Понятие уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития экономики России, проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Преобразования, которые влекут изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие уровня жизни населения 5
2. Факторы развития уровня жизни 7
3. Социальные нормативы и потребности 13
4. Показатели уровня жизни населения 17
5. Методы прогнозирования основных показателей уровня жизни 26
6. Анализ основных показателей характеризующих уровень жизни населения субъекта РФ, выявление основных проблем 29
Заключение 31
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Уровень жизни и его показатели, курсач!!!!!!!!!.docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

Широко используются при  прогнозировании динамики многих показателей  социального развития и уровня жизни  населения метод регрессионного анализа. Его использование возможно при обеспечении следующих условий:

  • базовый период, на основе которого разрабатывается прогноз, должен быть характерен для будущего периода развития спроса;
  • должна быть достаточно полная и постоянная теснота связей между коррелирующими величинами;
  • взаимосвязь прошлого с будущим осуществляется с введением в уравнение регрессии дополнительных переменных величин (например, фактора времени).

 

  1. Анализ основных показателей характеризующих уровень  жизни населения субъекта РФ, выявление  основных проблем

В 2003-2004 гг. Москва вернула себе первое место, отчасти потому, что в Тюменской  области индекс дохода (душевого ВРП  по ППС) стал "зашкаливать" за верхнюю  планку 40 тыс. долл. на человека по ППС  из-за стремительного роста цен на нефть. В соответствии с методикой  расчетов он достиг максимального значения – 1, и больше не растет. В целом  лидеры рейтинга почти не меняются.

По охвату образованием детей и  молодежи лидером остается Москва, в которой учатся жители и других регионов. По этой причине в Москве уровень охвата образованием уже  превышает 100% населения в возрасте 7–24 лет.

Сравнение индекса регионов и стран  условно, но очень показательно для  России. Москва сопоставима с Чехией и Мальтой, Тюменская область  – с Венгрией и Польшей, Санкт-Петербург  и Татарстан – с Болгарией, при этом вторая столица заметно  уступает странам Балтии.

Москва – наиболее успешным административным субъектом не только в ЦФО, но и  в целом в нашей стране. Эффективность  использования в нем экономического потенциала была наиболее высокой в  данном округе. Столица нашей страны входила в число наиболее плодотворных субъектов РФ как по эффективности  использования экономического потенциала, так и по уровню жизни. Душевой  ВРП в г. Москве значительно превышал средний российский уровень. Покупательная  способность москвичей составляла 4,4 прожиточных минимумов. Это позволяло  им предъявлять достаточно высокий  платежеспособный спрос и обеспечивать в целом потребление, на среднем, но тяготеющем к высокому уровню. В  Москве сочетались высокие, по мировым  критериям, экономическое неравенство, а также низкая по российским меркам абсолютная бедность. Последняя была примерно в 2,7 раза ниже среднего российского  показателя, а коэффициент Джини  примерно в 1,4 раза превышал его общероссийское значение. Таким образом, в столице  нашей страны были созданы социально-экономические условия наиболее благоприятные по сравнению с другими административными субъектами. Они позволяли распределять бедным такие потребительские ресурсы, которые обуславливали сравнительно низкую абсолютную бедность при высоком экономическом неравенстве, значительно большем, чем в целом по Российской Федерации, уровне благосостояния среднего и высоко-доходного населения.

 

Заключение

Прогнозирование уровня жизни  и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок  сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность  регулирования в этой сфере возлагается  на государство. Непродуманная политика государства в этой области может  привести к росту социальной напряженности.

Повышение уровня жизни населения  является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать  благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной  жизни людей, обеспечивая экономический  рост и социальную стабильность в  обществе.

 Для современного этапа социально-экономического  развития характерно большое  количество накопившихся в социальной  сфере проблем, острых противоречий, связанных с уровнем социального  развития и повышением качества  жизни населения. Разрешение этих  проблем и существующих противоречий  позволит повысить качество жизни  населения и организовать переход  на более совершенную ступень  социального развития. Поэтому обоснование  сущности социального развития  и качества жизни с современных  позиций является важным звеном  в осмыслении всей совокупности  процесса социально-экономических  изменений в обществе и может  служить эффективным механизмом  в решении практических задач  в его поступательном прогрессивном  развитии.

Проблема разработки системы  показателей качества жизни населения, является одним из важнейших направлений  исследований, нацеленных, на совершенствование  инструментов управления социально-экономическим  развитием общества. Различные интегральные индикаторы синтетической категории  «качество жизни», с одной стороны, помогают выявить базовые латентные (недоступные для непосредственного  измерения) факторы, формирующие эту  категорию, а с другой – могут  быть использованы как критерии оценки результатов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и страны в целом, а также как показатели степени эффективности управления регионом (страной) в той сфере деятельности, к которой относится данный конкретный интегральный индикатор.

 В условиях повышения  роли человека в развитии социальной  сферы, обеспечивающей условия  его жизнедеятельности и качество  жизни, эффективная социальная  политика должна основываться  на следующих принципах: профилактика  негативных устойчивых социальных  тенденций и уже состоявшихся  событий; социальное инвестирование, обеспечивающее сокращение численности  нуждающихся; инициирование и  развитие механизмов самоорганизации,  самообеспечения граждан (интерактивность).

Критериями эффективности  новой социальной политики могут  быть: повышение уровня и качества жизни населения; сохранение и развитие человеческого потенциала страны; рост социальной и трудовой мобильности; повышение эффективности формирования и использования финансовых, материальных, информационных и кадровых ресурсов социальной сферы.

Для выполнения Главной цели социально-экономической политики Российской Федерации (которая схожая для всех регионов) – создание условий  для устойчивого экономического развития и создание условий для  повышения уровня и качества жизни  населения, необходимо осуществление  социальной политики на новых принципах, таких как взаимная солидарная ответственность  всех субъектов социальной политики; добровольность и многообразие форм участия людей в формировании и реализации социальной политики; открытость и подконтрольность социальной политики обществу, человеку; межнациональная, межконфессиональная, межгрупповая и  межличностная толерантность; защита трудоспособного населения от социальных рисков преимущественно на страховых  принципах; гарантирование сохранения ранее приобретенных социальных прав для людей, фактически пользующихся этими правами, стимулирование активного участия людей в формировании собственного благосостояния и в общественной жизни.

Особенностью нынешнего  этапа социально-экономического развития является то, что впервые за всю  историю существования российского  государства был разработан и  принят бюджет на три года, в котором  значительный удельный вес занимают расходы на социальное развитие.

Такие фундаментальные изменения  в финансовых отношениях, с одной  стороны, позволяют более успешно  накапливать социально-экономический  потенциал регионов и направлять его на повышение качества жизни  населения, но с другой – усиливают  противоречие между интересами органов  местного самоуправления и частных  собственников, включая отдельных  граждан. Все это требует от органов  власти регионов умения согласовывать  интересы людей, социальных и территориальных  сообществ, населения в целом  для достижения главной цели своей  деятельности – повышения качества жизни людей.

Проведенный анализ основных показателей, характеризующих уровень жизни  населения, выявил необходимость разработки и принятия мер по улучшению жизни  населения. Приоритетными направлениями являются:

  • достижение устойчивого роста объемов реального сектора экономики; увеличение удельного веса объемов перерабатывающих отраслей промышленности;
  • ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
  • активизация работы межведомственных комиссий, рассматривающих вопросы легализации «теневой» заработной платы, с организацией комплексных обследований организаций;
  • обеспечение роста реальных денежных доходов населения и уменьшение их дифференциации за счет повышения заработной платы в реальном и бюджетном секторах экономики и более полного учета заработной платы индивидуальных предпринимателей и работников малых предприятий;
  • снижение уровня безработицы, за счет обеспечения временного трудоустройства и направления на общественные работы, содействия в организации предпринимательской деятельности, а также шире использовать методы переквалификации и переобучения незанятого населения в соответствии с перспективными потребностями рынка труда;
  • усиление адресности социальной поддержки населения;
  • формирование бюджетных средств для оказания адресной соц.помощи;
  • социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

Список  литературы

  1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление/учебник/А.И. Гаврилов. – М.: Инфра-М, 2008.
  2. Кучмаева О.В., Петрякова О.Л. Дифференциация показателей рождаемости в России: роль демографических и социальных факторов // Вопросы статистики. 2010. - № 10.
  3. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы:Учебное пособие– Москва:Знание, 2005.
  4. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Перспектива, 2006
  5. Городничев П.Н., Городничева К.П. Финансовое и инвестиционное прогнозирование. – М.: Экзамен, 2005.
  6. Статистический сборник СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ. – М., Росстат. 2010

Интернет-ресурсы:

http://www.gks.ru// - Сайт Федеральной Службы Государственной Статистики.

www.prosperity.com

1 Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы:Учебное пособие– Москва:Знание, 2005.-с.28.

2 Лапина Н. Предприниматели в политическом пространстве.//МЭиМО, 1993.-№ 6.-с.43-44.

3 Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 2004.-№6.-с.57.

4 Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 2004.-№6.-с.52-54.

 


Информация о работе Понятие уровня жизни населения