Понятие, сущность и значение экономической основы субъектов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 03:08, реферат

Описание работы

Критерием такого деления послужил объем правомочий органов местного самоуправления, в отношении объектов муниципальной собственности органа местного самоуправления осуществляют полный объем полномочий собственника, в отношении объектов иной собственности, находящейся на территории муниципального образования, органы местного самоуправления наделены полномочиями участников гражданского оборота. В соответствии с Гражданским Кодексом центральная роль в экономической основе отводится муниципальной собственности.

Файлы: 1 файл

1 часть.docx

— 30.41 Кб (Скачать файл)

Кроме того, что особенно важно, указанный Федеральный закон  определяет экономическую составляющую реализации полномочий органов государственной  власти субъектов Федерации, привязывая осуществление полномочий к финансовым ресурсам федерального или регионального  бюджета. 
         Именно федеральные законы определяют основные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области экономической деятельности. К их числу следует отнести следующие Федеральные законы: «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [12], «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [13], «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [14], «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [15], «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» [16], «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [17], «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» [18], «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» [19].

Помимо законодательных  актов большое значение в регулировании  экономического развития субъектов  Федерации отводится и актам  Правительства Российской Федерации. В соответствии с Федеральным  конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» федеральное Правительство обладает широкими полномочиями по осуществлению собственного правового регулирования в экономической сфере [20].

Так, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации  Правительство Российской Федерации  может передавать им осуществление  части своих полномочий. Наряду с  этим федеральное Правительство  также может осуществлять полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании  соответствующих соглашений. Подобные соглашения органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе заключать  и с другими федеральными органами исполнительной власти. В рамках указанных  соглашений могут передаваться полномочия в сфере экономической деятельности. В целях регламентации порядка  передачи полномочий на основании соглашений Правительством Российской Федерации  были утверждены Правила подготовки, согласования и утверждения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. Но к настоящему времени еще ни одно из таких соглашений не заключено. Однако именно соглашения, в отличие от федеральных законов, являются более гибким инструментом экономического развития субъектов  Федерации, поскольку позволяют  учитывать различное экономическое  положение регионов [21].

В правовом регулировании  экономического развития субъектов  Федерации существенное место занимают акты федерального Правительства, касающиеся разработки и принятия, а также  в последующем - реализации федеральных  целевых программ. Целевые программы  являются одним из важнейших средств активного воздействия государства на его социально-экономическое развитие. Как правило, они сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

При этом Правительство страны определяет и участие в этом процессе органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 
           Помимо актов федерального уровня, значительный удельный вес в формировании правовой основы экономического развития субъектов Федерации отводится актам, принимаемым на уровне самих субъектов Федерации. Именно вопросы экономики являются первоочередными для правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации.

Первостепенное значение здесь отводится конституциям и  уставам субъектов Федерации. В  них определяются экономическая  основа деятельности органов государственной  власти субъектов Федерации, полномочия органов государственной власти субъекта Федерации. Особенности в  правовом регулировании экономического развития субъектов Федерации на уровне уставного нормотворчества  наблюдаются в сложных по составу  субъектах Федерации (края и области, на территориях которых имеются  автономные округа). В уставах этих субъектов Федерации дополнительно  регламентируются также вопросы, связанные  с разграничением полномочий между  органами государственной власти указанных  субъектов Федерации в области  экономического развития соответствующих  территорий.

Органы государственной  власти субъектов Федерации принимают  также законы и иные нормативные  правовые акты в области экономического развития регионов. Значительное внимание законодательных органов субъектов  Российской Федерации уделяется  вопросам государственной поддержки  малого предпринимательства, инвестиционной деятельности, сельскохозяйственного производства, регулированию градостроительной, торговой деятельности, управлению государственной собственности субъектов Федерации, ценовой политике, льготному налогообложению и другим вопросам. Принятие соответствующих законов преследует цель создания условий устойчивого экономического развития регионов, эффективного использования всех форм собственности на территории субъекта Федерации для удовлетворения потребностей населения. 
Достаточно характерным является принятие законов субъектов Федерации, определяющих общие меры поддержки промышленной деятельности.

Важное значение в осуществлении правового регулирования экономического развития субъектов Федерации имеют акты высших должностных лиц и высших органов исполнительной власти субъектов Федерации. Их деятельность непосредственно направлена на создание стабильной и эффективной экономической политики регионов в интересах населения соответствующих территорий. Так, например, в ряде субъектов Российской Федерации актами высших должностных лиц утверждены концепции социально-экономического развития соответствующих субъектов Федерации. Указанные документы определяют долгосрочные перспективы социально-экономического развития субъектов Федерации. Основными целями разработки концепций являются: создание условий для устойчивого повышения уровня жизни населения региона за счет роста активности хозяйственной деятельности в различных секторах экономики, увеличения доходов населения и доходов территориальных бюджетов; определение долгосрочных перспектив развития экономики и социальной сферы региона; повышение эффективности использования трудового, природного, производственного, научно-технического потенциала региона; определение состава наиболее важных инвестиционных проектов; обоснование направлений оптимизации структуры экономики и социальной сферы региона; выявление наиболее перспективных отраслей и производств; выявление территорий с прогнозируемым активным развитием и депрессивных территорий, выравнивание уровней экономического развития муниципальных образований; создание условий для поддержания высокой и устойчивой занятости населения  [22].

Помимо концепций социально-экономического развития регионов, необходимо отметить и иные нормативные правовые акты в области экономического развития, утверждаемые высшими должностными лицами субъектов Федерации. Так, на уровне высших должностных лиц субъектов  Федерации утверждаются положения  об условиях предоставления государственных  гарантий субъектами Федерации хозяйствующим  субъектам. Нередко на уровне высших должностных лиц субъектов Федерации  разрабатываются и принимаются  акты по государственной поддержке  малого предпринимательства. В отдельных  субъектах Федерации на уровне актов  указанных должностных лиц утверждаются региональные целевые программы, действующие  в экономической сфере.

Наряду с актами высших должностных лиц субъектов Федерации  существенная роль на региональном уровне по вопросам правового регулирования  экономического развития соответствующих  регионов отводится и актам самих  высших исполнительных органов государственной  власти. Указанные органы принимают  разнообразные решения, в которых  регламентируют различные направления  экономического развития субъектов  Федерации. В качестве примера можно  назвать принимаемые в ряде субъектов  Федерации высшими органами исполнительной власти концепции управления государственным  имуществом соответствующего субъекта Федерации.

Развитие общего экономического пространства ставит задачу обеспечения  единого правового регулирования  экономики. В зарубежных федерациях она решается в трех направлениях: посредством расширения компетенции  центральных органов власти, ограничения  законодательства субъектов федерации, принятия последними единообразных или унифицированных актов. В этой связи в Российской Федерации весьма актуальна разработка модельных правовых актов для субъектов Федерации. Они могут быть использованы органами государственной власти субъектов Федерации при подготовке соответствующих законопроектов. При этом следует учитывать рекомендательный характер этих актов, поскольку в них, естественно, не могут учитываться особенности каждого субъекта Федерации. Ряд содержащихся в модельных законах нормативных решений должен предполагать, что выбор конкретных вариантов регулирования является задачей законодателя субъекта Федерации, которая решается с учетом региональной специфики (уровня бюджетной обеспеченности, обширности территории, развитости социальной, транспортной, производственной, информационной инфраструктуры, а также демографических особенностей и других обстоятельств). Принятие как федеральных, так и региональных правовых актов благоприятно сказывается на экономическом развитии субъектов Федерации. В целом на региональном уровне наметились очевидные тенденции по активизации позиции органов государственной власти субъектов Федерации в развитии правовой основы экономической политики, создании благоприятной экономической среды и привлечении инвестиций. Об этом, в частности, свидетельствует уменьшение перечня регионов, в отношении которых проводится политика чрезвычайных антикризисных мер, выход субъектов Федерации на траекторию устойчивого экономического роста. Развитие правовой основы позволяет более эффективно использовать возможности субъектов Федерации в экономической сфере, снижать непроизводительные издержки региональных бюджетов, полнее удовлетворять запросы населения. Особое значение в этой связи приобретают акты концептуального характера, которые позволяют повысить системность регулятивного правового воздействия на экономику регионов [23].

Есть примеры вторжения  субъектов Федерации в сферу  исключительного ведения Российской Федерации, включения в региональное законодательство отдельных положений  международных конвенций и договоров, даже еще не ратифицированных федеральным парламентом. С другой стороны - имеются случаи вмешательства в экономику регионов со стороны федеральных органов власти, запрета на осуществление собственного правового регулирования в ряде сфер. Иногда это происходит необоснованно. Например, ряд отношений в сфере лицензирования, ранее признававшихся сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, федеральные органы власти считают отношениями в сфере гражданского права, которое относится к ведению Российской Федерации. 
Однако если в субъекте Федерации имеются достаточные финансовые средства, то перечень полномочий, осуществляемых его органами государственной власти самостоятельно за счет средств регионального бюджета, может быть расширен законами такого субъекта Федерации. В п. 5. ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» сделана важная оговорка о том, что до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Федерации, могут устанавливаться иные полномочия региональных органов власти субъекта по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно. Но при этом непременно должны соблюдаться следующие условия: такие полномочия могут осуществляться только за счет и в пределах средств регионального бюджета (за исключением субвенций из федерального бюджета),   а также это не должно противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам [24].

На основании изученного материала можно сделать следующие  выводы: правовая основа экономического развития субъектов Российской Федерации  включает в себя правовые акты как  федерального, так и регионального  уровня. Вместе с тем необходимо отметить, что нуждаются в дальнейшем совершенствовании отдельные положения  действующего законодательства. Значительная часть проблем в рассматриваемой сфере связана с неодинаковым уровнем социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, что не всегда учитывается в законодательстве.


Информация о работе Понятие, сущность и значение экономической основы субъектов Российской Федерации