Потенциал предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. Потенциал любого предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты всякой его деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всей организации.

Содержание работы

Введение
1. Теоретический вопрос № 1
2. Теоретический вопрос № 2
3. Определение потенциала предприятия при помощи баллов.
4. Определение интегрального потенциала предприятия.
Перечень ссылок

Файлы: 1 файл

kursak-potents_predpr.docx

— 68.24 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,НАУКИ,МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

УКРАИНЫ

Донбасский государственный технический  университет

Кафедра Экономики и управления

 

 

 

 

по дисциплине

«ПОТЕНЦИАЛ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ»

3 вариант

 

 

 

                                                                       Выполнил:

                                                                             ст.гр.ЕП-09-1п

                                                                                    Войцешевский Р.В.

                                                                      Проверил:

                                                                                Белозерцев О.В.

 

 

 

 

Алчевск, 2012

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по дисциплине

«ПОТЕНЦИАЛ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ»

 

Выдано студенту (ке) ________________________________________

группы_____________________________________________________

 

СОСТАВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Введение

1. Теоретический вопрос № 1

2. Теоретический вопрос № 2

3. Определение потенциала предприятия  при помощи баллов.

4. Определение интегрального потенциала  предприятия.

Перечень ссылок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа выполняется на листах формата А4 рукописным или  машинописным способом согласно требованиям  ДСТУ-3008-95.

 

Курсовая работа должна быть сдана  за 10 дней до начала экзаменационной  сессии

 

 

Руководитель____________________________________

 

 

Дата выдачи_____________________ Дата сдачи____________________

 

Введение

Под потенциалом предприятия принято  понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. Потенциал любого предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты всякой его деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всей организации.

Оценка  стоимости потенциала предприятия  представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения  в денежном выражении стоимости  объекту с учетом потенциального и реального дохода, который имеет  место в определенный промежуток времени в условиях конкретного  рынка. Оценку потенциала проводят в целях:

1. Повышение эффективности текущего управления предприятием;

2. Определение стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятия на фондовом рынке;

3. Определение стоимости предприятия в случае его купли-продажи ;

4. Реструктуризации предприятия;

5. Разработки плана развития;

6. Определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;

7. Страхование в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов;

8. Налогообложение;

9. Принятие обоснованных управленческих решений .

 

 

 

 

1.Структура потенциала предприятия(№3).

 

Под структурой системы, которой есть потенциал  предприятия, понимают сеть наиболее существенных, стойких (инвариантных) связей между  элементами. Существует широкое толкование структуры, согласно которому различают  два типа структур:

-макроструктура;

- микроструктура.

Макроструктура  выражает наиболее стойкие (инвариантные) связи системы, а микроструктура - сменные (возможные).

Совокупность  макро- и микро- структуры объекту  или процессу, т.е. совокупность всех связей, и составляет их содержание. Потенциал предприятия делится  на объектные и субъектные составляющие.

 Объектные  составляющие, связанные с материально-вещественной  и личной формой потенциала  предприятия. Они потребляются  и воспроизводятся в той или  другой форме в процессе функционирования.

Субъектные  составляющие, связанные с общественной формой их выявления. Они не потребляются, а выступают как предпосылка, как общеэкономический, общехозяйственный  социальный фактор рационального потребления  объектных составляющих.

В структуре  рыночного потенциала отдельным  блоком выделяют ресурсы, имеющиеся в распоряжении предприятия. При их классификации чаще всего говорят о трудовых, информационных, финансовых и материальных (производственно-технических) ресурсах.

Трудовые  ресурсы иногда предлагается рассматривать как интеллектуальные (с этим можно согласиться, поскольку персонал, по сути, является носителем интеллекта). Большинство авторов придают им первостепенное значение, так как люди – самый важный ресурс всякой организации и являются центральным звеном в любой системе управления. В целях стратегического анализа человеческие ресурсы подразделяются на три составляющие – лица, принимающие решения, коллектив предприятия (сотрудники как единое целое) и персонал как трудовой потенциал. Целесообразность такого подхода во многом зависит от глубины анализа и уровня системы стратегического управления на предприятии в целом.

 Кроме  ресурсной составляющей в современной  экономической теории выделяют  блокуправления. В нем, как правило, различают три подсистемы: планирования – нацелена на выявление будущего потенциала успеха; реализации – имеет задачами создание нового потенциала и превращение существующего в факторы успеха; контроля – выполняет функции проверки эффективности осуществления планов и решений и постоянного контроля за достоверностью плановых предпосылок3.

Приемлема и позиция разделения функции  управления на пять составляющих: планирование, организация, контроль, мотивация и  координация. И тот и другой подход полностью охватывает систему управления. В данном случае мы сталкиваемся с  одинаковыми по смыслу понятиями, но представленными в разных интерпретациях, что в целом не меняет сути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экспортный потенциал. Его  сущность, назначение, методы оценки(№28).

 

В условиях глобализации и расширения мирохозяйственных связей значительную роль для обеспечения устойчивого  развития национальной экономики играет экспортный потенциал, формирование которого происходит на предприятиях, являющихся самостоятельными участниками внешнеэкономической  деятельности. Именно от реализации экспортного  потенциала предприятия зависит  его успех на внешнем рынке  и поступление валютной выручки  за проданную продукцию, что обусловливает  актуальность исследования и определение  научных подходов к разработке методики его оценки.

Термин "потенциал" произошел  от латинского potentia — сила. Характерным  является следующее определение: "Потенциал  — это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области".

Экономическая категория "экспортный потенциал" предприятия стала  рассматриваться в научной литературе сравнительно недавно, с начала 90-х  гг. прошлого столетия, когда основным субъектом народного хозяйства, осуществляющим внешнеэкономическую  деятельность, стало отдельно взятое промышленное предприятие. В современной  экономической литературе существуют два подхода к оценке экспортного  потенциала: оценивается либо он сам, либо весь потенциал внешнеторговой деятельности предприятия. Однако часто  эти понятия отождествляются  или понятие "экспортный потенциал" заменяется понятием "внешнеэкономический  потенциал". При этом акцент делается на необходимость более полного  включения предприятия в процессы глобализации и международного экономического сотрудничества. Однако при обозначении  показателей потенциала внешнеэкономической  деятельности фигурируют показатели, характеризующие в основном экспортный потенциал. Таким образом, происходит смешение двух экономических категорий, которые хотя и взаимосвязаны, но все-таки требуют отдельного рассмотрения.

Целесообразно разграничить понятия "потенциал внешнеэкономической  деятельности" и "экспортный потенциал" или выделить последний из потенциала внешнеэкономической деятельности.

Исходя из существующих на данный момент подходов и проведенных исследований, можно дать следующее определение  данному понятию. Экспортный потенциал  предприятий — настоящая или  возможная способность предприятия, определяемая совокупностью его  производственного, финансового, кадрового  и рыночного потенциалов осуществлять под влиянием эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов торговую деятельность на внешнем рынке.

В научной литературе предлагаются различные способы классификации  факторов, оказывающих влияние на экспортный потенциал. Один из способов выделения таких факторов — по признаку объекта маркетинговой  среды предприятия. Выделяют несколько  групп факторов: характеристики фирмы (размер, международная компетентность, число менеджеров с международным  опытом и т. д.), продукта, отрасли  и экспортного рынка; психологические  характеристики и предпочтения менеджмента; выбор целевого рынка и сегмента.

Для анализа факторов, влияющих на экспортный потенциал, их также делят  на контролируемые и не контролируемые предприятием. Контролируемыми можно  считать те факторы, которые предприятия  могут изменить в нужном для себя направлении. Неконтролируемые, в свою очередь, можно разделить на контролируемые и не контролируемые государством. К контролируемым государством факторам эффективности экспорта будут относиться те, которые государство может  изменить в целях повышения эффективности  экспорта предприятий.

Факторы можно также оценивать  по признаку дискретность — непрерывность. Данная характеристика применима не ко всем факторам, а только к тем, которые могут быть сведены к  одномерному измеримому свойству или  показателю, либо выбору одного варианта из нескольких. Факторы можно охарактеризовать при помощи временного интервала, в течение которого они действуют постоянно или временно. К первым относится, например, географическое положение или климатические условия, ко вторым — стратегия выбора способа входа на рынок.

Можно выделить факторы, оказывающие  влияние не только на формирование экспортного потенциала отдельной  организации, но и на группы промышленных предприятий: адекватные человеческие ресурсы (в частности, владение иностранными языками, образование в вопросах внешнеэкономической деятельности и т. д.); затраты на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы и инновации; маркетинговая ориентация; качество продукции; тарифные и нетарифные барьеры; прямые субсидии экспорта государством; колебания курса национальной валюты; количество и емкость экспортных рынков и другие.

Понимание факторов, влияющих на экспортный потенциал предприятий, позволяет  классифицировать условия, которые  создают среду формирования и  реализации экспортного потенциала: экономические, политико-правовые, социально-культурные, технические, природно-климатические.

Делятся данные факторы (по признаку степени контроля над ними) на: эндогенные — связаны с деятельностью фирмы, ее внешнеэкономической маркетинговой стратегией, характеристиками менеджмента; экзогенные — включают характеристики политической, географической, природно-климатической среды внутреннего и экспортного рынков .

В связи с тем, что содержание экспортного потенциала промышленных предприятий весьма многообразно и  многогранно, существуют и разные подходы  к его оценке.

Методики аналитической оценки экспортного потенциала можно классифицировать по разным признакам. По уровню сложности  такие методики разделяют на простые  количественные и сложные многофакторные.

С точки зрения единиц измерения  экспортного потенциала можно выделить количественные и экспертные методики. В количественных за единицу измерения  принимают классические единицы  измерения: доли, стоимостные единицы  измерения (рубли, доллары США и  т. п.), проценты и другие. Экспертные базируются на системе оценок в баллах и подразумевают привлечение  специалистов в данном вопросе.

По объекту оценки эффективны методики, которые за единицу оценки принимают  промышленное предприятие и отрасль  промышленности в целом с возможностью ее исследования на разных уровнях.

Можно выделить методики по признаку применяемых параметров оценки, разделив их на содержательные (включают оценку элементов экспортного потенциала либо выделенных факторов) и сравнительные (позволяют оценить экспортный потенциал  посредством сравнения продукции  либо результатов деятельности предприятия  с продукцией или результатами деятельности конкурирующей стороны).

Одной из самых простых и распространенных методик являются простые количественные методики оценки экспортного потенциала, осуществляемые путем расчета и  анализа комплекса показателей, характеризующих экспорт.

Помимо простых методик оценки экспорта существуют более емкие  методики, позволяющие дать оценку структуре экспорта и более точно  выявить его специализацию.

Значительное количество различных  показателей и некоторая специфичность  предмета исследования справедливо  ставят перед нами задачу выбора математической методики расчета обобщенного показателя оценки экспортного потенциала предприятия, которая позволила бы с наибольшей точностью отразить суть исследуемого объекта.

Информация о работе Потенциал предприятия