Понятие рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Любое общество сталкивается с извечной проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 397.07 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Любое общество сталкивается с извечной проблемой  адекватного, рационального использования  ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими  словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и  в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской  деятельности, использование каких  ресурсов даст максимальный экономический  и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как  будет распределяться произведенная  продукция, а значит, как будет  распределяться доход, как будут  обеспечены все члены общества, в  том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

При этом каждое десятилетие выдвигает  на первый план доминирующую проблему1. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов, в 40-е годы- оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторами экономики, в 50-е годы- нарастающие инфляционные процессы, в 60-е годы- замедление экономического роста, в 70-е годы- стагфляция, в 80-е годы- высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета, в 90-е годы- государственный долг, дефицит бюджета. И общество вынуждено направлять необходимые усилия на то, чтобы результативно справиться с возникающими препятствиями

Решая эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит пред собой  цель - обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую  свободу, справедливое распределение  дохода, социальные гарантии больным, престарелым, малоимущим.

 

ГЛАВА 1: Рынок

 

1. 1. Понятие рынка

 

Можно дать несколько определений рынка.

 Рынок  – это обмен, организованный  по законам товарного производства  и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

 Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

 Рынок  – это сфера обмена внутри  страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Так, рынок  рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф.Котлера рынок характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги.

Интересно высказались о рынке американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д.Первис. Они  указывают, что рынок – это  сцена, на которой разыгрывается  пьеса о взаимодействии тех, кто  принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные  решения, какие товары и в каком  количестве покупать; огромное число  предпринимателей – что и как  производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать.

Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».

Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических  условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе

общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

 

1.2 История развития

 

Возникновение рынка непосредственно  связано с появлением общественного  разделения труда. Уже на заре цивилизации  произошло крупное разделение труда  между земледельческими и скотоводческими племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация в конечном итоге привели не только к повышению производительности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался от случайного обмена продуктами труда первобытных племен до современного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.

Английский экономист XIX в. У.Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара2. Американский экономист Ф.Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Ф.Хайек (1899–1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.

Определение «рынок» чаще всего  используют в более широком его  смысле – как синоним определения  «рыночное хозяйство», механизма  взаимодействия продавцов и покупателей  в ходе процесса купли - продажи товаров  и услуг. В нынешней экономической  науке рыночное хозяйство по обыкновению  определяют как основанную на принципах  разделения труда систему производства товаров и рыночного обмена, в  то время, как все блага производятся не для личного потребления, а  для купли-продажи на этом самом  рынке.

Итак, рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара, можно действовать и по поручению.

Покупателями могут быть отдельные  граждане, семьи, фирмы, посредники, приобретающие  товары для последующей продажи (фирмы оптовой и розничной  торговли), государственные учреждения.

Поскольку за продавцами стоят товаропроизводители, то конкуренция заставляет их снижать  издержки производства, увеличивать  разнообразие продуктов, повышать их качество. Для расширения рынков сбыта как  традиционных, так и новых товаров  фирмы-изготовители изучают потенциальных  потребителей по доходам, образованию, возрасту, полу. Особенно их интересуют факторы, влияющие на восприятие потребителями  товаров: цена, качество, преимущества перед существующими образцами, соответствие потребительским стандартам. Продукция, предлагаемая на рынок, должна быть конкурентоспособной, т.е. иметь  такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов. На рынке побеждает тот товаропроизводитель, конкурентоспособность продукции  которого выше.

Современный рынок все больше превращается в рынок новинок, т.к. новизна стала  важнейшим свойством товаров  и услуг, делающим их конкурентоспособными. Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конструкции, обеспечивающие более  высокую производительность, надежность и долговечность; в дизайне, делающие продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повышающие рентабельность производства. Для современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей силы, капиталов  и валют.

Роль рынка в экономике определяется следующими моментами. Во-первых, рынок  через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов. Ф.Хайек определял конкуренцию  как процедуру открытия таких  факторов производства, которые без  обращения к ней оставались бы никому не известными или не используемыми3. Во-вторых, рынок влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу. В-третьих, рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий. В-четвертых, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, соответствующую его доходу и ценам. В-пятых, рыночные цены выступают носителями экономической информации, сообщая о наличии или отсутствии товаров, количестве и качестве, издержках их производства, полезности для потребителя.

 

1.3Классификация рынков

 

Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку и др.

По объектам купли-продажи различают рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы.

Рынок товаров можно представить состоящим из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления).

Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Наиболее укрупненно его можно представить в виде рынков: 1) топлива и минерального сырья; 2) сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров; 3) объектов промышленного строительства; 4) машин и оборудования; 5) научно-технических знаний.

Для рынка машин и оборудования характерна значительная монополизация производства (ограниченное число фирм-изготовителей) и мировых рынков сбыта. Необходимыми условиями конкурентоспособности на этом рынке являются ускоренное обновление продукции и ее техническое обслуживание после продажи, что сохраняет высокий спрос на машины и оборудование при спаде конъюнктуры. Для сбыта продукции используются поставки комплектного оборудования, а также отдельных узлов и деталей, торговля по заявкам покупателей, сдача изделий в аренду.

На рынке научно-технических знаний покупаются и продаются научно-технические идеи, открытия, изобретения, знания и опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством страны, поэтому торговые сделки заключаются на основе патентов, авторских свидетельств, лицензий.

Рынок предметов потребления подразделяется на рынки потребительских товаров длительного и краткосрочного пользования.

Поскольку услуги и информация являются товарами, то соответствующие рынки  объединяются с рынком товаров. Рынок услуг – это купля-продажа услуг общественного питания, здравоохранения, образования, инженерно-технических и бытовых. Рынок информации возник в промышленно развитых странах в 50-е годы. Вначале поставщиками информации выступали академические и научно-технические общества, государственные учреждения, учебные заведения, затем возникли коммерческие организации. В 80-е годы объем продаж на мировом информационном рынке оценивался в 50 млрд. долл. и увеличивался на 10% в год. Лидером на этом рынке являются США, доля которых в мировом предложении информационных услуг составляет до 80%. Одновременно США выступают главным покупателем на мировом рынке информации, потребляя 40% средств и услуг телесвязи, 60% компьютеров и программного обеспечения (для сравнения - Япония потребляет 12–18% мировой информационной продукции, Западная Европа - 25–30%).

Рынок капиталов в зависимости от объекта купли-продажи делится на рынок денег и рынок ценных бумаг (акции, облигации и др.). Акция ценная бумага, выпускаемая корпорацией и делающая ее держателя собственником части капитала. Владелец акции получает часть дохода корпорации, пропорциональную вложенному капиталу. Облигация – ценная бумага, которая приносит ее собственнику доход в виде процента. Владелец облигации выступает как кредитор, отдавая свои деньги заемщику капитала во временное пользование и взимая за это плату. Облигации выпускаются государством, муниципальными органами, корпорациями. Организационно рынок денег обслуживают банки, рынок ценных бумаг - фондовые биржи.

По типу конкуренции различают: 1) рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности; 2) рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

По территориальному признаку выделяются местные рынки, обусловленные особенностями территориально-административного деления, национальные и мировые рынки.

ГЛАВА 2: Рынок труда

2.1 Социально-экономическая сущность рынка труда

 

Теоретический фундамент о рынке  труда был заложен представителями  классической школы в экономической  науке. Так, основой учения шотландского экономиста Адама Смита был тезис  о свободной конкуренции как  условии оптимального использования  материальных, финансовых и людских  ресурсов. Он доказывал, что объём  занятости населения в экономике  страны определяется величиной средней  ставки заработной платы одного работника. Если средняя ставка заработной платы  возрастает, то уменьшается возможность  обеспечения занятости.

Другой представитель классической школы - английский экономист Давид  Риккардо обосновал положение о  зависимости размеров заработной платы  от предложения труда. Зависимость  проявляется в том, что увеличение заработной платы выше минимального уровня, необходимого для нормального  воспроизводства населения, ведёт  к росту предложения труда, а  это, в свою очередь, воздействует на понижение заработной платы.

Современник Давида Риккардо - Жан-Батист Сэй сформулировал рыночный закон  взаимодействия спроса и предложения  и достижения на этой основе равновесной  цены на предмет купли-продажи, в  том числе и на труд.

В конце XIX века и в XX веке теория рынка  труда предстала в многообразии исследований, таких выдающихся экономистов  как Альфред Маршал(1842-1924), Джон Мейнрад  Кейнс(1883-1946), Пауль А. Самуэльсон (род.1915) и др. Свой вклад в исследование рынка труда внес и современный  наш отечественный ученый – Н. Х. Кумскова.

Информация о работе Понятие рынка