Понятие уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития экономики России, проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Преобразования, которые влекут изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие уровня жизни населения 5
2. Факторы развития уровня жизни 7
3. Социальные нормативы и потребности 13
4. Показатели уровня жизни населения 17
5. Методы прогнозирования основных показателей уровня жизни 26
6. Анализ основных показателей характеризующих уровень жизни населения субъекта РФ, выявление основных проблем 29
Заключение 31
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Уровень жизни и его показатели, курсач!!!!!!!!!.docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

Характеризуя условия  здравоохранения, необходимо иметь  ввиду, как его результаты, так  и используемые средства: не только число больничных коек, но и все  медицинское оборудование – все  основные фонды здравоохранения, и  не только численность врачей, но и  всего медицинского персонала, включая  средний и младший.

Обобщающим индикатором  уровня культуры в мировом сообществе принято считать среднее число  лет обучения населения (в возрасте 25 лет и старше). За последние 20 лет  этот показатель в Российской Федерации  поднялся в 1,5 раза..

С начала 90-х годов из-за недостатка финансовых и материально-технических  ресурсов в РФ наблюдается процесс  известной деградации культуры: сократилась  численность студентов, многие ВУЗы переводят обучение на коммерческую основу, уменьшилась издательская деятельность, закрылись многие библиотеки, дома культуры, снизилась посещаемость театров, кинотеатров, музеев. Относительно ниже стал цениться умственный труд.4

В настоящее время гораздо  меньше средств тратится на развитие науки, что также отрицательно сказывается  на положении страны. Для преодоления  этих негативных факторов необходимо дополнительное финансирование этих отраслей, что затруднено в се годняшних  условиях России, но очень важно  для дальнейшего развития и благополучия страны.

К факторам, определяющим уровень  жизни относятся: условия труда, условия отдыха, социальное обеспечение, социально-бытовая обстановка (в  том числе экологические условия, уровень преступности и тому подобное), личные сбережения. Как показывает опыт, какие-либо количественные оценки по каждому из этих факторов и по ним в целом практически невозможны. Эти условия жизни находятся  в прямой зависимости от наличных в стране общих ресурсов для потребления  и накопления, наиболее полно измеряемых ВВП.

 

  1. Социальные  нормативы и потребности

Важную роль в изучении уровня жизни  населения играют социальные нормативы  как научно обоснованные ориентиры  направленности социальных процессов  в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения  и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета  и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную  величину нормы соответственно в  натуральных показателях или  процентах (возможные варианты нормативов: моментальные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения  приростов двух показателей.

Непосредственное отношение к  уровню жизни имеет потребительский  бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам  населения, климатическим зонам, условия  и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и  рациональный потребительские бюджеты.

К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной  нетрудоспособности, пособие по безработице  для трудоспособных лиц, минимальные  трудовые и социальные пенсии для  пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии  учащимся, регулярные или разовые  целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам  населения (мно годетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему  минимальных социальных гарантий как  обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры  оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том  числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие нормативы отражают современные научные представления  о потребностях людей в благах и услугах – личных потребностях. Однако последнее не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную  необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и  услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека.

Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические  потребности являются определяющими  – первого порядка, поскольку  выражают потребности человека как  биологического существа; в их составе  насущными, первичными, выступают потребности  в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

Интеллектуальные потребности  касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой  внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связаны  с функционированием человека в  обществе – это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение  с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются  после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния  культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия  же для их удовлетворения характеризуются  бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые отвечают научным представлениям о  потреблении благ и услуг, необходимых  для поддержание здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся  количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки  о питании). Вторые (иррациональные) потребности выходят за рамки  разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности  по отношению к питанию.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно  он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский  спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления  населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности  населения. Наряду с личными, выделяют социальные потребности общества, обусловленные  необходимостью обеспечения условий  его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д.

Важнейшая задача статистики уровня жизни – выявление закономерностей  изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так  и ее регионы, социально-демографические  группы населения и различные  типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни  в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических  и других особенностей, а также  от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами.

К задачам изучения уровня жизни  относятся также: комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения  его показателей; дифференциация различных  групп населения по доходам и  потреблению и анализ влияния  различных социально-экономических  факторов на изменение уровня. Большое  значение имеют оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами  их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.

Источниками информации для решения  поставленных задач выступают: текущий  учет и отчетность предприятий, организаций  и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости  населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей  населения, разного рода социологических  и других обследований социальных условий  жизни и деятельности людей.

 

 

  1. Показатели  уровня жизни населения

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых  дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности  человека. Существует классификация  показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические  и социально-демографические; объективные  и субъективные; стоимостные и  натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры  потребления; статистические показатели и др.

Общие показатели - размеры национального  дохода, фонда потребления национального  богатства на душу населения. Они  характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.

Частные показатели - условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство  быта, уровень социально-культурного  обслуживания и др.

Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.)

Социально-демографические показатели - половозрастной, профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроизводство  рабочей силы.

Деление показателей на объективные  и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности  людей и разделяются в зависимости  от степени субъективности производимой оценки.

К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях.

Для характеристики уровня жизни большое  значение имеют количественные и  качественные показатели. Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные – качественную сторону благосостояния населения.

Как самостоятельные, можно выделить показатели, характеризующие пропорции  и структуру распределения благосостояния населения.

Важную роль при определении  уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления  и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения  и рад других.

На 29 сессии Статистической комиссии ООН в феврале 1997 года был  утвержден минимальный набор  национальных данных социальной статистики, рекомендованных Рабочей группой  по международным статистическим программам и координации Экономического и  социального совета ООН. В состав набора были включены следующие показатели:

  • численность населения с разбивкой по полу, возрасту и по этническим группам;
  • средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении с разбивкой по полу;
  • детская смертность с разбивкой по полу;
  • материнская смертность;
  • доля детей с весом при рождении менее 2,5 кг с разбивкой по полу;
  • средняя продолжительность обучения в школе с разбивкой по полу и, если возможно, имущественному положению;
  • ВВП на душу населения;
  • среднедушевой доход домашних хозяйств;
  • стоимость минимальной продовольственной корзины, необходимой для удовлетворения потребностей в пище;
  • доля безработных с разбивкой по полу;
  • соотношение занятых и общей численности населения с разбивкой по полу, формальному и неформальному секторам;
  • доступ к питьевой воде;
  • обеспеченность санитарно-гигиеническими условиями;
  • количество человек на одну комнату, исключая кухню и ванную.

В решении Статкомиссии ООН  отмечается, что перечень показателей  должен рассматриваться как минимальный  набор индикаторов, а не как исчерпывающий.

Бывшим Госкомстатом России разработана система показателей, отражающих возможности оценки уровня жизни на современном этапе и  дающих возможность сопоставить  уровень жизни населения России с другими странами.

Показатели уровня жизни  объединены в следующие разделы:

  • интегральные индикаторы уровня жизни;
  • показатели материальной обеспеченности населения;
  • жилищные условия населения;
  • показатели образования;
  • показатели здравоохранения;
  • показатели культуры, туризма и отдыха;
  • индикаторы общественного порядка.

Информация о работе Понятие уровня жизни населения