Понятия кредитоспособности клиента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

В современной экономике России, когда хозяйствующие субъекты самостоятельны в выборе большинства принимаемых ими решений, вопрос о необходимости разработки эффективной программы управления капиталом имеет первостепенное значение. Собственный капитал организации — еще не гарантия прибыли. Однако даже если таковая ситуация существует, это не означает, что ее будет достаточно для инвестиций в развитие производства, пополнение оборотных активов и т.п. В результате альтернативным источником финансирования выступает заемный капитал.

Файлы: 1 файл

Оценка кредитоспособности юридических лиц.doc

— 1.90 Мб (Скачать файл)

1) скоринг по данным на момент  подачи заявки (application scoring) — оценка  кредитоспособности претендентов  на получение кредита поданным, представленным заемщиком при  обращении за кредитом (осуществляется  с целью принятия решения о возможности предоставления кредита);

2) скоринг в пределах кредитного  периода (behavioural scoring) — оценка  вероятности возврата выданных  кредитов с целью принятия  превентивных мер по снижению  потерь банка;

3) оценка возможности полного  или частичного возврата кредита (collection scoring) при нарушении заемщиком сроков погашения задолженности (осуществляется после истечения кредитного периода с целью принятия адекватных мер по возврату кредита).

Прогнозные модели, получаемые с помощью статистических методов, используются для оценки качества потенциальных заемщиков. При множественном дискриминантом анализе (МДА) используется дискриминантная функция (Z), учитывающая некоторые параметры (коэффициенты регрессии) и факторы, характеризующие финансовое состояние заемщика (в том числе финансовые коэффициенты). Коэффициенты регрессии рассчитываются в результате статистической обработки данных по выборке фирм, которые обанкротились, либо выжили в течение определенного времени. Если Z-оценка фирмы находится ближе к показателю средней фирмы-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения её положения она обанкротится. Таким образом, Z-оценка является сигналом для предупреждения банкротства фирмы. Применение данной модели требует обширной репрезентативной выборки фирм по разным отраслям деятельности.

При классификации кредитов возможно использование  модели CART (Classification and regression trees), что переводится как «классификационные и регрессионные деревья». В «классификационном дереве» фирмы-заемщики расположены на определенной «ветви» в зависимости от значений выбранных финансовых коэффициентов, далее идет «разветвление» каждой из них в зависимости от следующих коэффициентов.1 Пример «классификационного дерева» представлен на следующем рисунке2, где Ki -коэффициент; Pi — нормативное значение показателя; B- предполагаемый банкрот; S — предположительно устойчивое состояние.

 

 

В практике американских банков применяется  «правило пяти си», где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися  на букву «си»: character (характер, репутация заемщика); capacity (финансовые возможности, способность погасить ссуду); capital (капитал, владение активами); collateral (наличие обеспечения); conditions (экономическая конъюнктура и ее перспективы).

В Англии ключевым словом, в котором сосредоточены требования при выдаче ссуд заемщикам, является термин «PARTS»: purpose (назначение, цель); amount (сумма, размер); repayment (оплата, возврат долга и процентов); term (срок); security (обеспечение, залог).

В Японии, кроме общепринятых, применяют и коэффициенты собственности (отношение собственного капитала к итогу баланса, соотношение заемного и собственного капитала, отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу, отношение иммобилизованного капитала к сумме собственного капитала и долгосрочной задолженности и др.).

Финансовое положение предприятия - заемщика в экономической жизни  Германии определяют по уровню рентабельности и доле обеспеченности собственными средствами.

Выделяют 3 основных группы предприятий с различной степенью риска:

  1. безукоризненное финансовое состояние, т.е. солидную базу собственных средств и высокую норму рентабельности
  2. удовлетворительное финансовое состояние
  3. неудовлетворительное финансовое состояние, т.е. низкую долю собственных средств и низкий уровень рентабельности

Все это позволяет выделить предприятия, работающие с более высокой, чем  межотраслевая, рентабельностью, работающие на межотраслевом уровне и с показателями на уровне ниже отраслевых.

Практика выдачи кредита банком такова, что его получают свободно предприятия, имеющие либо безукоризненное финансовое положение независимо от качества обеспечения кредита, либо с безукоризненным обеспечением, независимо от финансового положения предприятия3.

В последнее время в практике европейских, американских и некоторых российских коммерческих банков широкое распространение получила методика оценки кредитоспособности клиента банка под названием CAMPARI (совокупность оценочных параметров, которые помогают сопоставить множество факторов, связанных с выявлением потенциального риска выдачи конкретной ссуды): character (характер, репутация заемщика); ability (способность к возврату ссуды); marge (маржа, доходность); purpose (целевое назначение ссуды); amount (размер ссуды); repayment (условия погашения кредита); insurance (обеспечение, страхование риска непогашения ссуды).4

Французская методика включает три  блока: общая финансово-экономическая оценка предприятия; прикладная оценка кредитоспособности, специфическая для каждого банка; обращение в картотеку Банка Франции.

Следует отметить, что во Франции  методики оценки кредитоспособности заемщика дифференцированы по отраслевым принадлежностям и формам собственности, они различны для фирм и частных лиц.

Необходимо иметь в виду, что  группировка показателей кредитоспособности достаточно условна. Речь идет о том, какие финансовые показатели представляют интерес для тех или иных юридических лиц, имеющих с ним экономические отношения, в конечном итоге.

В настоящее время Банк России работает над формированием развитой и устойчивой банковской системы, её соответствием принятым в международной практике стандартам, прежде всего Базельским принципам эффективного банковского надзора.

На текущий момент основная проблема в практике внедрения систем управления банковскими рисками - это адаптация к российским реалиям существующих западных методик оценки кредитоспособности клиентов.

Изучение зарубежного опыта  и использование его в современной  отечественной банковской практике поможет снять многие проблемы российских банкиров.       

В связи с этим предварительный анализ кредитоспособности заёмщика должен включать следующие этапы:

  1. формирование информационной базы анализа кредитоспособности;
  2. оценка достоверности представленной информации;
  3. предварительная оценка потенциального заемщика;
  4. обработка полученной информации;
  5. сравнительный анализ полученных финансовых коэффициентов с нормативными значениями;
  6. качественный анализ финансовых коэффициентов;
  7. определение веса финансовых коэффициентов в рейтинговом показателе;
  8. расчет рейтингового (интегрального) показателя организации-заёмщика;
  9. присвоение заемщику класса (рейтинга) на основе интегрального показателя;

10) анализ нефинансовых (качественных) показателей;

   11) заключение (вывод) по итогам оценки кредитоспособности заемщика, определение перспектив его развития для решения вопроса об условиях и возможности предоставления кредита.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Консультант – плюс: www.consultant.ru
  2. Ендовицкий Д.А./ Анализ и оценка кредитоспособности заёмщика: учебно-методическое пособие/Д.А.Ендовицкий, И.В.Бочарова. – М.:КНОРУС, 2005
  3. Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие/ О.И.Лаврушин, О.Н.Афанасьева, С.Л.Корниенко – М.:КНОРУС, 2008
  4. Ли В.О. Об оценке кредитоспособности заемщика(российский и зарубежный опыт) //Деньги и кредит. – 2005 - №2
  5. Дмитриева О. Комплексный анализ финансового состояния предприятия.//Бухгалтерия и банки. – 2006 - №4
  6. Румянцев А. Скоринговые системы: наука помогает бизнесу. // Финансовый Директор - 2006 - №7
  7. Казакова И.И. О методах оценки кредитоспособности заёмщика //Деньги и кредит.- 2007 - №6
  8. Ельский Е., Демидова Н. Банки хотят знать все. // Консультант – 2007 - № 19
  9. Артемьев А.А. Сага о кредитах: проблема определения кредитоспособности заёмщиков.// Российское предпринимательство – 2008 - №7
  10. Олоян К.А. Об оценке кредитного качества корпоративного заёмщика//Деньги и кредит. – 2008 - №8
  11. Аниховский А.Л. Кредитный рейтинг: основные элементы и классификация// Деньги и кредит – 2009 - №3

 

 

1 И.И.Казакова. О методах оценки кредитоспособности заёмщика //Деньги и кредит.- 2007 - №6 – с.41

2 Ендовицкий Д.А./ Анализ и оценка кредитоспособности заёмщика: учебно-методическое пособие/Д.А.Ендовицкий, И.В.Бочарова. – М.:КНОРУС, 2005, С.61

3 Статья «Международная практика оценки кредитоспособности заемщика»,  www.banki73.ru/credits/1

4 И.И.Казакова. О методах оценки кредитоспособности заёмщика //Деньги и кредит.- 2007 - №6 – с.41


Информация о работе Понятия кредитоспособности клиента