Понятия кредитоспособности клиента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

В современной экономике России, когда хозяйствующие субъекты самостоятельны в выборе большинства принимаемых ими решений, вопрос о необходимости разработки эффективной программы управления капиталом имеет первостепенное значение. Собственный капитал организации — еще не гарантия прибыли. Однако даже если таковая ситуация существует, это не означает, что ее будет достаточно для инвестиций в развитие производства, пополнение оборотных активов и т.п. В результате альтернативным источником финансирования выступает заемный капитал.

Файлы: 1 файл

Оценка кредитоспособности юридических лиц.doc

— 1.90 Мб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

  1. Понятия кредитоспособности клиента.

В современной экономике России, когда хозяйствующие субъекты самостоятельны в выборе большинства принимаемых ими решений, вопрос о необходимости разработки эффективной программы управления капиталом имеет первостепенное значение. Собственный капитал организации — еще не гарантия прибыли. Однако даже если таковая ситуация существует, это не означает, что ее будет достаточно для инвестиций в развитие производства, пополнение оборотных активов и т.п. В результате альтернативным источником финансирования выступает заемный капитал.

В учебнике О.И. Лаврушина кредитоспособность трактуется как способность заёмщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). А.И. Ачкасов под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта понимает eго способность своевременно производить все срочные платежи при обеспечении нормального хода производства за счет наличия адекватных собственных средств и в форме, позволяющей без серьезных финансовых потрясений мобилизовать в кратчайшие сроки достаточный объём денежных средств для удовлетворения всех срочных обязательств перед различными кредиторами. Такой же формулировки придерживается В.Т.Севрук.

Итак, кредитоспособность заемщика (хозяйствующего субъекта) — его комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика.

 

 

Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, определены критерии отнесения  предприятия к малому и среднему бизнесу:

 

Критерии

Микро

Малые

Средние

Доля в уставном капитале юридического лица

суммарная доля участия РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований, иностранных  лиц, общественных организаций, фондов не должна превышать 25%; 
доля участия, принадлежащая юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется предприятия с инновационным характером деятельности

Среднесписочная численность

до 15 чел.

От 15 до 100 чел.

От 100 до 250 чел.

Выручка от реализации за год (без  НДС)

До 60 млн.руб.

От 60 до 400 млн.руб.

От 400 до 1000 млн.руб.


Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии оценки кредитного риска и кредитоспособности клиента:

  • характер клиента;
  • способность заимствовать средства;
  • способность зарабатывать средства для погашения долга (финансовые возможности);
  • капитал;
  • обеспечение кредита;
  • условия, в которых совершается кредитная операция;
  • контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита стандартам банка и органов надзора).

Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица, степень ответственности за погашение долга, четкость его представления  о цели кредита, соответствие этой цели кредитной политике банка.

Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права подать заявку на кредит, подписать кредитный  договор или вести переговоры, дееспособность заемщика — физического  лица.

Способность зарабатывать средства для  погашения долга в ходе текущей деятельности определяется ликвидностью баланса, прибыльностью деятельности заемщика, его денежными потоками.

Для такого критерия кредитоспособности клиента как капитал наиболее важны два аспекта оценки: достаточность  капитала (анализируется на основе требований к минимальному уровню капитала и коэффициентов финансового левериджа); степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию (свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком).

Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном договоре. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды в банке в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение заемщиком его обязательств в срок при финансовых затруднениях.

Условия, в которых совершается  кредитная операция (текущая или  прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы), определяют степень внешнего риска банка.

Последний критерий — контроль, т. е. законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита  стандартам банка и органов надзора.

Способами оценки кредитоспособности клиента банка являются:

  • оценка менеджмента;
  • оценка финансовой устойчивости клиента;
  • анализ денежного потока;
  • сбор информации о клиенте;
  • наблюдение за работой клиента путем выхода на место.

Специфика оценки кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов определяет комбинацию применяемых способов оценки.

Оценка кредитоспособности крупных  и средних предприятий базируется на данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах.

В настоящее время мировыми рейтинговыми агентствами разработан целый ряд  критериев оценки корпоративного кредитного рейтинга компаний.

Как правило, существует разный набор  критериев для различных методов и моделей оценки кредитоспособности того или иного юридического лица, применяемых в России и за рубежом.

  1. Характеристика существующих российских и зарубежных методик оценки кредитоспособности.

В отечественной литературе наиболее удачной классификацией подходов к оценке коммерческих банков кредитоспособности заёмщиков видится классификация И.В.Вишнякова.

Классификационные модели анализа кредитоспособности заемщика

Классификационные модели дают возможность  группировать заемщиков: прогнозные модели позволяют дифференцировать их в зависимости от вероятности банкротства; рейтинговые — в зависимости от их категории, устанавливаемой с помощью группы рассчитываемых финансовых коэффициентов и присваиваемых им уровней значимости.

Рейтинговая оценка (общая сумма баллов) рассчитывается путем умножения значения показателя на его вес (коэффициент значимости) в интегральном показателе. В мировой практике при оценке кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов применяются в основном следующие пять групп коэффициентов: ликвидности, оборачиваемости, финансового рычага, прибыльности, обслуживания долга.

Выбор финансовых коэффициентов определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка.

Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) показывает, способен ли заемщик рассчитаться по долговым обязательствам:

КТЛ = Текущие активы / Текущие пассивы.

Если долговые обязательства превышают  средства клиента, последний является некредитоспособным.

Коэффициент быстрой (оперативной) ликвидности (КБЛ) рассчитывается следующим образом:

КБЛ = Ликвидные активы / Текущие пассивы.

С помощью коэффициента быстрой  ликвидности прогнозируют способность  заемщика быстро высвобождать из оборота  денежные средства для погашения долга банка в срок.

Коэффициенты  эффективности (оборачиваемости) дополняют коэффициенты ликвидности и позволяют сделать заключение более обоснованным. Если показатели ликвидности растут за счет увеличения дебиторской задолженности и стоимости запасов при одновременном замедлении их оборачиваемости, нельзя повышать класс кредитоспособности заемщика. Коэффициенты эффективности рассчитывают так.

Оборачиваемость запасов:

а) длительность оборота в днях:

Средние остатки запасов в периоде / Однодневная выручка от реализации;

б) количество оборотов в периоде:

Выручка от реализации за период / Средние  остатки запасов в периоде.

Оборачиваемость дебиторской  задолженности в днях:

Средние остатки задолженности  в периоде / Однодневная выручка  от реализации.

Оборачиваемость основного капитала (фиксированных активов):

Выручка от реализации / Средняя остаточная стоимость основных фондов в периоде.

Оборачиваемость активов:

Выручка от реализации / Средний размер активов в периоде.

Коэффициенты эффективности анализируются  в динамике, а также сравниваются с коэффициентами конкурирующих предприятий и со среднеотраслевыми показателями.

Коэффициент финансового левериджа характеризует степень обеспеченности заемщика собственным капиталом. Варианты расчета этого коэффициента различны, но экономический смысл один: оценка размера собственного капитала и степени зависимости клиента от привлеченных ресурсов. При расчете данного коэффициента учитываются все долговые обязательства клиента банка, независимо от их сроков. Чем выше доля привлеченных средств (краткосрочных и долгосрочных), тем ниже класс кредитоспособности клиента. Окончательный вывод делают с учетом динамики коэффициентов прибыльности.

Коэффициенты  прибыльности характеризуют эффективность использования всего капитала, включая его привлеченную часть. Их разновидностями являются следующие.

Коэффициенты нормы  прибыли:

а) Валовая прибыль до уплаты процентов  и налогов / Выручка от реализации или чистые продажи;

б) Чистая операционная прибыль (прибыль  после уплаты процентов, но до уплаты налогов) / Выручка от реализации или чистые продажи;

в) Чистая прибыль после уплаты процентов и налогов / Выручка  от реализации или чистые продажи.

Коэффициенты рентабельности:

а) Прибыль до уплаты процентов  и налогов / Активы или собственный  капитал;

б) Прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов / Активы или собственный капитал;

в) Чистая прибыль (прибыль  после уплаты процентов и налогов) / Активы или собственный капитал.

Сопоставление трех видов коэффициентов  рентабельности показывает степень влияния процентов и налогов на рентабельность предприятия.

Коэффициенты обслуживания долга (рыночные коэффициенты) показывают, какая часть прибыли поглощается процентными и фиксированными платежами. Общая их сумма рассчитывается следующим образом.

Коэффициент покрытия процента:

Прибыль за период / Процентные платежи  за период.

Коэффициент покрытия фиксированных  платежей:

Прибыль за период / (Проценты + Лизинговые платежи + Дивиденды по привилегированным  акциям + Прочие фиксированные платежи).

Коэффициенты обслуживания долга  особое значение приобретают при  высоких темпах инфляции, когда величина процентов уплаченных может приближаться к основному долгу клиента  или превышать его. Чем больше прибыли направляется на покрытие процентов  уплаченных и других фиксированных платежей, тем меньше ее остается для погашения долговых обязательств и покрытия рисков и тем хуже кредитоспособность клиента.

Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности рассчитывают на основе прогнозных величин  на планируемый период, средних остатков по балансам на отчетные даты. Показатели на 1-е число не всегда отражают реальное положение дел. Поэтому в мировой практике используется система коэффициентов, рассчитываемых на основе счета результатов (он содержит отчетные показатели оборотов за период). Исходный оборотный показатель — выручка от реализации.

На практике каждый коммерческий банк выбирает для себя определённые коэффициенты и решает вопросы, связанные с методикой их расчёта. Этот подход позволяет охарактеризовать финансовое состояние заёмщика на основе синтезированного показателя-рейтинга, рассчитываемого в баллах, присваиваемых каждому значению коэффициенту. В соответствии с баллами устанавливается класс организации: первоклассная, второклассная, третьеклассная или неплатежеспособная.

Одним из основных инструментов минимизации  кредитного риска является скоринг (scoring). Цель кредитного скоринга — автоматизация  принятия решений по выдаче банковских кредитов, а также по условиям кредитования. Кредитный скоринг осуществляется с помощью компьютерных программ, обеспечивающих классификацию потенциальных заемщиков коммерческого банка по степени кредитоспособности на основе доступной информации. На различных этапах кредитной истории заемщика могут решаться различные задачи кредитного скоринга, например:

Информация о работе Понятия кредитоспособности клиента