Понятие, виды и основные черты конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция – термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция – это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция – соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.16 Кб (Скачать файл)

 б) реализуемый продукт  уникален в том смысле, что  нет его заменителей;  

 в) монополист обладает  рыночной властью, контролирует  цены, поставки на рынок (монополист  является законодателем цены, т.е.  монополист назначает цену и  покупатель при заданной монопольной  цене может решать, какое количество  товара он может закупить, но  в большинстве случаев монополист  не может назначать произвольно  высокую цену, т. к. по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценных спрос возрастает);  

 г) на пути входа  в рынок монополистом устанавливаются  непреодолимые барьеры для конкурентов  - как естественного, так и искусственного  происхождения;

Примерами естественных монополий  могут служить предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия.

К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать  на данном рынке. При возникновении чистой монополии равновесие конкурентной фирмы значительно отличается от равновесия фирмы в условиях совершенной конкуренции


 






   


 

Рис. 4. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

На конкурентном рынке  равновесие может быть достигнуто в  точке Е, где Ре = МС. [7, с 229]

Еще одним видом конкуренции  является монополистическая конкуренция.

Относительно большое  число производителей предлагает  похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.

Таким образом, фирмы на рынке  монополистической конкуренции  вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность  в такой модели заключается в  том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой мере монопольной  властью над своим товаром; она  может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных  товаров. Кроме того, на монополистических  рынках наряду с мелкими и средними достаточно крупные фирмы. Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый и меркантильный покупатель.

 P



                                                                                                                     МС


                                            N


  M Dc


Dm

  0 Q  


 QQc


Рис.5 Монополистическая конкуренция

  При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит, прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.

Монополистическая конкуренция  отличается от совершенной полиполии  по следующим признакам:    

- на совершенном рынке  продаются не гомогенные, а гетерогенные  товары;    

- для участников рынка  нет полной прозрачности рынка,  и они действуют не всегда  в соответствии с экономическими  принципами;    

- предприятия стремятся  расширить свою область предпочтений  путем индивидуализации своей  продукции;    

- доступ к рынку для  новых продавцов при монополистической  конкуренции затруднен в силу  наличия предпочтений.

Последним видом несовершенной  конкуренции является олигополия.

 Немногочисленность участников конкуренции - когда относительно малое ( в пределах десятка)  число фирм господствует на рынке товаров или услуг. Примеры классических олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер".

Олигополии могут производить  как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает  на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских  товаров.

Немногочисленность фирм способствует их монополистическим  соглашениям: по установлению цен, разделу  или распределению рынков или  по другим способам ограничения конкуренции  между ними. Доказано, что конкуренция  на олигополистическом рынке тем  интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.

Важную роль в характере  конкурентных отношений на таком  рынке играют объем и структура  той информации о конкурентах  и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции  связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют  за лидером.  Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации. [1. С.124]

Критерием оценки степени  монополизации служит доля хозяйственной  единицы в производстве. Так согласно законодательству ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше одной трети всего оборота  на рынке.   

 В историческом аспекте  следует отметить, что до середины 19 века в национальных хозяйствах (современных) развитых стран  существовала свободная или совершенная  конкуренция. В этом случае  на том или ином отраслевом  рынке находятся как многие  продавцы, так и многие покупатели  однородной продукции. Масштаб  производства каждого производителя  настолько невелик, что он не  может повлиять на установление  рыночных цен на данный тип  продукции. Капиталы могут свободно  входить в данную отрасль и  выходить из неё. Во второй  половине 19 века ситуация изменилась. Благодаря нововведениям, структурным  изменениям в производстве, с  возрастанием роли отраслей тяжёлой  промышленности против лёгкой, пищевой  постепенно возникают крупные  предприятия и их объединения,  которые захватывают всё возрастающую  долю отраслевых рынков. Развивался  процесс концентрации производства: рабочая сила, мощности, объёмы производства сосредотачивались на всё более крупных предприятиях, в акционерных обществах. Конкуренция становилась несвободной (несовершенной). Сокращается число производителей-продавцов, крупнейшие из них получают возможность в некоторой степени влиять на рыночную цену, производимая предприятиями продукция нередко становится разнородной, дифференцированной. Создаются условия для монополизации производства, т.е. установление такого типа экономических отношений, при котором отдельные хозяйствующие субъекты навязывают собственные интересы своим контрагентам и обществу в целом, игнорируя их действительные потребности, регулируют производство данного вида продукции и господствуют на рынке.

 Главные формы проявления  конкуренции - ценовая и неценовая.  Эти две формы не только  сосуществуют и проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют.  Во всех странах применяются  ценовые методы конкурентной  борьбы. К ним относятся применение  монопольно высоких и монопольно  низких цен. К ценовым методам  относятся также метод ценовой  дискриминации (разные цены в  разных местностях, демпинговые,  бросовые цены). Однако как долговременная  тенденция идёт смещение ’’центра  тяжести’’ от ценовой к неценовой  форме конкуренции. Неценовые  методы конкурентной борьбы в  основном подразделяются на две  группы: конкуренция по продукту  и конкуренция по условиям  продаж.

Конкуренция по продукту - это  стремление захватить часть отраслевого  рынка конкурента путём выпуска  продукции нового ассортимента и  качества при сохранении примерно одной  и той же цены. Например, в США  продаётся одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

 Конкуренция по условиям  продаж - использование многочисленных  средств для привлечения покупателей  к товарам. Эта конкуренция  включает рекламу, услуги по  сервисному обслуживанию, льготы  для постоянных покупателей. 

Особыми методами неценовой  конкуренции являются продажа товаров  в рассрочку и лизинг. Последний  означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и  оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В  отличие от классической аренды

взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

Научно-технический прогресс создаёт широкие возможности  для неценовой конкуренции: неизмеримо расширив технико-технологический  потенциал производства, он обеспечивает масштабную модификацию и дифференциацию существующих продуктов, создание новых. Под его воздействием появились  предпосылки для быстрого повышения  качества сервиса, ведения рекламы  и совершенствования в целом  системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

В структурном плане можно  выделить внутри- и межотраслевую  конкуренцию. Оба эти направления  получают всё более масштабное развитие, отражая закономерности углубления общественного (и его разновидности- международного) разделения труда, специализации  и дифференциации производства, сопровождающихся ростом числа отраслей, подотраслей, производств, усилением их взаимозависимости, а также возрастающие размеры  перелива капитала между отраслями  и внутри них.

В соответствии с поведением участников (субъектов) рыночных отношений  конкуренция проявляется по следующим  направлениям: ’’товаропроизводитель-товаропроизводитель’’, ’’покупатель-покупатель’’, ’’покупатель-товаропроизводитель’’.

Имея в виду конкуренцию  по указанным направлениям, следует  отметить, что именно конкуренция  между производителями за покупателя имеет наиболее содержательный характер. Именно она является главной движущей силой конкуренции, вызывающей весомые положительные результаты- постоянное совершенствование существующих и появление новых, всё более эффективных товаров, высокую степень удовлетворения рыночного спроса, сдерживание роста или снижение цен, ’’вымывание’’ неэффективных товаропроизводителей и производств, а в конечном счёте динамичное совершенствование структуры национальной экономики, повышение её эффективности и конкурентоспособности. [14, с. 280]

Напротив, борьба между покупателями за товар, если она носит долговременный характер, не даёт положительных экономических  результатов и свидетельствует  о подавляющем господстве монополий  и сверхмонополий в производстве и на рынке. Такого рода конкуренция  существует в условиях дефицитного  рынка, который лишён возможности  оказывать реальное влияние на производственную, сбытовую, ценовую политику монополий, осуществляющую её в такой ситуации исходя исключительно из своих эгоистичных  интересов.    


Информация о работе Понятие, виды и основные черты конкуренции