Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:37, курс лекций
Особенностью процесса оценки стоимости является ее рыночный характер. Это означает, что оценка не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта. Она обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро- и микроэкономическую среду обитания.
Тема 1. Понятия, цели и принципы оценки бизнеса
1. Основные понятия оценки бизнеса
По мере развития рыночных отношений потребность в оценке стоимости объектов собственности существенно возрастает. При этом может выполняться оценка рыночной или иных видов стоимости, в обязательном или добровольном порядке.
Оценка стоимости любого объекта собственности представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости объекта с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка.
Особенностью процесса оценки стоимости является ее рыночный характер. Это означает, что оценка не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта. Она обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро- и микроэкономическую среду обитания.
Бизнес – это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель – получение прибыли. Таким образом, капитал является основой, внутренним содержанием любого процесса создания продукта или услуги, осуществляемой с целью получения дохода. Получение дохода – это цель и конечный результат бизнеса.
Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать и т.д. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами и особенностями.
Бизнес, предприятие и фирма обладают всеми признаками товара и могут быть объектом купли-продажи. Но это товары особого рода. И эти особенности предопределяют принципы, модели, подходы и методы оценки.
Во-первых, это товар инвестиционный, т.е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник, представляет собой верхний предел рыночной цены со стороны покупателя.
Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельно ее подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а его отдельные составляющие.
В-третьих, потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара – потребность в регулировании купли-продажи.
В-четвертых, учитывая
особое значение устойчивости бизнеса
для стабильности в обществе, необходимо
участие государства в
Предприятие представляет собой организационно-экономическую форму существования бизнеса.
Предприятие включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства.
Оценка предприятия означает определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной продажной ценой и должна отражать оба свойства предприятия как товара, т.е. и его полезность, и затраты, необходимые для этой полезности.
Принимая во внимание такой фактор,
как экономический имидж
Согласно такому взгляду на оценку, рыночная цена любого объекта, порождающего доход или поток денежной наличности, определяется исходя из текущей оценки ожидаемого будущего потока наличности, дисконтированного по норме процента, отражающего требуемую инвестором норму прибыли для сопоставимых по риску инвестиций.
При балансовой оценке стоимость
предприятия равна активам
Уравнение рыночной оценки реального собственного капитала в этом случае выглядит так:
СК* = (А* + НА*) – П* = (А* - П*) + НА*.
Если балансовая оценка собственного капитала и его реальная (рыночная), или экономическая ценность не совпадают, то должен существовать скрытый, или внебалансовый, капитал. Скрытый капитал в общем случае имеет два источника:
В системе бухгалтерского учета отсутствует механизм учета риска и других факторов, которые оказывают влияние на реальную стоимость предприятия (потребительную стоимость).
Цели оценки бизнеса
Цель оценки бизнеса состоит в определении какой-либо оценочной стоимости, что необходимо клиенту для принятия решения. Стороны, заинтересованные в проведении оценочных работ, стремясь реализовать свои экономические интересы, определяют цели оценки.
Оценку бизнеса проводят в целях:
Соответствие видов оцениваемых стоимостей целям оценки
Определение стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектами Российской Федерации или муниципальным образованием |
Виды стоимости объекта оценка | ||||||||||||
Рыночная стоимость |
Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком |
Стоимость замещения объекта оценки |
Стоимость воспроизводства объекта оценки |
Стоимость объекта оценки при существующем использовании |
Инвестиционная стоимость объекта оценки |
Стоимость объекта оценки для целей налогообложения |
Ликвидационная стоимость объекта оценки |
Утилизационная стоимость объекта оценки |
Специальная стоимость объекта оценки | ||||
в целях их: |
Приватизация |
Продажа на аукционе |
Государственного или муниципал |
+ |
|||||||||
Продажа на специализированном аукционе |
Акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ |
+ |
|||||||||||
Продажа на коммерческом конкурсе с инвестиционными (или) социальными условиями |
Государственного или муниципального имущества |
+ |
|||||||||||
Акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, которые более 50 процентов уставного капитала общества |
+ |
||||||||||||
Предприятия как имущественного комплекса |
+ |
||||||||||||
Продажа работникам |
Акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ |
+ |
|||||||||||
Акций акционерных обществ,
созданных при приватизации предприятий
по первичной переработке |
+ | ||||||||||||
Выкуп |
Арендованного государственного имущества |
+ |
|||||||||||
Арендованного муниципального имущества |
+ |
||||||||||||
Преобразование в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности |
Государственных и муниципальных предприятий |
+ |
|||||||||||
Внесение в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ |
Государственного или муниципального имущества |
+ |
|||||||||||
Акций, находящихся в федеральной собственности |
+ |
||||||||||||
Отчуждение владельцам
государственных или |
Находящихся в государственной
или муниципальной |
+ |
|||||||||||
Передачи в доверительное управление |
Акций, находящихся в федеральной собственности |
+ | |||||||||||
Передачи в аренду |
Недвижимого имущества государственных предприятий |
+ | |||||||||||
При использовании в качестве предмета залога |
Акций, находящихся в федеральной собственности |
+ | |||||||||||
При продаже или ином отчуждении |
Акций, находящихся в федеральной собственности |
+ |
|||||||||||
Недвижимого военного имущества |
+ |
||||||||||||
При переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки |
+ |
||||||||||||
При передаче объектов оценки в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц |
Акций, находящихся в федеральной собственности |
+ |
|||||||||||
При возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе при: |
Национализация имущества |
+ |
2. Подготовка информации, необходимой для оценки
Информация, используемая в процессе оценки, должна отвечать требованиям:
Используемая информация должна достоверно отражать ситуацию на предприятии, точно соответствовать целям оценки и комплексно учитывать внешние условия функционирования оцениваемого предприятия.
Существуют различные пути организации информации: хронологический, журналистский, логический.
Хронологический путь организации информации предусматривает последовательный переход от прошлого к будущему (или от будущего к прошлому). Например, в отчете об оценке описание процесса производства начинается с изложения истории создания компании.
Журналистский путь организации предполагает размещать материал от более важного к менее важному. Например, при анализе финансовой информации, как правило, не имеет смысла описывать всю ретроспективную информацию, а внимание акцентируется на наиболее важных пропорциях или коэффициентах.
Логический порядок распределяе
СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ
Оценка бизнеса основана на анализе стоимости предприятия как товара инвестиционного, т.е. с учетом прошлых затрат, текущего состояния и будущего потенциала. Для реализации такого комплексного подхода необходимо провести сбор и анализ большого количества информации, которую можно классифицировать следующим образом.
• Внешняя информация, характеризующая условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом.
• Внутренняя информация, дающая представление о деятельности оцениваемого предприятия.
Нормальное функционирование бизнеса основано на оптимальном сочетании объема продаж, получаемой прибыли и финансовых ресурсов для обеспечения запланированного роста, что в значительной степени определяется внешними условиями функционирования предприятия. К ним относятся макроэкономические и отраслевые факторы: уровень инфляции, темпы экономического развития страны, условия конкуренции в отрасли и т.д.
ВНЕШНЯЯ ИНФОРМАЦИЯ
Информационный блок внешней информации
характеризует условия