Широко используются при
прогнозировании динамики многих показателей
социального развития и уровня жизни
населения метод регрессионного
анализа. Его использование возможно при
обеспечении следующих условий:
- базовый период, на основе которого разрабатывается прогноз, должен быть характерен для будущего периода развития спроса;
- должна быть достаточно полная и постоянная теснота связей между коррелирующими величинами;
- взаимосвязь прошлого с будущим осуществляется с введением в уравнение регрессии дополнительных переменных величин (например, фактора времени).
Анализ основных
показателей характеризующих уровень
жизни населения субъекта РФ, выявление
основных проблем
В 2003-2004 гг. Москва вернула себе первое
место, отчасти потому, что в Тюменской
области индекс дохода (душевого ВРП
по ППС) стал "зашкаливать" за верхнюю
планку 40 тыс. долл. на человека по ППС
из-за стремительного роста цен на
нефть. В соответствии с методикой
расчетов он достиг максимального значения
– 1, и больше не растет. В целом
лидеры рейтинга почти не меняются.
По охвату образованием детей и
молодежи лидером остается Москва,
в которой учатся жители и других
регионов. По этой причине в Москве
уровень охвата образованием уже
превышает 100% населения в возрасте
7–24 лет.
Сравнение индекса регионов и стран
условно, но очень показательно для
России. Москва сопоставима с Чехией
и Мальтой, Тюменская область
– с Венгрией и Польшей, Санкт-Петербург
и Татарстан – с Болгарией,
при этом вторая столица заметно
уступает странам Балтии.
Москва – наиболее успешным административным
субъектом не только в ЦФО, но и
в целом в нашей стране. Эффективность
использования в нем экономического
потенциала была наиболее высокой в
данном округе. Столица нашей страны
входила в число наиболее плодотворных
субъектов РФ как по эффективности
использования экономического потенциала,
так и по уровню жизни. Душевой
ВРП в г. Москве значительно превышал
средний российский уровень. Покупательная
способность москвичей составляла
4,4 прожиточных минимумов. Это позволяло
им предъявлять достаточно высокий
платежеспособный спрос и обеспечивать
в целом потребление, на среднем,
но тяготеющем к высокому уровню. В
Москве сочетались высокие, по мировым
критериям, экономическое неравенство,
а также низкая по российским меркам
абсолютная бедность. Последняя была
примерно в 2,7 раза ниже среднего российского
показателя, а коэффициент Джини
примерно в 1,4 раза превышал его общероссийское
значение. Таким образом, в столице
нашей страны были созданы социально-экономические
условия наиболее благоприятные по сравнению
с другими административными субъектами.
Они позволяли распределять бедным такие
потребительские ресурсы, которые обуславливали
сравнительно низкую абсолютную бедность
при высоком экономическом неравенстве,
значительно большем, чем в целом по Российской
Федерации, уровне благосостояния среднего
и высоко-доходного населения.
Заключение
Прогнозирование уровня жизни
и социальная защита населения являются
важной функцией государства. Рынок
сам по себе не может регулировать
эту сферу, поэтому обязанность
регулирования в этой сфере возлагается
на государство. Непродуманная политика
государства в этой области может
привести к росту социальной напряженности.
Повышение уровня жизни населения
является главной целью любого прогрессивного
общества. Государство обязано создавать
благоприятные условия для долгой,
безопасной, здоровой и благополучной
жизни людей, обеспечивая экономический
рост и социальную стабильность в
обществе.
Для современного этапа социально-экономического
развития характерно большое
количество накопившихся в социальной
сфере проблем, острых противоречий,
связанных с уровнем социального
развития и повышением качества
жизни населения. Разрешение этих
проблем и существующих противоречий
позволит повысить качество жизни
населения и организовать переход
на более совершенную ступень
социального развития. Поэтому обоснование
сущности социального развития
и качества жизни с современных
позиций является важным звеном
в осмыслении всей совокупности
процесса социально-экономических
изменений в обществе и может
служить эффективным механизмом
в решении практических задач
в его поступательном прогрессивном
развитии.
Проблема разработки системы
показателей качества жизни населения,
является одним из важнейших направлений
исследований, нацеленных, на совершенствование
инструментов управления социально-экономическим
развитием общества. Различные интегральные
индикаторы синтетической категории
«качество жизни», с одной стороны,
помогают выявить базовые латентные
(недоступные для непосредственного
измерения) факторы, формирующие эту
категорию, а с другой – могут
быть использованы как критерии оценки
результатов социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации
и страны в целом, а также как показатели
степени эффективности управления регионом
(страной) в той сфере деятельности, к которой
относится данный конкретный интегральный
индикатор.
В условиях повышения
роли человека в развитии социальной
сферы, обеспечивающей условия
его жизнедеятельности и качество
жизни, эффективная социальная
политика должна основываться
на следующих принципах: профилактика
негативных устойчивых социальных
тенденций и уже состоявшихся
событий; социальное инвестирование,
обеспечивающее сокращение численности
нуждающихся; инициирование и
развитие механизмов самоорганизации,
самообеспечения граждан (интерактивность).
Критериями эффективности
новой социальной политики могут
быть: повышение уровня и качества
жизни населения; сохранение и развитие
человеческого потенциала страны; рост
социальной и трудовой мобильности;
повышение эффективности формирования
и использования финансовых, материальных,
информационных и кадровых ресурсов
социальной сферы.
Для выполнения Главной цели
социально-экономической политики
Российской Федерации (которая схожая
для всех регионов) – создание условий
для устойчивого экономического
развития и создание условий для
повышения уровня и качества жизни
населения, необходимо осуществление
социальной политики на новых принципах,
таких как взаимная солидарная ответственность
всех субъектов социальной политики;
добровольность и многообразие форм
участия людей в формировании
и реализации социальной политики;
открытость и подконтрольность социальной
политики обществу, человеку; межнациональная,
межконфессиональная, межгрупповая и
межличностная толерантность; защита
трудоспособного населения от социальных
рисков преимущественно на страховых
принципах; гарантирование сохранения
ранее приобретенных социальных
прав для людей, фактически пользующихся
этими правами, стимулирование активного
участия людей в формировании собственного
благосостояния и в общественной жизни.
Особенностью нынешнего
этапа социально-экономического развития
является то, что впервые за всю
историю существования российского
государства был разработан и
принят бюджет на три года, в котором
значительный удельный вес занимают
расходы на социальное развитие.
Такие фундаментальные изменения
в финансовых отношениях, с одной
стороны, позволяют более успешно
накапливать социально-экономический
потенциал регионов и направлять
его на повышение качества жизни
населения, но с другой – усиливают
противоречие между интересами органов
местного самоуправления и частных
собственников, включая отдельных
граждан. Все это требует от органов
власти регионов умения согласовывать
интересы людей, социальных и территориальных
сообществ, населения в целом
для достижения главной цели своей
деятельности – повышения качества
жизни людей.
Проведенный анализ основных показателей,
характеризующих уровень жизни
населения, выявил необходимость разработки
и принятия мер по улучшению жизни
населения. Приоритетными направлениями
являются:
- достижение устойчивого роста объемов реального сектора экономики; увеличение удельного веса объемов перерабатывающих отраслей промышленности;
- ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
- активизация работы межведомственных комиссий, рассматривающих вопросы легализации «теневой» заработной платы, с организацией комплексных обследований организаций;
- обеспечение роста реальных денежных доходов населения и уменьшение их дифференциации за счет повышения заработной платы в реальном и бюджетном секторах экономики и более полного учета заработной платы индивидуальных предпринимателей и работников малых предприятий;
- снижение уровня безработицы, за счет обеспечения временного трудоустройства и направления на общественные работы, содействия в организации предпринимательской деятельности, а также шире использовать методы переквалификации и переобучения незанятого населения в соответствии с перспективными потребностями рынка труда;
- усиление адресности социальной поддержки населения;
- формирование бюджетных средств для оказания адресной соц.помощи;
- социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Список
литературы
- Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление/учебник/А.И. Гаврилов. – М.: Инфра-М, 2008.
- Кучмаева О.В., Петрякова О.Л. Дифференциация показателей рождаемости в России: роль демографических и социальных факторов // Вопросы статистики. 2010. - № 10.
- Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы:Учебное пособие– Москва:Знание, 2005.
- Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Перспектива, 2006
- Городничев П.Н., Городничева К.П. Финансовое и инвестиционное прогнозирование. – М.: Экзамен, 2005.
- Статистический сборник СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ. – М., Росстат. 2010
Интернет-ресурсы:
http://www.gks.ru// - Сайт Федеральной Службы Государственной
Статистики.
www.prosperity.com
1
Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика
доходов и заработной платы:Учебное пособие–
Москва:Знание, 2005.-с.28.
2
Лапина Н. Предприниматели в политическом
пространстве.//МЭиМО, 1993.-№ 6.-с.43-44.
3
Бобков В., Масловский-Мстиславский П.
Динамика уровня жизни населения.//Экономист.-
2004.-№6.-с.57.
4
Бобков В., Масловский-Мстиславский П.
Динамика уровня жизни населения.//Экономист.-
2004.-№6.-с.52-54.