Понятие рынка. Виды рынков. Модель кругооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Моя задача заключается в более подробном рассмотрении рынка как объекта микроэкономики, его отдельных типов и видов, а также той деятельности, которая обеспечивает функционирование рынка.

Содержание работы

# Введение.
# Понятие рынка.
# Виды рынков.
# Модель кругооборота.
# Заключение.
# Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономике, 3 курс..docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)
 
 
 

     Таблица представляет собой матрицу, в которой  строки представляют разное количество покупателей, а колонки - разное количество продавцов. Ее содержание позволяет выделить два типа рынков: совершенный и несовершенный рынок.

     Совершенный рынок в таблице представлен верхним левым квадратом. На нем происходит взаимодействие множества покупателей и

продавцов какого-то товара. Речь идет об абсолютно  одинаковом товаре, который может  различаться у разных продавцов  только ценой. Поэтому конкуренция  между продавцами носит ценовой  характер. Она предстает как совершенная, так как доля каждого продавца в общем предложении товара на рынке незначительна, так же как и доля каждого покупателя в общем спросе на товар. Совершенный рынок характеризуется также тем, что вход и выход на него свободен для всех, никому не запрещено заниматься производством и продажей данного товара, впрочем, как и прекратить его производство и продажу. На рынке нет каких-то препятствий или трений,

мешающих  работе рыночного механизма. На нем  нет ни рэкета, ни государства с  его пошлинами, ни сговора продавцов  и т.п. На таком рынке отсутствует какая-либо дискриминация, как в отношении продавцов, так и в отношении покупателей. Наконец, совершенный рынок отличается тем, что все его субъекты обладают всей информацией о состоянии данного рынка.

Обзор свойств совершенного рынка показывает, что этот рынок

близок  к идеальному, так как в реальной жизни найти подобный рынок

непросто. Между тем микроэкономика гласит, что отсутствие хотя бы

одного  свойства совершенного рынка делает его несовершенным. Получается, что  все остальные представленные в  таблице рынки относятся

к типу несовершенных, выступая в различных видах. Рассмотрим их по

степени их несовершенства.

     Монопольный рынок - рынок с наличием одного продавца какого-то товара. В свою очередь, этот рынок может быть рынком с чистой

монополией  и рынком с монополистической  конкуренцией. Рынок с простой или чистой монополией характеризуется тем, что один продавец продает товар, не имеющий заменителей. Так что этот товар не испытывает конкуренции со стороны других товаров, способных удовлетворять ту же потребность. Доступ на такой рынок затруднен. Такие рынки нередко обеспечивают предприятия, обладающие естественной монополией.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется тем,

что один продавец продает товар, имеющий  товары-заменители. В результате у  покупателей есть выбор между  товаром монополиста и другими  товарами, способными удовлетворять  ту же потребность. Конкуренция на таком  рынке, как правило, носит неценовой  характер, большую роль в ней играет реклама, через которую продавец, пытается внушить покупателям мысль о незаменимости его товара. С помощью рекламы монополии нередко стараются сформировать «свой» круг покупателей.

     Рынок с двойной монополией характеризуется тем, что одному

продавцу  какого-то товара противостоит один покупатель, как правило,

сам являющийся товаропроизводителем. Например, продавцом  является производитель какого-то сырья, а покупателем фирма, производящая

из этого  сырья какую-то продукцию. Таким  единственным покупателем

может быть и государство как заказчик какой-то продукции.

     Олигопольный  рынок характеризуется наличием нескольких продавцов и покупателей какого-то товара. Он, в свою очередь, как и монопольный, может быть рынком с простой и дифференцированной олигополией, так как несколько продавцов могут продавать то-

вары, не имеющие заменителей, и товары, имеющие  заменители.

     Рынок с двойной олигополией характеризуется тем, что на нем друг

другу противостоят несколько продавцов  и покупателей какого-то товара. Обычно таковыми являются фирмы-производители  какого-то товара

(например, сырьевого) и фирмы его потребители.

     Рынок с наличием монопсонии - это рынок с одним покупателем.

Им может  быть государство, которому продают  товары различные фирмы. Это может  быть крупная фирма, выступающая  в роли покупателей

продукции мелких фирм.

     Преобладание  в реальной жизни несовершенных  рынков требует

их должной  организации. Поэтому рынки также  подразделяют на организованные и неорганизованные. Организованными считаются рынки, действующие в рамках определенных законов и правил, которым подчиняются как продавцы, так и покупатели. Законы, как правило, устанавливает государство. К ним относят антимонопольные законы, законы о запрете недобросовестной конкуренции, о сертификации продаваемой продукции и т.д. Правила обычно устанавливают сами субъекты рынка, как это происходит на различных биржах. Функционирование организованных рынков обеспечивается соответствующей рыночной инфраструктурой: банками, рекламными службами, информационными центрами, консалтинговыми компаниями, государственными инспекциями и т.д.

     Неорганизованными являются рынки, действующие за рамками

установленных законов и правил. К таковым прежде всего относят «черные рынки», связанные с преступным миром. Этот рынок часто действует нелегально, так как объектом купли-продажи на нем являются товары, производство которых запрещено. К неорганизованным относят и «теневые рынки», на которых продают вполне легальные товары, но без соблюдения необходимых законов и правил. Например, товары, не прошедшие сертификацию. Наконец, к неорганизованным относят «серый рынок», торговая деятельность субъектов которого нигде не зарегистрирована. Это может быть уличная торговля, оказание пассажирских услуг частными автомобилистами, ремонтные услуги и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 

      Модель  кругооборота. 
 

      Экономический кругооборот — это циркуляция реальных экономических благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и расходов.

    

      Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая,  в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения. При всей, условности схемы кругооборота  она отражает

главное — в  развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос. Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом ресурсов, потребительских благ и доходов. Спрос домохозяйств выражается в расходах, которые осуществляются на рынках потребительских благ и услуг. Продажа этих благ и услуг составляют выручку фирмы. Покупка ресурсов, необходимых для этого, предполагает издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы (капитал, труд, землю, предпринимательскую способность), получают денежные доходы (заработную плату, ренту, проценты, прибыль). Таким

образом, реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов.

    

Эта модель может  быть уточнена при помощи включения  оборотов внутри секторов. Простая модель кругооборота несколько идеализирует  реальную

действительность. Во-первых, она не учитывает накопления, как экономических благ, так и денежных ресурсов, а также то, что какие-то ресурсы могут выпадать из процесса оборота. Например, если потребители начинают сберегать часть полученных доходов, влияние совокупного спроса уменьшается. Такие обстоятельства могут существенно модифицировать модель кругооборота. Самым важным является здесь развитие кредитной системы. Во-вторых, схема абстрагируется от роли государства. Роль государства в современном мире весьма многообразна, поскольку оно влияет как на агентов рыночной экономики, так и на рынки продуктов, факторов производства, кредита. Домашние хозяйства и фирмы платят в пользу государства налоги, получая от него в свою очередь трансфертные платежи и субсидии. В-третьих, модель кругооборота может быть уточнена путем включения в нее международной торговли. Модель экономического кругооборота имеет важное значение не только для понимания механизма функционирования рыночной экономики, но и для исследования специфики функционирования различных экономических систем.

Заключение. 

     И в заключение, хотелось бы отметить, что современная рыночная организация, а также основные модели рынка  имеют довольно сложную структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так  и несовершенной конкуренции. Вообще, конкуренция – это экономическое  соревнование между гражданами, фирмами  и странами, направленное на то, чтобы  получить в своё расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования  максимальной выгоды. 
Однако, в условиях современного мира мы наблюдает только различные виды несовершенной конкуренции: монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Здесь следует отметить, что чистая монополия встречается достаточно редко. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании, монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы. 

  1. «Курс общей  экономической теории» под редакцией  А. И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. Издательство Санкт- Петербургского университета экономики и финансов 1996г.
  2. Нуреев Р. М. Курс Микроэкономики: учебник. М, НОРМА, 2006.
  3. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М., 1998.
  4. Баликоев В. З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – М., 1999.
  5. Иохин В. Я. Экономическая теория: учебник., М, Экономистъ, 2005.
  6. Журналы: «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал».

Информация о работе Понятие рынка. Виды рынков. Модель кругооборота