процессе ожесточенной конкурентной борьбы.

   Товарные  рынки различаются по характеру конечного использования товара. По данному признаку выделяют: рынок потребительских товаров, рынок товаров производственного назначения, рынок услуг. Все они далее могут классифицироваться по ряду признаков. Так, рынок потребительских товаров дифференцируется по их конкретным типам (например, продовольственных и непродовольственных), товарным группам (обуви, одежды, электробытовых товаров и др.), товарным подгруппам (рынок кожаной, резиновой, валяной обуви) и т.д. Специфика исследования рынка потребительских товаров связана с тем, что они рассчитаны на множество индивидуальных потребителей. Большое внимание в таких исследованиях уделяется изучению вкусов, запросов, предпочтений и поведения потребителей.

   Характерной особенностью товаров производственного  назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.д.) является их тесная связь с  производственным процессом. Особое значение в исследованиях подобных рынков придается изучению взаимосвязей потенциальных  покупателей и производителей товаров.

   Рынок услуг является одним из самых  перспективных и охватывает широкий  спектр деятельности: от транспорта, туризма, связи, до страхования, кредитования, образования. Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по оказанию услуг - это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы. Рынок услуг имеет ряд специфических черт, которые определяют особый подход к маркетинговой деятельности.

   В зависимости  от потребностей, определяющих спрос на соответствующие товары, рынки могут быть розничными и оптовыми.

Розничный (потребительский) рынок  - это рынок покупателей, приобретающих товары для личного (семейного, домашнего) использования. Он неоднороден: на нем действуют различные по величине доходов, уровню потребления, социальному положению, возрасту, национальности, культурным обычаям и т.п. группы населения. Соответственно, у каждой из этих групп свои запросы, требования к товарам (их качеству, цене и т.п.), своя реакция на появление определенного товара, на рекламу. Поэтому предприятию следует определить целесообразность работы с каждой группой потребителей рынка, который оно собирается обслуживать.

     Оптовый рынок, или рынок предприятий,  - это рынок лиц или организаций, приобретающих товары для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи или перераспределения. В соответствии с этим можно говорить о следующих разновидностях оптового рынка: 1) рынок предприятий, закупающих товары для их последующей переработки; 2) рынок промежуточных продавцов; 3) рынок государственных учреждений.

     Рынок предприятий, закупающих товары для  их последующей переработки (производства других товаров), характеризуется крупными, но немногочисленными покупателями, их сравнительной географической концентрацией, организацией закупок с использованием профессионалов (агенты по снабжению, отделы материально-технического обеспечения и т.п.).

     Особенностью  рынка промежуточных продавцов  является то, что он представлен  главным образом предприятиями  розничной и оптовой торговли. При взаимодействии с предприятиями-посредниками следует принимать в расчет их особенности, связанные со спецификой стоящих перед ними задач.

     Рынок государственных учреждений состоит  из организаций, осуществляющих закупку  товаров для обеспечения выполнения своих функций, обусловленных решением различных социальных, политических и других вопросов. Характерная особенность  рынка государственных учреждений (школы, больницы, армия и т.п.) состоит  в том, что закупки производятся за счет государственного и местных  бюджетов. Значительная доля всех покупок  приходится на правительство. Диапазон закупок, осуществляемых от имени государственных  учреждений, чрезвычайно широк и  включает приобретение продукции, начиная  с товаров народного потребления  и сельскохозяйственной продукции  и заканчивая различными видами вооружений. Еще одной чертой данного рынка, которую необходимо принимать во внимание при взаимодействии с государственными учреждениями, является повышенное внимание и контроль за этой сферой деятельности со стороны общественности.

      Принципиально важное значение имеет классификация  рынков с точки зрения организационной структуры; последняя определяется условиями торговли и характером взаимоотношений между продавцами и покупателями и обусловливает деление рынков на закрытые и открытые.

     Закрытый  рынок - это рынок, на котором продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями, юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, договорными отношениями, не имеющими сугубо коммерческого характера. На таком рынке доминируют различные меры и формы регулирования, держатся относительно устойчивые цены.

     Открытый  рынок -  сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей не ограничен. Отсутствие некоммерческих связей между продавцами и покупателями предопределяет относительную независимость отношений между ними.

     Говоря  о рынке как о системе отношений, следует подчеркнуть, что основные субъекты этих отношений - покупатели и продавцы, а главное в этих отношениях - конкуренция. С учетом соотношения между покупателями и продавцами и особенностей конкуренции между ними рынки можно разделить на соответствующие типы и виды. Подобное деление удобно сделать с помощью таблицы. 
 
 

Покупатели Продавцы
Много Несколько Один
Много Совершенный рынок Олигопольный  рынок Монопольный рынок
Несколько Рынок с олигопсонией Рынок с двойной олигополией Монопольный рынок
Один Рынок с монопсонией Рынок с монопсонией Рынок с двойной монополией

Информация о работе Понятие рынка. Виды рынков. Модель кругооборота