Понятие, сущность и значение экономической основы субъектов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 03:08, реферат

Описание работы

Критерием такого деления послужил объем правомочий органов местного самоуправления, в отношении объектов муниципальной собственности органа местного самоуправления осуществляют полный объем полномочий собственника, в отношении объектов иной собственности, находящейся на территории муниципального образования, органы местного самоуправления наделены полномочиями участников гражданского оборота. В соответствии с Гражданским Кодексом центральная роль в экономической основе отводится муниципальной собственности.

Файлы: 1 файл

1 часть.docx

— 30.41 Кб (Скачать файл)

1 Понятие, сущность  и значение экономической основы  субъектов Российской Федерации

1.1 Понятие экономической  основы. Экономические основы Конституционного  строя РФ

К пониманию  экономической основы существует 2 подхода:

1) в объективном  смысле: как институт муниципального  права, экономическая основа представляет  собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения местного самоуправления;

2) в субъективном  смысле: экономическая основа –  совокупность взаимосвязанных муниципальных  и иных объектов, а также финансовых  и иных ресурсов, составляющих  потенциал, который используется  для получения доходов и удовлетворения  потребностей местного населения.  В соответствии с Европейской  Хартией ст. 9 органы местного самоуправления должны обладать достаточными материальными финансовыми ресурсами для выполнения тех полномочий, которыми они наделены  Конституцией и законами государства [1].

Полномочия государства  в сфере обеспечения местного самоуправления ресурсами:

-  передавать  объекты, находящиеся в государственной  собственности, в муниципальную,  если они необходимы для обеспечения  жизнедеятельности муниципального  образования;

- передавать  материальные средства, необходимые  для осуществления отдельных  государственных полномочий;

- разрабатывать и устанавливать государственные минимальные социальные стандарты;

- компенсировать дополнительные расходы, связанные с решениями органов государственной власти.

В состав экономической  базы входят:

1) природные  ресурсы (земля, недра, воды, леса, растительный и животный мир);

2) муниципальная  собственность (средства местного  бюджета и другие финансовые  ресурсы);

3) имущество,  находящееся  в государственной  собственности и переданное в управление органам местного самоуправления;

4) иная собственность,  служащая удовлетворению потребностей  населения. 

Критерием такого деления послужил объем правомочий органов местного самоуправления, в  отношении объектов муниципальной  собственности органа местного самоуправления осуществляют полный объем полномочий собственника, в отношении объектов иной собственности, находящейся на территории муниципального образования, органы местного самоуправления наделены полномочиями участников гражданского оборота.  В соответствии с Гражданским Кодексом  центральная роль в экономической основе отводится муниципальной собственности [2].

Предполагаем, что, прежде чем начать рассматривать экономическую основу субъектов РФ, необходимо рассмотреть экономическую основу конституционного строя Российской Федерации и экономическую систему общества.

Политические отношения  в обществе, их характер и природа  определяются типом производственных отношений, образующих реальный базис, над которым возвышается политическая и идеологическая надстройка. Экономические  отношения обуславливают качество общественной системы. Для ее нормального  функционирования и развития необходимо единство экономической, социальной, политической и идеологической сфер, поэтому большое значение имеет выявление взаимосвязи политической организации общества и его экономической и социальной структуры.

Выясним, что  следует понимать под экономической  системой общества. Для этого  приведем два наиболее распространенных определения: первое - под экономической системой принято понимать способ производства и присущий ему тип собственности, цели общественного производства, принципы распределения общественного продукта и основы руководства экономикой; второе - экономическая система представляет собой совокупность экономических отношений, в которые вступают люди в процессе производства, распределения и потребления совокупного общественного продукта [3].

Как первое, так  и второе определение исходит  из того, что государство посредством  законодательных мер, а также  сформированных и установленных  социальных норм и определенного  мировоззрения регулирует соответствующую  группу общественных отношений. Конституция Российской Федерации 1993 года не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной, равно как и не предусматривает каких бы то ни было ограничений для других форм собственности [4].  Действующая Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, провозглашает равенство всех форм собственности и их равную защиту. Поэтому, экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящаяся в стадии становления рыночная экономика.

Гарантии ее эффективного функционирования зафиксированы  в статье 8 Конституции Российской Федерации. 

К ним относятся:

-Единство экономического  пространства страны, свобода перемещения   финансовых и иных ресурсов;

-Свобода  конкуренции;

-Свобода  экономической деятельности.

 Под гарантией  единства экономического пространства подразумевается обеспечение государством идентичных условий для всех, не противоречащих закону, форм экономической деятельности, единство правового регулирования гражданских отношений, а также форм и методов защиты нарушенных прав на всей территории Российской Федерации, единство гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства. Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации эти отрасли отнесены к предметам исключительного ведения Федерации.

Под гарантией  свободного перемещения услуг и  финансовых средств подразумевается  обеспечение экономического режима при отсутствии внутренних таможенных границ, равным положением предпринимателей на всей территории Российской Федерации вне зависимости от места их регистрации или расположения. Гарантией свободы конкуренции является, прежде всего, ее поддержка государством через осуществление им обязанности ограничивать монополизм в сферах конкурентного предпринимательства, обеспечивать контроль и регулировать деятельность производителей-монополистов в сферах естественных и иных монополий, а также формировать такое законодательство, которое бы объективно содействовало появлению новых предпринимателей во всех сферах производства и создавало им преимущества на первоначальном этапе деятельности.

К гарантиям  обеспечения принципа свободы экономической  деятельности можно отнести и  те, которые упоминались при рассмотрении принципа единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг  и финансовых средств, свободы конкуренции, а также юридическое закрепление  равноправия всех форм собственности  и свободы предпринимательской  деятельности. Однако центральное место  среди них принадлежит конституционным  нормам, служащим основой всего правового  регулирования отношений собственности. Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Конституция Российской Федерации, юридически закрепляет формы собственности, исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах. В ч. 2 статьи 8 Конституции признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В статье 9 Конституции Российской Федерации также устанавливается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. 
          Так как Конституция Российской Федерации закрепляет, в принципе, многообразие форм собственности, вопрос о том, какие именно объекты будут относиться к той или иной форме собственности, определяются  ст. 213, 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации [5].

Гарантированное ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита предполагают одинаковую защиту всеми допустимыми средствами и способами, не противоречащих законодательству. В статье 35 Конституции установлено, что право частной собственности охраняется законом. В этом случае под охраной права частной собственности следует понимать как охрану права собственности на вещи, принадлежащие частному лицу (физическому или юридическому), как и охрану осуществляемой частными лицами хозяйственно-экономической деятельности на базе принадлежащего ими имущества.

Нормы, содержащиеся в ст. 35 Конституции Российской Федерации, получают свое развитие в административном, уголовном законодательстве, а также  в нормах земельного, экологического, природно-ресурсного законодательства. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации этому вопросу посвящены: глава 21 - преступления против собственности (ст. ст. 158-168); глава 22 - преступления в сфере экономической деятельности (ст. ст. 169-200); глава 23 - преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. ст. 201-204) [6]. В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации вопросам охраны собственности посвящена глава 7 – административные правонарушения в области охраны собственности (ст. ст. 7.1-7.28) [7]. В иных отраслевых нормативных правовых актах также содержатся определенные меры воздействия, применяемые к нарушителям установленных в них правил [8].

На основе проведенных  исследований приходим к следующему заключению: данная правовая основа является достаточно полной и способствует интенсивному и устойчивому экономическому развитию, как субъектов Федерации, так и Российской Федерации в целом. Экономическая основа субъектов РФ регулируется нормами Конституции РФ, а также многими Федеральными законами. Выявлено, что важное место в изучаемом вопросе отводится объему правомочий органов местного самоуправления в отношении объектов муниципальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Правовое регулирование  экономического развития субъектов  РФ

Развитие экономики является одним из главных направлений  деятельности государства. Экономическое  развитие страны в целом невозможно без учета экономического статуса  региональных ее составляющих - эффективного функционирования экономик субъектов  Российской Федерации. Однако субъекты Федерации имеют определенные различия в своем экономическом развитии, что, естественно, влияет на объем правового  регулирования экономического развития в каждом конкретном регионе. Исторически  сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России, безусловно, оказывает  значительное влияние на стратегию  и тактику институциональных  преобразований при проведении государственной  экономической политики. 
Вместе с тем, несмотря на значительные различия в экономическом развитии отдельных субъектов Федерации, укрепление экономических основ федерализма возможно только в условиях единства экономического пространства Российской Федерации  [9].

Это в свою очередь означает проведение единой экономической политики в отношении всех субъектов Российской Федерации, основанной на равноправии  субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной  власти; равноправии хозяйствующих  субъектов, независимо от места их регистрации  и деятельности, обеспечении свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, трудовых ресурсов на всей территории государства.

Сохранение государственной  и территориальной целостности  страны требует последовательной реализации конституционных принципов построения федеративных отношений в экономике, укрепления единства исполнительной власти, повышения ответственности всех уровней власти, за реализацию закрепленных за ними функций и полномочий по предметам исключительного и  совместного ведения. Одновременно необходимо повышение экономической  самостоятельности и ответственности  субъектов Федерации на основе разграничения функций, полномочий, источников формирования финансовых ресурсов между федеральным и региональным уровнями. Необходимо также создание условий и стимулов для активизации участия регионов в реализации общефедеральных и межрегиональных программ, сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов на основе федеральной системы социальных стандартов и нормативов (с учетом региональной специфики). Для этого следует формировать такие режимы регулирования экономики, которые стимулировали бы и гарантировали бы устойчивый экономический рост, как в Российской Федерации, так и в ее субъектах.

Необходимость поиска оптимальных  способов регулирования экономического развития субъектов Федерации требует  соответствующей научно обоснованной аргументации. В ряде научных работ  и публикаций в периодической  печати уже рассматривались некоторые  проблемы правового регулирования  экономического развития субъектов  Российской Федерации.

Правовые основы экономического развития субъектов Российской Федерации  составляют часть их конституционно-правового  статуса. Они представлены актами как  федерального, так и регионального  уровней. Это обусловлено рядом  конституционных положений, определяющих, прежде всего, федеративный характер устройства Российского государства и вытекающих из него полномочий федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов  Федерации (ст. 71 - 74, 76 Конституции РФ)  [10].

Принципиальное значение здесь имеют также положения  ст. 5, 8 и 9 Конституции Российской Федерации. В указанных статьях закреплены основные принципы экономического развития федеративного государства, неотъемлемым элементом которого являются экономики  субъектов Федерации. 
         Помимо конституционных положений базовую роль в создании правовых основ экономического развития субъектов Федерации играют также положения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [11]. Этот федеральный закон определяет основные полномочия органов государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области экономического развития субъектов Федерации; устанавливает экономическую основу деятельности органов государственной власти субъектов Федерации; состав объектов собственности субъектов Федерации, структуру регионального бюджета.

Информация о работе Понятие, сущность и значение экономической основы субъектов Российской Федерации