Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 03:08, реферат
Критерием такого деления послужил объем правомочий органов местного самоуправления, в отношении объектов муниципальной собственности органа местного самоуправления осуществляют полный объем полномочий собственника, в отношении объектов иной собственности, находящейся на территории муниципального образования, органы местного самоуправления наделены полномочиями участников гражданского оборота. В соответствии с Гражданским Кодексом центральная роль в экономической основе отводится муниципальной собственности.
Кроме того, что особенно
важно, указанный Федеральный закон
определяет экономическую составляющую
реализации полномочий органов государственной
власти субъектов Федерации, привязывая
осуществление полномочий к финансовым
ресурсам федерального или регионального
бюджета.
Именно федеральные
законы определяют основные полномочия
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области экономической
деятельности. К их числу следует отнести
следующие Федеральные законы: «О государственных
и муниципальных унитарных предприятиях»
[12], «О государственном прогнозировании
и программах социально-экономического
развития Российской Федерации» [13], «Об
инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме капитальных
вложений» [14], «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности»
[15], «О закупках и поставках сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд» [16], «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации» [17], «О координации
международных и внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации»
[18], «Об общих принципах организации и
деятельности ассоциаций экономического
взаимодействия субъектов Российской
Федерации» [19].
Помимо законодательных актов большое значение в регулировании экономического развития субъектов Федерации отводится и актам Правительства Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» федеральное Правительство обладает широкими полномочиями по осуществлению собственного правового регулирования в экономической сфере [20].
Так, по соглашению с органами
исполнительной власти субъектов Федерации
Правительство Российской Федерации
может передавать им осуществление
части своих полномочий. Наряду с
этим федеральное Правительство
также может осуществлять полномочия,
переданные ему органами исполнительной
власти субъектов Федерации на основании
соответствующих соглашений. Подобные
соглашения органы исполнительной власти
субъектов Федерации вправе заключать
и с другими федеральными органами
исполнительной власти. В рамках указанных
соглашений могут передаваться полномочия
в сфере экономической
В правовом регулировании экономического развития субъектов Федерации существенное место занимают акты федерального Правительства, касающиеся разработки и принятия, а также в последующем - реализации федеральных целевых программ. Целевые программы являются одним из важнейших средств активного воздействия государства на его социально-экономическое развитие. Как правило, они сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
При этом Правительство страны
определяет и участие в этом процессе
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Помимо
актов федерального уровня, значительный
удельный вес в формировании правовой
основы экономического развития субъектов
Федерации отводится актам, принимаемым
на уровне самих субъектов Федерации.
Именно вопросы экономики являются первоочередными
для правотворческой деятельности субъектов
Российской Федерации.
Первостепенное значение
здесь отводится конституциям и
уставам субъектов Федерации. В
них определяются экономическая
основа деятельности органов государственной
власти субъектов Федерации, полномочия
органов государственной власти
субъекта Федерации. Особенности в
правовом регулировании экономического
развития субъектов Федерации на
уровне уставного нормотворчества
наблюдаются в сложных по составу
субъектах Федерации (края и области,
на территориях которых имеются
автономные округа). В уставах этих
субъектов Федерации
Органы государственной
власти субъектов Федерации принимают
также законы и иные нормативные
правовые акты в области экономического
развития регионов. Значительное внимание
законодательных органов
Достаточно характерным является принятие
законов субъектов Федерации, определяющих
общие меры поддержки промышленной деятельности.
Важное значение в осуществлении правового регулирования экономического развития субъектов Федерации имеют акты высших должностных лиц и высших органов исполнительной власти субъектов Федерации. Их деятельность непосредственно направлена на создание стабильной и эффективной экономической политики регионов в интересах населения соответствующих территорий. Так, например, в ряде субъектов Российской Федерации актами высших должностных лиц утверждены концепции социально-экономического развития соответствующих субъектов Федерации. Указанные документы определяют долгосрочные перспективы социально-экономического развития субъектов Федерации. Основными целями разработки концепций являются: создание условий для устойчивого повышения уровня жизни населения региона за счет роста активности хозяйственной деятельности в различных секторах экономики, увеличения доходов населения и доходов территориальных бюджетов; определение долгосрочных перспектив развития экономики и социальной сферы региона; повышение эффективности использования трудового, природного, производственного, научно-технического потенциала региона; определение состава наиболее важных инвестиционных проектов; обоснование направлений оптимизации структуры экономики и социальной сферы региона; выявление наиболее перспективных отраслей и производств; выявление территорий с прогнозируемым активным развитием и депрессивных территорий, выравнивание уровней экономического развития муниципальных образований; создание условий для поддержания высокой и устойчивой занятости населения [22].
Помимо концепций социально-
Наряду с актами высших
должностных лиц субъектов
Развитие общего экономического
пространства ставит задачу обеспечения
единого правового
Есть примеры вторжения
субъектов Федерации в сферу
исключительного ведения
Однако если в субъекте Федерации имеются
достаточные финансовые средства, то перечень
полномочий, осуществляемых его органами
государственной власти самостоятельно
за счет средств регионального бюджета,
может быть расширен законами такого субъекта
Федерации. В п. 5. ст. 26.3 Федерального закона
«Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации» сделана важная оговорка о
том, что до принятия федеральных законов
по предметам совместного ведения, а также
по вопросам совместного ведения, не урегулированным
федеральными законами, законами субъекта
Федерации, могут устанавливаться иные
полномочия региональных органов власти
субъекта по предметам совместного ведения,
осуществляемые данными органами самостоятельно.
Но при этом непременно должны соблюдаться
следующие условия: такие полномочия могут
осуществляться только за счет и в пределах
средств регионального бюджета (за исключением
субвенций из федерального бюджета),
а также это не должно противоречить Конституции
Российской Федерации и федеральным законам
[24].
На основании изученного
материала можно сделать
Информация о работе Понятие, сущность и значение экономической основы субъектов Российской Федерации