Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:55, курсовая работа
На протяжении всей жизни человек нуждается в материальных нематериальных благах, автоматически становясь их потребителем. Его способности и желания покупать растут в геометрической прогрессии в отличие от имеющихся в наличии ресурсов. Этот мир иногда называют обществом потребления. Именно потребление давно стало главным стимулом работы отдельного человека и развития производства и экономики в целом. Этим и обосновывается актуальность выбранной темы. Взаимосвязь доходов, потребления, сбережения, которые охватывают производство, распределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складывается на этапах формирования доходов владельцев производственных факторов.
Введение.................................................................................................................3
1 Теории потребления в микроэкономике..........................................................5
1.1 Понятие потребления и его принципы...........................................................5
1.2 Теория потребления Дж.М.Кейнса................................................................9
1.3 Теория перманентного дохода М. Фридмена и теория жизненного цикла Ф.Модильяни.........................................................................................................15
2 Сбережения домашних хозяйств, мотивы, виды, методы стимулирования.23
3 Особенности потребления и сбережений населения Республики Беларусь.27
Заключение.............................................................................................................29
Список использованных источников...................................................................31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической политики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Потребление и сбережения в национальной экономике
Студент
ФМ, 2-й курс, 12-ЗКП В.А. Никульшин
Руководитель
МИНСК 2014
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 30 с.,1 табл., 13 источников.
ПЕРМАНЕНТНЫЙ ДОХОД, ПОТРЕБЛЕНИЕ,ГОРИЗОНТ ПОТРЕБЛЕНИЯ,СБЕРЕЖЕНИЯ, ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА Ф.МОДИЛЬЯНИ
Объект исследования – потребления и сбережения домашних хозяйств.
Предмет исследования – особенности потребления и сбережения домашних хозяйств Республики Беларусь.
Цель работы: выявить особенности потребления и сбережения домашних хозяйств Республики Беларусь на современном этапе и обосновать направления государственной политики, направленной на стимулирование сбережений населения.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию потребления и сбережения домашних хозяйств выделены основные факторы их детерминирующие, изучен опыт государственной политики по стимулированию сбережений, исследована динамика и структура потребления и сбережений населения Республики Беларусь, предложены направления совершенствования государственной политики по стимулированию сбережений.
Элементы научной новизны: рассчитана функция сбережений населения Республики Беларусь для краткосрочного периода.
Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».
_________________
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1 Теории
потребления в микроэкономике..
1.1 Понятие потребления
и его принципы......................
1.2 Теория
потребления Дж.М.Кейнса.......
1.3 Теория перманентного дохода М. Фридмена
и теория жизненного цикла Ф.Модильяни...................
2 Сбережения домашних хозяйств, мотивы, виды, методы стимулирования.23
3 Особенности потребления и сбережений населения Республики Беларусь.27
Заключение....................
Список использованных источников....................
Введение
На протяжении всей жизни человек нуждается в материальных нематериальных благах, автоматически становясь их потребителем.
Его способности и желания покупать растут в геометрической прогрессии в отличие от имеющихся в наличии ресурсов. Этот мир иногда называют обществом потребления. Именно потребление давно стало главным стимулом работы отдельного человека и развития производства и экономики в целом. Этим и обосновывается актуальность выбранной темы. Взаимосвязь доходов, потребления, сбережения, которые охватывают производство, распределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складывается на этапах формирования доходов владельцев производственных факторов. Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспределения. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса. Главным налогом перераспределения доходов является государственное регулирование этого процесса. Предметом исследования является особенности потребления и сбережения домашних хозяйств Республики Беларусь. Целью написания данной работы является выявление особенностей потребления и сбережения домашних хозяйств Республики Беларусь на современном этапе и обоснование направления государственной политики, направленной на стимулирование сбережений населения.
1.1 Понятие потребления и его принципы
Макроэкономическая
наука изучает поведение экономики в целом
или ее крупные совокупности (агрегаты),
при этом экономика рассматривается как
единая сложная, большая иерархическая
организованная система, совокупность
экономических процессов и явлений и их
показателей.
Одним из
важнейших подразделов макроэкономики
является теория потребления. Изучение теории
потребительского выбора позволяет рассматривать
процесс формирования спроса на конкретные
товары и услуги. Немаловажную роль в изучении
целого имеет подробное рассмотрение
частей этого целого, в частности рассмотрение
поведения индивида и его потребления,
его выбора. Стоит изучить принципы, посредством
которых человек осуществляет выбор среди
множества товаров и услуг, представленных
на рынке. [2]
Потребление — последняя стадия в процессе движения всякого предмета, созданного человеческим трудом (т, е. хозяйственных благ); оно заключается в использовании человеком полезности, заключающейся в хозяйственном благе, и, след., в уничтожении произведенного блага (но не материи, из которой оно состоит). Экономисты различают два вида потребления:
1) Потребление
для воспроизведения новых
2) Потребление
для непосредственного
Исследованием
соотношения спроса и потребностей занимались
представители школы предельной полезности.
В своем анализе они исходили из того,
что стоимость блага нельзя сводить к
затратам одного фактора (труда) и даже
затратам всех факторов производства,
она должна определяться полезным эффектом,
оцениваемым потребителем. Этот начальный
пункт предопределил такие черты их теории,
как индивидуализм, субъективизм и маржинализм.
Теория предельной полезности рассматривает
индивидуальное хозяйство, а экономические
явления трактуются как результаты множества
индивидуальных воль, сталкивающихся
друг с другом в процессе обмена. При этом
в основе поведения хозяйствующих субъектов
лежит психология конкретного человека
и мотивы его поведения. Приоритет конкретного
индивида привел к тому, что экономисты
в своем анализе стали исходить из приоритета
потребления над производством.
В основе
современной теории потребления лежат
следующие методологические принципы:
Во-первых, свобода
выбора и суверенитет потребителя.
На первый взгляд может показаться, что
главными действующими субъектами в экономической
системе являются производители, ведь
именно они определяют объем и структуру
производства, имеют возможность оказывать
влияние на уровень цен на товары и услуги,
а результатом их эффективной деятельности
является возможность получения прибыли.
В таких условиях допустимо производство
лишь такого товара, который может быть
продан на рынке по цене, превышающей издержки
производства. Именно в этом моменте и
смещается акцент со сферы производства
к сфере потребления. Отдал потребитель
за товар определенную сумму денег, да
еще такую, что превысит издержки производства,
значит, производитель получит прибыль
и сможет продолжать свою деятельность.
В ином случае он не реализует свой товар,
потерпит убытки, и в конце концов разорится.
Именно по этой причине экономисты говорят
о суверенитете потребителя, то есть возможности
влиять на объем и структуру производства
посредством формирования спроса на конкретные
товары и услуги.
Необходимым
моментом суверенитета потребителя выступает
свобода потребительского выбора. В действительности
часто встречаются ограничения такого
рода свободы. Причем они могут быть весьма
различными по масштабам и формам: от жесткого
нормирования потребления определенных
благ (то есть введения карточной системы)
до законодательного запрещения производства
и потребления какого-либо вида товаров.
В основе этих ограничений могут лежать
весьма разнообразные мотивы: чрезвычайные
обстоятельства (голод, война), желание
уберечь население от вредного блага (алкоголь,
наркотики, сигареты), стремление обеспечить
гражданам равенство в потреблении. Результатом
же такого рода действий станет отказ
от принципа суверенитета потребителя.
Люди уже не смогут сигнализировать производителю
о своем отношении к конкретным товарам
и услугам, и передавать ему ту сумму денежных
средств, которую сочтут нужной. Производитель
же не сможет расширить производство тех
благ, которые нужнее всего потребителю.
Все решения о производстве будут приниматься
административными органами, исходя из
их собственных предпочтений.
Необходимо
заметить, что свобода потребительского
выбора является необходимым, но недостаточным
условием суверенитета потребителя. Наиболее
распространенными способами ограничения
суверенитета являются подтоварные налоги
и дотации. Если, например, потребитель
заплатил за товар 10 млн р., из которых
3 млн будут изъяты в бюджет, то в этом случае
к производителю поступит гораздо меньшая
сумма денег, чем в случае отсутствия указанного
налога. К подобному результату приводит
механизм дотаций производителю — производство
осуществляется на прежнем уровне или
даже на более высоком, однако это происходит
не по решению потребителя, а по указанию
административных органов.
Во-вторых, принцип
рационального поведения человека в экономике. Считается,
что каждый потребитель имеет свою субъективную
шкалу предпочтений, то есть знает, что
ему нравится больше, а что меньше. Из множества
товарной массы индивид стремится выбрать
наиболее предпочтительный товар или
их набор, а также объем этого выбора. Это
предположение и носит название гипотезы
рациональности. Термин “рациональность”
не стоит толковать в таком плане, что
человек, истративший весь свой доход
на покупку цветов любимому человеку,
нерационален, а индивид, отложивший деньги
на автомобиль, рационален. С точки зрения
экономиста они оба ведут себя рационально,
если они только на самом деле самостоятельно
выбрали для себя эти варианты. Ученые
не оценивают шкалу предпочтений потребителя,
для них важен лишь тот факт, что она реально
существует и человек пытается получить
максимум удовлетворения в соответствии
со своим доходом. Если мы обозначим это
удовлетворение вслед за теорией предельной
полезности как “полезность”, то принцип
рациональности потребителя можно сформулировать
следующим образом: при заданных ценах
и доходе потребитель стремится распределить
свои денежные средства так, чтобы получить
максимум полезности.
В-третьих, принцип редкости. В соответствии с ним в теорию было заложено предположение об ограниченной, фиксированной величине производства того или иного товара. В результате цена попадала в полную зависимость от спроса, а последний увязывался с субъективными оценками
блага потребителями.
В-четвертых, категория “полезность”. Полезность объявляется целью потребления и рассматривается как свойство экономических благ удовлетворять потребности. Различают общую и предельную полезности. Рассмотрим пример. Предположим, что конкретный потребитель в состоянии измерить в условных единицах полезность от потребления определенного количества сахара. Пусть он может потреблять этот продукт следующими способами: А — добавлять в кофе; В — использовать для выпечки торта; С — для приготовления варенья; D — для изготовления конфет в домашних условиях.
Результаты
его субъективных оценок можно представить
в виде (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Общая и предельная полезность товара
Вид использования | ||||||||
Объем потребления, г в неделю |
А |
B |
С |
D | ||||
MU |
TU |
MU |
TU |
MU |
TU |
MU |
TU | |
100 |
10 |
10 |
8 |
8 |
6 |
6 |
4 |
4 |
200 |
8 |
18 |
6 |
14 |
4 |
10 |
2 |
6 |
300 |
6 |
24 |
4 |
18 |
2 |
12 |
0 |
6 |
400 |
4 |
28 |
2 |
20 |
0 |
12 |
||
500 |
2 |
30 |
0 |
20 |
||||
600 |
0 |
30 |
Информация о работе Потребление и сбережения в национальной экономике