Понятие, виды и основные черты конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция – термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция – это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция – соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.16 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНКУРЕНЦИИ

1.1 Понятие конкуренции

 

Конкуренция – термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция – это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция – соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция – это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

Конкуренция содержит в самой  себе противоречие, которое в результате проявления воспроизводит явления, отрицающие саму конкуренцию. Свободная  конкуренция ведёт к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном  разорении тех, кто отстаёт от требований рынка. На определённом этапе  этот процесс обуславливает появление  монополий. Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что  она в принципе не в состоянии  сохранить себя в ’’чистом’’ виде и переходит в свою противоположность – монополию. И то, что монополия сдерживается в определённых границах во многих странах под воздействием антимонопольного законодательства, - следствие противоречий реального развития национальных рыночных экономик и мирового хозяйства в целом. Тем не менее, конкурентные тенденции на развитом рынке существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой (в виде исключения) даже слабые фирмы. Ключ к уяснению вопроса, почему монополия не вытесняет конкуренцию, лежит в понимании того, насколько разными являются борющиеся между собой фирмы. Конкуренция не сводится к борьбе сильного против слабого: в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.

  В реальности конкуренция строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных единиц, имеющих свои особенности: у ведущих монополий – это сила, у мелких фирм – гибкость, у специализированных компаний – приспособленность к особым сегментам (’’нишам’’) рынка, у фирм-новаторов – преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях преимущество получает то одно, то другое качество. 

Конкуренция носит для  участников рыночных отношений, и в  первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер.  Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.

Сущность конкуренции  и ее движущие силы детально рассматриваются  в трудах известного современного экономиста М. Портера. Он пришел к выводу о том, что в конкуренции участвуют  не только непосредственные претенденты. Скорее, конкуренция в отрасли, лежащая  в основе экономики, и конкурирующие  силы простираются значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной  отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники  и продукты-заменители – все являются конкурентами, в той или иной степени оказывающими влияние на отрасль.

Результатом исследований М. Портера  стала концепция пяти сил конкуренции, позволяющая определить детерминанты, оказывающие наибольшее влияние на хозяйствующие субъекты в условиях рыночной конкуренции. Согласно указанной концепции, состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать как результат взаимодействия пяти конкурентных сил:

 

Рис. 1. Пять сил конкуренции  М. Портера

Указанные силы, в конечном счете, формируют условия, в которых  функционирует конкретный рынок  и составляющие его единицы. Состояние  каждой силы и их совместное воздействие  определяют возможности предприятия  в конкурентной борьбе и его конкурентный потенциал. С другой стороны, значение каждой из пяти сил определяется структурой отрасли, ее производственными, технологическими, экономическими и другими характеристиками.

Деятельность любой хозяйственной  единицы в условиях конкуренции  подвергается двойному контролю. С  одной стороны – это внутренний непосредственный контроль в рамках фирмы, а с другой – это внешний опосредствованный контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жёсткой, но беспристрастной. Объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяются тем, что, в конечном счете, оценку выносит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдаёт предпочтение товарам того или иного конкурента.

Конкуренция – это самый эффективный и дешёвый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества. 

 

1.2 Основные черты конкуренции

 

 Конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению новой продукции с высоким качеством. Важнейшей функцией конкуренции является саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что приносит прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит прибыли, производить не станут. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в перераспределении ресурсов экономики, переливу средств, рабочей силы от менее прибыльных к более прибыльным производителям. Конкуренция выявляет и мобилизирует резервы экономического роста и нет смысла их скрывать. Конкурентный режим хозяйствования – это антипод бесхозяйственности, расточительности. Конкуренция способна ’’санировать’’ производство, выталкивая из него нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия.

Конкуренция выполняет функцию  дифференциации доходов товаропроизводителей на основе обеспечения разной эффективности  производства. Выигрывает в конкуренции  тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, оперативнее  учитывает изменения в потребительских  вкусах и предпочтениях покупателей  и способен перестраиваться ’’на ходу’’, обеспечивает дифференциацию продуктов по потребительским свойствам, ценам, реагирует на изменяющийся спрос  и в известном смысле формирует  его для разных групп потребителей, возрастов, различных территорий, городского и сельского населения, покупателей  с разным уровнем доходов.

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  в процессе конкуренции стремился  создать для себя наиболее выгодные условия производства, и сбыта  товаров в ущерб остальным  участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей  от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

 

1.3 Виды конкуренции

 

Различают четыре рыночных ситуации в зависимости от количества, ’’ удельного веса’’ на рынке товаропроизводителей и влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену: полиполия(совершенная конкуренция), монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Полиполия относится к свободной (совершенной) конкуренции, а чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия - к монополистической (несовершенной) конкуренции.

Сначала дадим характеристику полигонии, то есть совершенной конкуренции.    

 Условия совершенной  конкуренции определяются следующими  предпосылками:

- большое количество продавцов  и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара;

- каждый продавец производит  однородный продукт, который ни  в каком отношении не отличим  от продукта других продавцов;

-  барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспекте либо минимальны, либо вообще отсутствует;

-  никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены существует и ресурсы - переменные факторы производства – мобильны;

-  каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.

Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет  всем перечисленным условиям. Поэтому  схема совершенной конкуренции  имеет в основном теоретическое  значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

 Для участников рынка  в условиях совершенной конкуренции  цена - это заданная величина. Поэтому  продавец может лишь

решать, какое количество товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он одновременно акцептант цены и регулятор количества.

В действительности совершенная  конкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок  зерна, ценных бумаг, иностранных валют.)

Достоинствами совершенной  конкуренции являются то, что в течение короткого отрезка времени фирма может получать сверх прибыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, т. к. в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.

Совершенная конкуренция  помогает распределить ограниченные ресурсы  так, чтобы достичь максимального  удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков. [7, с. 221]

 



 


 

 

 


 

Рис. 2. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

 

 

 

 В условиях совершенной конкуренции  установление равновесной цены может  быть изображено следующим образом:








 

Рис. 3. Равновесие в конкурентной отрасли

Совершенная конкуренция, как  и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков. Говоря о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые

сложились ранее. Это создает  равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция

учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фирмами: их осуществляет общество. Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким общественным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.

Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают

утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства. [7, с. 223]

Приступим к рассмотрению монополии, как еще одного вида конкуренции.

Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным  производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты:

 а) продавец является  единственным производителем данного  товара (продукта);  

Информация о работе Понятие, виды и основные черты конкуренции