Потребление и сбережения в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всей жизни человек нуждается в материальных нематериальных благах, автоматически становясь их потребителем. Его способности и желания покупать растут в геометрической прогрессии в отличие от имеющихся в наличии ресурсов. Этот мир иногда называют обществом потребления. Именно потребление давно стало главным стимулом работы отдельного человека и развития производства и экономики в целом. Этим и обосновывается актуальность выбранной темы. Взаимосвязь доходов, потребления, сбережения, которые охватывают производство, распределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складывается на этапах формирования доходов владельцев производственных факторов.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
1 Теории потребления в микроэкономике..........................................................5
1.1 Понятие потребления и его принципы...........................................................5
1.2 Теория потребления Дж.М.Кейнса................................................................9
1.3 Теория перманентного дохода М. Фридмена и теория жизненного цикла Ф.Модильяни.........................................................................................................15
2 Сбережения домашних хозяйств, мотивы, виды, методы стимулирования.23
3 Особенности потребления и сбережений населения Республики Беларусь.27
Заключение.............................................................................................................29
Список использованных источников...................................................................31

Файлы: 1 файл

готовый курсач.docx

— 81.19 Кб (Скачать файл)

 

Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора, означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций». В специфичной разгадке механизма этого «эффекта» заключается ответ на вопрос, почему в научных изысканиях Дж.М. Кейнса столь много внимания уделено концепции мультипликатора, которую, по его словам, ввел в экономическую теорию еще в 1931 г. Р.Ф. Кан.

 

Однако, характеризуя «мультипликатор занятости» Р.Ф. Кана как показатель, позволяющий измерять «отношение между увеличением совокупной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями», рекомендуемый собственный коэффициент Дж.М. Кейнс назвал «мультипликатором инвестиций», который в отличие от мультипликатора Р.Ф. Кана характеризует положение о том, что «когда, происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в К раз превосходит прирост инвестиций». Причина такого положения, подчеркивает Дж.М. Кейнс, заключается в постоянно упоминаемом им же «психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».

 

Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой». Но, по его убеждению, «хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятость окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции».

Итак, теоретическая суть эффекта мультипликатора действительно достаточно проста.

Итогом своего исследования Дж.М. Кейнс считал создание качественно новой экономической теории. Последняя, на его взгляд, «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами», ибо «именно в определении объема занятости, а не в распределении труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной». Вот почему, по убеждению Дж.М. Кейнса, «учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства... Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности».[10]

 

 

 

 

    1. Теория перманентного дохода М. Фридмена и теория жизненного цикла Ф.Модильяни

 

 

  

          Концепция перманентного дохода В 1957 году в работе М. Фридмена “Теория потребительской функции” в завершенном виде появилась концепция перманентного дохода. Для Фридмена она стала опорой при разработке положений монетарной политики и анализа циклов.

 

            М. Фридмен исходил из того, что переменный доход (в) и сменное потребление (с) состоят из перманентного и временного компонентов: Y = Yp + Yt; C = Cp + Ct.

 

            Перманентный доход (Yp) М. Фридмен определяет как такой доход, который потребитель ожидает получать в течение достаточно длительного времени. Его значение зависит от горизонта потребления индивида*, величины накопленного капитала, а также от места жительства потребителя, его возраста, профессии, образования, расы и национальности. То есть это доход, который потребитель ожидает получить в течение жизнь, учитывая свой возраст, образование, модели потребления, которые сложились.   

Горизонт потребления – это минимальный временной интервал, в течение которого прибыль остается на неизменном уровне и рассматривается потребителем как перманентный. М. Фридмен на основе изучения «жизненного цикла доходов» определяет, что его продолжительность составляет 2 - 3 годам.

            Временный, или случайный доход (Yt) «отражает влияние всех других факторов, которые человек относит к случайным, хотя они могут быть предсказуемыми по результатам действия таких сил, как, например, циклические изменения в деловой активности». Источники случайного дохода могут быть самыми разнообразными: от неожиданного наследования к выигрыша в карты. При этом Г. Фридмен особенно подчеркивает элемент непредсказуемости, неожиданности при получении временного дохода: только в этом случае данный тип дохода не может серьезно повлиять на долгосрочную потребительскую поведение.

 

            Одним из основных пунктов теории перманентного дохода является утверждение, что временный компонент дохода не оказывает влияния на потребление. М. Фридмен считает, что весь полученный временный доход идет на сбережения, а уровень долгосрочного потребления определяется перманентным доходом. Поскольку потребления основывается на ожидаемом на далекую перспективу уровне дохода, то на него также влияют такие факторы, как уровень долгосрочной процентной ставки, величина накопленного капитала, вкусы потребителя.

 

            М. Фридмен выразил величину перманентного потребления таким образом:

Cp = K (i, w, u) Yp,

где С-перманентное потребления;

и - уровень долгосрочной процентной ставки;

w - величина накопленного  капитала;

и вкусы и предпочтения потребителя;

Y - уровень перманентного  дохода;

К - коэффициент корреляции.

 

             В таком выражении функция потребления М. Фридмена вошла в историю экономической мысли и послужила основой для дальнейшего анализа. Используя инструментарий кривых безразличия и бюджетной линии для анализа потребления, Г. Фридмен приходит к выводу, что существуют три модели потребления: переоценка значения своего будущего потребления, занижена его оценка и нейтральность в отношении своего будущего потребления. Каждой модели потребления соответствует определенное сочетание кривых безразличия и бюджетной линии. Так, если потребитель слишком высоко оценивает будущее потребление, то его потребление сегодня будет меньше (то есть он готов отказаться от некой доли чрезмерного потребления, чтобы Добавить ее к будущему).

          В целом М. Фридмен считает, что люди нейтрально относятся к будущего, то есть склонность к потреблению из года в год остается неизменной. Если потребитель пытается поддержать потребление на некотором неизменном уровне, то потребление становится функцией не только от перманентного дохода, но и от ставки процента:

C=f (Yp, i)

           А сам доход М. Фридмен определяет как результат капитала (человеческого и другого), умноженного на ставку процента:

Yp=w*i

 

           Последнее утверждение М. Фридмен позаимствовал у И. Фишера: доход является результатом человеческого и физического капитала. Другим методологическим основанием для этого вывода послужили взгляды Л. Вальраса на сбережения как «положительную черту между превышением доходов над потреблением и количеством, которое выступает как покрытие обесценивания капитальных товаров». Это означает, что сбережения лишь перманентного дохода состоят не только из временного дохода, но и с неспожитої части перманентного дохода.

 

          М. Фридмен считает, что мотивы для создания накоплений заключаются не только в неопределенности. Так, при наличии полной определенности сбережения выполняют две функции: во-первых, они выравнивают поток доходов, делая потребления более равномерным; во-вторых, дают прибыль в виде процентного дохода. В состоянии экономической неопределенности сбережения создают резерв. М. Фридмен считал, что вложение средств в «ощутимые активы», то есть в физический капитал, более надежное, чем в капитал люський через удаленность во времени получения дохода. Следовательно, в общем виде модель перманентного дохода записывается следующим образом:

Y = Yp + Yt; C = Cp + Ct; Cp=K (i, w, u) Yp.

 

           В таком виде эту теорию практически без всяких изменений можно легко проверить на эмпирическом материале. М. Фридмен подчеркивал, это является его основной задачей.

 

  

      Коэффициент корреляции и его значение Далее М. Фридмен подает эмпирическое доказательство своей теории. Главное, что здесь необходимо подтвердить, это связь потребления по величине перманентного, а не текущего дохода, а следовательно, и сохранение в течение достаточно длительного периода постоянной склонности к потреблению и сбережения. Чтобы это доказать, Фридмен использует данные о доходах полувекового периода (1905 - 1951) в США. Чтобы оценить связь между потреблением перманентным и перманентным доходом, он использует отношение

K = Сp/Вp ,

где К - коэффициент корреляции.

        Чем выше это значение, тем более тесную связь, которая нас интересует. Факторы, влияющие на коэффициент корреляции, т.е. норму процента, отношения капитала до перманентного дохода, предпочтение потребителей, Г. Фридмен принимает за величины, которые постоянно влияют друг на друга, или взаємокомпенсують этот влияние. Чтобы оценить коэффициент корреляции, должна быть установлена связь между теоретическими и реальными (статистическими) значениями перманентного дохода и потребление. Для перманентного дохода М. Фридмен вывел формулу уравновешенного среднего дохода с доходов текущего и предыдущих периодов:

где а - возрастной прирост дохода; B - коэффициент отклонение дохода; T - время установления дохода; t - предыдущий период, 1/B - горизонт потребления, что равняется в среднем 2 - 3 годам.

 

        Для периода с 1905 по 1951 год, за исключением военных лет, Г. Фридмен получил значение коэффициента корреляции, что составляет 0,88 при р = 0,4 иа = 0,02. Таким образом, в течение почти пятидесяти лет наблюдался достаточно тесная связь перманентного потребления с уровнем перманентного дохода. Однако коэффициент имеет разное значение для разных профессиональных групп. Так, для тех, что получают установленную заработную плату, k = 0,9 - 0,95, а для предпринимателей - k = 0,75 - 0,8, что свидетельствует о влиянии факторов неопределенности на их будущие доходы и, соответственно, о влиянии временного компонента дохода.

 

        Исходя из полученных оценок, Г. Фридмен доходит таких выводов относительно особенностей потребительского поведения: no-пфіме, полувековая постоянство связи между перманентным потреблением и перманентным доходом свидетельствует о постоянстве значения факторов, которые влияют на коэффициент корреляции; во-вторых, обеспечение не является возрастающей функцией от дохода, а постоянной. Таким образом, пессимизм по поводу ограниченности инвестиционных возможностей можно считать неоправданным. М. Фридмен интерпретирует возможен рост доли сбережений как явление, которое зависит не от роста дохода, а от неопределенности в оценке будущих доходов, т.е. от неопределенности в получении временного дохода. С этого М. Фридмен делает вывод об устойчивости капиталистического хозяйства, которое, по его мнению, имеет большие потенциальные возможности для эффективного саморегулирования.

Чрезвычайно важные выводы М. Фридмена и в отношении социальной структуры общества. Он считает неверным утверждение «бедные беднеют, а богатые богатеют», поскольку класс с низкими доходами - это класс не с низкими текущими, а с низкими временными доходами. Он отмечает, что высокий временный доход связан не только с удачей и везением, но с большим риском, а также и с предпринимательским талантом и умением делать деньги».

 

  

    О динамике объемов денежной массы Важным выводом монетаризма является положение, что величина валового национального продукта (ВНП), которая отражает хозяйственную активность в экономике, достигается с некоторым временным лагом за динамикой объемов денежной массы. Это утверждение соответствует методологии количественной теории денег (КТГ), которая доказывает наличие причинной связи «деньги - цены» или «деньги - доход». В рамках КТГ существовало несколько подходов, чтобы показать, как «работает» эта связка, через какие механизмы происходит влияние уровня денежной массы на уровень цен и дохода. Наиболее известным и близким к идее монетаризма был трансакционный вариант И. Фишера, упоминавшийся нами в разделе маржиналізму. Напомним, что уравнение Фишера сводится к следующему: MV = РТ. Из него он делает вывод, что денег постоянно есть как раз столько, чтобы осуществить весь объем товаропроизводящих операций.

 

          Основным для доказательности влияния массы денег М на уровень цен Р для Фишера стало предположение о постоянстве скорости обращения V и максимальной загруженности мощностей (использование ресурсов) Т.

Он считал, что на скорость обращения денег влияют технико-экономические и институциональные факторы, которые связаны с традициями и навыками, которые за длительный период изменяются очень медленно.

Таким образом, изменение уровня цен Г будет прямо пропорциональна изменении объемов денежной массы М в долгосрочном периоде. Однако в краткосрочном периоде эти закономерности не действуют, потому что через резкие колебания конъюнктуры скорости обращения денег V уже нельзя рассматривать как величину постоянную.

Следовательно, влияние денежной массы на цены в результате сводится к решению основного вопроса: доказать, что скорость обращения V в длительном периоде постоянный. Поэтому перед КТГ М. Фридмен ставит новую задачу - исследовать прежде всего природу спроса на деньги и факторы, определяющие его, поскольку именно спрос на денежную массу со стороны потребителей и производителей определяет объем реальной массы в обращении и скорость ее обращения.

 

         Исходя из этого, в рамках своего анализа М. Фридмен исследует природу скорости обращения денежной массы и отвечает на вопросы, каков механизм влияния денежной массы на уровень цен и номинального дохода. Методологическим базой для его анализа служит теория перманентного дохода и выводы, которые сделаны на ее основе.

 

          М. Фридмен рассматривает спрос на деньги по аналогии со спросом на другие блага, который зависит от следующих основных факторов: величина совокупного капитала, доходы от каждого вида вложений капитала, вкусы и предпочтения потребителей. В отличие от И. Фишера, который считал деньги средством обращения и платежа, М. Фридмен принимает мнению Дж. Кейнса и рассматривает их как актив капитала. Капитал же может приобретать различной формы (например вложения в акции, облигации, человеческий капитал и т.п.).М. Фридмен исходил из того, что каждый потребитель, который имеет значительное количество наличных денег («наличный баланс»), формирует так называемый портфельный актив, инвестируя свои средства в различные виды активов. В отличие от Кейнса, который анализировал портфель, который состоял только из двух активов - наличных денег и облигаций (как наиболее ликвидных видов активов), М. Фридмен включает сюда также акции, физический и человеческий капитал.

Таким образом, спрос на реальные денежные остатки будет зависеть от реальной доходности каждого из этих активов, то есть

M/P=f (re, rb, (1/P) (dP/dt), w, y/P, u),

где М - объем денежной массы; Р - уровень цен; гь - доход от облигаций; г - доход от акций; (l/P) (dP/dt) - уровень инфляции; w - инвестиции в человеческий капитал; в/Г - доход от денег (где у - уровень дохода); и вкусы и предпочтения.

 

          М. Фридмен делает вывод, что функциональный связь между спросом на деньги и переменными, которые его определяют, является «в высочайшем степени стабильным». Это явление не столь очевиден, как кажется на первый взгляд, поскольку со времен господства кейнсианской идеологии в экономической теории существовала мнение, что спрос на денежную массу меняется спонтанно и невозможно выявить факторы, которые его определяют.[9]

 

Франко Модильяни и его коллеги Альберт Андо и Ричард Брумберг использовали модель поведения потребителя Ирвинга Фишера для изучения функции потребления. Одной из их задач было разрешение загадки потребления - обьяснение явного противоречия, возникавшего при проверке функции Кейнса на некоторых данных. Согласно модели Фишера, потребление зависит от дохода человека в течение всей его жизни. Модильяни обратил особое внимание на то, что уровень дохода колеблется на протяжении жизни человека и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок. Такое толкование поведения потребителей заложило основу гипотезы жизненного цикла.

Функция потребления основана на простой идее о том, что потребительское поведение индивидов в данный период связано с их доходом в данный период. Гипотеза жизненного цикла рассматривает индивидов так, как будто они планируют свое поведение в отношении потребления и сбережений на длительные периоды с намерением распределить свое потребление наилучшим образом на весь период жизни.

Гипотеза жизненного цикла рассматривает сбережения как следствия главным образом желаний индивидов обеспечить необходимое потребление в старости. Теория указывает на ряд факторов, влияющих на норму сбережений в экономике, например, возрастная структура населения является важным фоктором, определяющим поведение людей в отношении потребления и сбережений.

Функция потребления здесь имеет вид:

C = aWR + cYL,

где WR - реальное богатство, а - предельная склонность к потреблению в отношении богатства, YL - трудовой доход, с - предельная склонность к потреблению трудового дохода. Трудовой доход представляет собой доход, заработанный трудом, в отличие от дохода, получаемого другими факторами производства, такими как рента с земли или прибыль с капитала.

При использовании гипотезы жизненного цикла сбережений и потребления можно увидеть как определяются значения параметров а и с в уравнении, почему богатство должно влиять на потребление.

Рассмотрим индивида, который предполагает прожить NL лет, работать, получать доход WL лет и находится на пенсии (NL - WL) лет. Первый год жизни индивида есть первый год работы. Предположим также, сбережения не приносят порцента, так что текущие сбережения полностью переходят в будущие потребительские возможности. При этих предположениях можно поставить два вопроса о сбережении и потреблении. Во - первых, каковы потребительские возможности индивидов в течение жизни? Во - вторых, какаим образом идивид сделает выбор относительно распределения своего потребления в течение жизни?

Рассмотрим потребительские возможности. Доход YL и потребление С измеряются в реальных величинах. При данном числе лет трудовой жизни WL трудовой доход, полученный в течение жизни, равен (YL * WL) - доходу за рабочий год, умноженному на число лет работы. Потребление в течение жизни индивида не может превышать доход, полученный им, если только данный индивид не получил наследства, что в данной модели не учитываются. Соответственно первая часть проблемы потребителя - нахождения границы потребления в течение жизни.

Предположим, что индивид захочет распределить потребление в течение своей жизни таким образом, чтобы иметь более или менее равномерный поток потребления

Он предпочитает потреблять равные количества благ в каждый период, чем потреблять много в один период и моло в другой.

Очевидно, данное предположение означает, что потребление связано не с текущим доходом (нулевым в пенсионный период), а, скорее, с доходом, получаемым в течение жизни.

Потребление в течение жизни равно доходу, получаемому в течение жизни. Это означает, что планируемый уровень потребления С, одинаковый в каждый период, умноженный на число лет жизни NL, равняется доходу, получаемому в течение жизни:

C * NL = YL * WL.

Разделив обе части на NL, получим планируемое потребление за год С, которое пропорционально трудовому доходу:

C = (WL/NL) * YL.

Коэффициент пропорциональности в этом уравнении равен WL/NL - доле периода работы в жизни. Соответственно уравнение утверждает, что в каждый год периода работы потребляется некоторая доля трудового дохода, причем эта доля равна доле периода работы в совокупной жизни.[11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Сбережения домашних хозяйств, мотивы, виды, методы стимулирования

 

Подобно предприятию, домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельно хозяйствующим субъектом, т. е. полностью зависит от результатов собственной деятельности. Поэтому рациональное ведение домашнего хозяйства, обеспечение непрерывности его развития в условиях рынка невозможно без создания различных денежных фондов.

Значение денежных сбережений велико не только с точки зрения домашнего хозяйства.Сбережения населения — это важный источник стабильности национальной экономики.

Сбережения населения — это огромный инвестиционный ресурс для  предприятий (напомним, что уровень изношенности основных фондов в различных отраслях отечественной экономики варьирует в пределах от 30 до 70%, при этом реализация подавляющего большинства инвестиционных программ сдерживается из-за отсутствия доступных источников финансирования).

Денежные фонды домашнего хозяйства возникают в результате сбережения и накопления населением денежных средств. Источником их формирования является располагаемый доход домашнего хозяйства. Целевое назначение этих фондов может быть различным.

Можно выделить, как минимум, три мотивационные установки, определяющие процесс сбережения в домашних хозяйствах:

  • создание страхового резерва для поддержания обычного уровня текущего потребления в случае снижения по тем или иным причинам величины располагаемого дохода;
  • создание денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, связанных с приобретением дорогостоящих предметов длительного пользования или услуг;
  • создание денежного фонда для его дальнейшего инвестирования с целью повышения уровня дохода домашнего хозяйства (вложение средств в акции, облигации и т. д.) — индивидуальное накопление.

Цель, которую домашние хозяйства пытаются достигнуть в процессе сбережения, во многом определяет и форму денежных сбережений населения.

Выделяют две основные формы сбережений: а) неорганизованные сбережения; б)организованные сбережения.

К первой форме следует отнести наличные деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте.

Ко второй — денежные средства населения, размещенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятий и другие финансовые инструменты.

Общая величина сбережений домашних хозяйств, а также пропорции, в которых они делятся на организованные и неорганизованные, определяются: а) факторами внутреннего характера, связанными с приоритетами в потребительских расходах, их уровнем и структурой; б) специфическими факторами внешнего характера.

В частности, к последним можно отнести: уровень доверия населения к банковской системе; совершенство государственной системы страхования частных вкладов; уровень законодательного обеспечения операций на рынке ценных бумаг, банковских операций, пенсионного обеспечения, страхового дела.

Рассмотрим влияние на процесс сбережения некоторых из выделенных факторов.

Низкий уровень организованных сбережений отражает степень доверия домашних хозяйств к отечественным банкам, предприятиям и государству. В условиях развитой экономики домашние хозяйства большую часть своих активов размещают на банковские счета или вкладывают в различные финансовые инструменты. Такое поведение домашних хозяйств полностью соответствует целям частного сбережения, а логику его несложно продемонстрировать на примере отношений домашних хозяйств с коммерческими банками.

Информация о работе Потребление и сбережения в национальной экономике