Потребление, сбережения и инвестиции как компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является изучение потребления, сбережений и инвестиций как компонентов совокупного спроса в кейнсианской модели.
В связи с поставленной целью, изложенной выше, были выведены следующие задачи:
• Изучить компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели. Т.е более подробно разобрать, что из себя представляет:
−Потребление.
−Кейнсианская функция потребления.
−Автономное потребление.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1.Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели…………………..5
1.1Потребление. Кейнсианская функция потребления. Автономное потребление. Средняя и предельная склонность к потреблению……………...5
1.2 Сбережение. Кейнсианская функция сбережения. Средняя и предельная склонность к сбережению……………………………………………………….10
2. Инвестиции. Функция спроса на инвестиции. Мультипликатор инвестиций. Парадокс бережливости…………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемых источников……………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Курсавая.docx

— 81.78 Кб (Скачать файл)

 Ia + С (Y) = S(Y) + С (Y)

 или

 Ia = S(Y)

 [6, c. 76]

 

т.е. на пересечении графиков сбережений и инвестиции. Это одна из двух интерпретаций равновесия в  кейнсианской модели, предполагающая равенство сбережений и инвестиций, а также нахождение точки равновесия на пересечении их графиков.

 В отличие от классической  модели, где связь между сбережениями  и инвестициями устанавливается  через ставку процента, в кейнсианской модели равенство сбережений и инвестиций является результатом изменения совокупного дохода. Инвестиции вызывают рост совокупного дохода, что способствует увеличению сбережений в объеме, соответствующем этому изменению. Если же сбережения превышают инвестиции, то доход будет постепенно уменьшаться до тех пор, пока сбережения не будут

 

17

соответствовать инвестициям.

 При изменении автономных  инвестиций на величину Iа равновесие в экономике сместится в точку В2 и национальный доход изменится в том же направлении, но на большую величину (с Y1 до Y2), обусловленную величиной мультипликатора инвестиций. Таким образом, эффект мультипликатора приводит к совершенствованию совокупного спроса, но не влияет на совокупное предложение. Увеличение инвестиционных расходов вызывает рост доходов инвесторов, что, в свою очередь, влечет рост их расходов на потребление. Увеличение потребления приводит к росту эффективного спроса, что ведет к росту дохода. Этот цикл многократно повторяется и постепенно угасает в точке, в которой сбережения компенсируют возникший прирост инвестиций.

 Пример действия эффекта  мультипликатора. Предположим, что  национальный доход (Y) равен 1000, предельная склонность к потреблению  (mpc) – 0,25, а первоначальный объем автономных инвестиций – 100. Исходя из эффекта мультипликатора, такой прирост инвестиций увеличит национальный доход на ∆Y = [1/ (1-0,25)]×100 =133, т.е. несколько больше, чем на 100. Почему это произойдет? [6, c. 77]

 Прирост инвестиций  на 100 единиц вызывает рост совокупного  спроса и соответствующий первоначальный  прирост национального дохода  на такую же величину. Все владельцы  факторов производства  получат  свою часть дохода (рента, процент,  заработная плата, прибыль). Это,  в свою очередь, вызывает рост  потребительских расходов этих  субъектов, поскольку часть своих  доходов они потратят на потребление,  а остальную часть, например, отдадут  на налоги или отложат в  качестве сбережений. Таким образом,  прирост потребления составит:

 ∆С = ∆Y × mpc = 100 × 0,25=25. Этот прирост потребления вновь вызовет рост совокупного спроса и соответствующее увеличение национального дохода на 25 единиц, что вызывает прирост потребления, равный

 ∆С = ∆Y × mpc = 25 × 0,25 = 6,25. Этот цикл повторяется бесконечное количество раз до тех пор, пока прирост национального дохода не составит 133 единицы.

 Эффект мультипликатора  может проявляться не вообще  в абстрактной экономике, а  только в экономике, находящейся  в условиях неполной занятости  (безработицы), кризиса и недоиспользования  производственных мощностей. Именно  в этом случае он позволяет  более полно использовать имеющиеся,  но пока не задействованные  факторы производства. В тех же 

18

условиях, когда экономика  находится в состоянии полной занятости, полного использования  производственных мощностей (классический отрезок кривой совокупного предложения), эффект мультипликатора приведет не к росту совокупного дохода (все  ресурсы для этого уже исчерпаны), а к росту уровня цен, т.е. к  инфляции.

 Кроме того, эффект  мультипликатора позволяет поставить  под сомнение вывод классической  теории о том, что увеличение  сбережений всегда способствует  постоянному росту инвестиций, а,  следовательно, совокупного дохода  и благосостояния стран. Кейнсианский подход доказывает, что в условиях неполной занятости увеличение сбережений сокращает расходы на потребление, что вызывает уменьшение совокупного спроса, причем благодаря эффекту мультипликатора, на величину, большую, чем первоначальное увеличение сбережений. Так, на рисунке 2.3 увеличение сбережений вызывает сдвиг кривой сбережений вверх (с S1 до S2), что вызывает сокращение доходов с Y1 до Y2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 Рост предельной склонности  к сбережению (mps) приведет к уменьшению предельной склонности к потреблению (mpc) и уменьшению мультипликатора инвестиций (mI), а значит, в экономике снизятся темпы роста национального дохода, вызываемые приростом инвестиций. Это объясняется тем, что в развитых странах с ростом накопления капитала снижается его предельная норма прибыли. Этот вывод Кейнса называется «парадоксом бережливости» [6, c. 78].

 Несмотря на свою  действенность с точки зрения  экономического анализа, эффект  мультипликатора имеет ряд ограничений  в практическом применении. Во-первых, он действует в условиях полной  мобильности факторов производства  между секторами экономики. Если  же их мобильность ограничена, то действие эффекта мультипликатора  не приведет к более полному  использованию факторов производства, а вызовет рост цен. Во-вторых, в отличие от теории на практике  предельная склонность к

19

потреблению достаточно нестабильна и может меняться по разным причинам. В-третьих, действие эффекта мультипликатора является неопределенным во времени и может происходить с запаздыванием (лагами), в ходе которого направление действия мультипликатора может меняться под воздействием вновь возникших факторов, даже если предыдущая последовательность циклов не завершена. В-четвертых, на действие эффекта мультипликатора могут оказать воздействие другие меры государственной политики, осуществляемые параллельно, в результате чего эффект становится непредсказуемым. В-пятых, в открытой экономике воздействие мультипликатора может сказаться не на занятости внутри страны, а на ее величине в странах – внешнеторговых партнерах, в результате чего возросшее там потребление может ослабить благоприятный внешнеторговый баланс данной страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Заключение

 

В ходе работы были рассмотрены  вопросы, относящиеся к компонентам  совокупного спроса, а именно к  потреблению, сбережениям и инвестициям.

 При рассмотрении потребления  и сбережений пришли к выводу, что эти компоненты прямо пропорционально  зависят от располагаемого дохода  домашних хозяйств. Также на потребление  и сбережения могут оказывать  влияние факторы, не связанные  с доходом, такие как богатство,  ожидания, задолженность, инфляция, психологические и структурные  факторы. 

 При рассмотрении инвестиций  пришли к выводу, что инвестиции  – это привлечение сбережений  с целью создания новых производственных  мощностей (предприятий, зданий, оборудования и т.д.). К инвестициям  в кейнсианской модели относятся только вложения в физический капитал. Источником инвестиций являются сбережения, а именно располагаемый доход за вычетом расходов на личное потребление. Но инвестиции отличаются от сбережений тем, что сбережения осуществляются домашними хозяйствами, а инвестиции – фирмами, сбережения способствуют уменьшению совокупного спроса, а инвестиции – его увеличению; сбережения не участвуют в кругообороте доходов и расходов, а инвестиции участвуют в этом кругообороте. В краткосрочном периоде объем инвестиций зависит от ожидаемой нормы чистой прибыли от инвестиций или предельной эффективности капитала, рассчитываемой как соотношение ожидаемой выручки от капиталовложений к соответствующим затратам. Также на объем инвестиций оказывает влияние реальная ставка процента по займам как альтернативная возможность получения дохода, но которая не зависит от объемов производства, а определяется на денежном рынке.

 В долгосрочном периоде к факторам, влияющим на инвестиции, относятся технологические изменения, моральный и физический износ основных фондов, налоги. Рост стоимости оборудования, ожидания инвестора относительно рентабельности предприятия, инновации. Изменение национального дохода на величину большую, чем первоначальный рост расходов привело к возникновению мультипликатора инвестиций – это коэффициент, показывающий соотношение величины изменения равновесного дохода к соответствующей ей и вызвавшей ее величине изменения расходов на инвестиции. С помощью эффекта мультипликатора мы поняли, каким образом крайне малые изменения инвестиций позволяют

21

гораздо в большем объеме изменить совокупный доход, а, следовательно, и занятость.

 «Парадокс бережливости»  - это вывод, к которому пришел  Кейнс, исходя из того, что рост предельной склонности к сбережению приведет к уменьшению предельной склонности к потреблению и уменьшению мультипликатора инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Список используемых источников

1. Бондарь, А.А., Воробьев, В.А., Новикова, Л.Н. Макроэкономика: Учебное пособие / А.А. Бондарь - Минск.: БГЭУ, 2006 г. - 543 с.

2. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 26.12.2003 № 181 «Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации»

3. Агапова, Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика: Учебник./ Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – Москва.: Изд. "Дело и Сервис", 2004 г. -448 с.

4. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учебник. / С.Н. Ивашковский – Москва.: Дело, 2004 г. – 472 с.

5. Попов, А.И. Экономическая теория: учебник для вузов / А.И. Попов. – СПб.: Питер, 2006 г. -541с.

 Интернет-ресурс:

6. Новикова И.В., Ясинский Ю.М. Макроэкономика: Учебное пособие / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский - Минск.: АУП, 2005 г. – 340 с. / Режим доступа: www.twirpx.com/file/137700/ дата доступа: 09.09.2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23


Информация о работе Потребление, сбережения и инвестиции как компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели