Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:44, курсовая работа
Общество всегда стремилось к удовлетворению своих изменяющихся, а точнее, растущих потребностей, но поскольку всегда, в какой-то конкретный период возможности удовлетворения их ограничены вследствие ограниченности ресурсов, то человечество всегда стоит перед выбором: какие потребности лучше и выгоднее, дешевле удовлетворять сейчас при данном количестве имеющихся ресурсов, а какие позже? То есть люди должны каким-то образом организовать свою экономику, чтобы лучше решить такую задачу.
Данная задача в определенной мере может быть решена с помощью модели «кривая производственных возможностей», которая представляет собой геометрическое место точек, показывающее сочетание двух благ, которые могут быть произведены при полном использовании имеющихся ресурсов.
Таким образом, именно соотношение между потребностью (или в терминологии К. Менгера, видного представителя австрийской школы, - надобностью), и доступным для распоряжения количеством благ, делает их экономическими или неэкономическими. Так если человек живет в тайге, стволы деревьев для постройки жилища не являются для вас экономическими благами. Ведь их количество в огромное число раз превышает вашу потребность в этом стройматериале. И вода для питья, если вы живете на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в пустыне, где потребность человека в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды.
Трансформация понятия «благо» и «экономическое благо» связана с ценностью. Если просто благо означает наличие полезности, то ценность отражает сочетание двух характеристик – полезности и редкости. Полезность любого блага проявляется только в процессе его потребления или использования. Экономическое благо может быть произведено и использовано:
а) по своему прямому назначению – для удовлетворения потребностей (в натуральном хозяйстве);
б) в качестве товара, который производится не для собственного потребления, а для продажи;
в) в качестве источника получения дохода (например, владелец капитала приобретает остальные факторы производства и выпускает продукцию, реализация которой приносит доход).
Экономические блага, являясь продуктами экономической деятельности, характеризуются цикличностью существования. Она имеет два аспекта:
а) в соответствии с фазами экономических циклов объемы производства экономических благ, их обмена, распределения и потребления нарастают или уменьшаются;
б) экономические блага, являющиеся материальным активом, имеют собственный период существования, называемым жизненным циклом.
Специфические блага. Специфическими формами благ являются товары и услуги. Товар — это специфическое экономическое благо, предназначенное для купли-продажи на рынке. Товар как таковой обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность и пригодностью к обмену. Независимыми выступают товары, потребность в которых, как и цены на них, никоим образом не связаны между собой (бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы). Нормальный товар – такое благо, величина спроса на которое увеличивается с ростом дохода покупателя при каждом значении цены. Низший товар (или низшее благо) – это товар, объем спроса на который, уменьшается с повышением дохода. Низшими являются блага, для которых имеются взаимозаменяемые товары, отличающиеся большим качеством или большими удобствами. Например, по мере роста доходов семьи переходят от низших благ (таких, как картофель и хлеб) к приобретению и потреблению более дорогих продуктов (таких, как парное мясо и красная икра). Услуги – это целесообразная деятельность человека, результатом которой является полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Специфика услуги заключается в том, что она не имеет вещественной формы, но она представляет собой полезный эффект деятельности, живого труда, услугу нельзя накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства. Например, транспортная услуга состоит в доставке людей и грузов в заданное место, услуга врача заключается в излечении больного.
Долговременные и недолговременные (краткосрочные) блага. Данное разделение зависит от срока использования блага. Есть блага, которые служат нам долго, и для своих нужд мы можем использовать их не один раз. Например, если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем пользоваться этим благом долго. Если мы приобретаем книгу, то после прочтения (использования или потребления этого блага) поставим ее на полку - и она никуда не денется. И книга, и дом - это долговременные блага. Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага. Например, еда. Мы каждый день потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности человека в еде. Если мы разводим костер и разжигаем его при помощи спичек, то сожженные спички мы уже не сможем использовать снова. Еда и спички - это недолговременные блага. Нам одинаково необходимы как долговременные, так и недолговременные, в зависимости от наших текущих нужд и целей использования этих благ. Недолговременные блага мы приобретаем чаще. Итак, долговременные блага предполагают многоразовое использование, а недолговременные исчезают после (или в процессе) разового использования (потребления).
Прямые и косвенные (настоящие и будущие) блага. Блага бывают прямые и косвенные. Прямые блага (или настоящие) - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты - только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому иначе они еще называются – производственными или ресурсами.
Взаимодополняемые (комплементарные) блага. Взаимодополняемыми называются блага, спрос на которые настолько взаимосвязан, что увеличение цены одного товара или услуги приводит к падению спроса на другой товар. Два блага являются комплементарными, или дополняющими друг друга в потреблении, если увеличение цены одного из них смещает кривую спроса на другие влево. Перекрестная эластичность спроса по цене таких благ отрицательна. Пример: автомобили и бензин, теннисные ракетки и мячики. Комплементарные товары или услуги потребитель не может использовать по отдельности. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ – комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае.
Взаимозаменяемые блага. Взаимозаменяемыми благами (субститутами) называются такие товары или услуги, которые рассматриваются потребителями как экономически заменяющие друг друга. К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд – самолет - автомобиль). Мерой взаимозаменяемости двух благ служит перекрестная эластичность спроса на них. Блага с высокой степенью замещения характеризуются высокой перекрестной эластичностью спроса, а продукты со слабой взаимозаменяемостью имеют низкую перекрестную эластичность спроса. Вместе с тем следует отметить, что рассчитать перекрестную эластичность спроса довольно трудно из-за отсутствия необходимой статистической информации и использования специальных навыков расчетов. Поэтому в прикладных экономических науках подобными расчетами, как правило, почти не пользуются, а взаимозаменяемость благ определяют на основе экспертных оценок качественными методами анализа. По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор.
На основе критериев уровня конкурентности в потреблении и степени исключаемости из потребления выстраивают следующую классификацию благ (табл. 1)
Конкурентные и неконкурентные блага. Критерием в данном разграничении является соперничество различных сравниваемых благ в потреблении. Конкурентными (соперничающими) в потреблении блага будут в том случае, когда получение выгод от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом. То есть пользование благом мешает пользоваться этим благом остальным. Неконкурентными же в потреблении являются такие блага, получение выгод, от потребления которых данным экономическим субъектом содержит в себе возможность для других экономических субъектов получения от подобного блага таких же выгод в том же самом отношении. То есть любой может пользоваться благом, не мешая другим. Рассмотрим использование скоростного шоссе. Во время незначительного транспортного движения, где нет «пробок», шоссе является неконкурентным благом. Примером конкурентного блага является перегруженное шоссе, забитое большим количеством машин.
Исключаемые и неисключаемые из потребления блага. Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом пользования которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо. Благо является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами — ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами. Неисключаемые блага не обязательно общенациональны по своему характеру. Если администрация города проводит программу борьбы с сельскохозяйственными вредителями, выигрывают все фирмы и все потребители. В сущности было бы невозможно лишить отдельно взятого фермера тех преимуществ, которые даст эта программа.
Общественные и частные блага. Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим. Мороженое – это частное благо. Когда вы едите свой стаканчик мороженого, ваш приятель не может есть его. Ваша одежда является также частным благом. Когда вы носите ее, все остальные не могут носить ее в то же самое время.
Но существуют блага, которые являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Крупномасштабным примером общественных благ могут выступать товары, предназначенные для удовлетворения потребностей национальной обороны, а примером «локальным» - навигационные знаки (такие, скажем, как бакены или маяки). Эти блага называют общественными в силу двух отличительных характеристик. Во-первых, потребитель общественных товаров, как правило, сам не платит за них, а значит, предельные издержки из потребления – нулевые. Например, затраты на возведение и эксплуатацию маяка не зависят от количества проплывающих мимо него судов. Во-вторых, отсутствует практическая возможность ограничить число потребителей или исключить кого-то из этого числа. Маяк обеспечивает безопасное плавание всем судам, попадающим в радиус действия его сигналов.
Большинство общественных благ требуют весьма значительных затрат на производство и распределение. Налицо, таким образом, некая особая группа товаров, производство и распределение которых исходя, из самой их природы, подлежит государственному контролю. Их можно было бы назвать «чисто общественными товарами». Например, утверждение ставок «маячного сбора», который платят владельцы судов за каждый кубометр условного объема судна при каждом входе в порт или транзитном проходе. Теоретически, «чистые экономические блага» - те, что коллективно потребляются всеми гражданами независимо от того, платят люди за них или нет; речь идет о том, что потребление общественного блага одними индивидами не уменьшает его доступности для других, что ни один человек не может быть отлучен от пользования этим благом, даже если он отказывается за это платить.
Тот факт, что большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками, не является случайным. Из-за существования проблемы «едущих бесплатно» (т.е. проблемы бесплатного пользования) частные рынки имеют весьма шаткие гарантии относительно того, что общественное благо будет произведено в надлежащем объеме. «Едущий бесплатно» - это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его производство, ничего не платя за него. Эта проблема касается, в частности, общественных благ, поскольку если некто приобрел такое благо, то оно было бы доступно для потребления всех остальных.
Предположим, например, что для организации национальной обороны был бы сформирован рынок. Даже если бы каждый из нас чувствовал, что мы нуждаемся в обороне, мы бы не имели надлежащих стимулов для приобретения своей доли оборонного потенциала. Так как тот объем национального оборонного потенциала, который я получу, будет тем же самым, что и у всех остальных, у меня есть твердое намерение подождать, пока кто-нибудь другой приобретет его, чем вложить свою справедливую долю. Я буду пользоваться бесплатно приобретениями кого-то другого. Но, конечно, если каждый будет ждать, пока кто-то другой заплатит за национальную оборону, то ее не будет вовсе.
Чтобы разрешить проблему бесплатного использования, страна должна найти некоторый способ совместного решения того, сколько тратить на оборону. Государственные структуры и создаются для принятия такого рода коллективных решений. Многие блага, представляемые государством, являются в действительности общественными благами. Национальные парки – это смешанный случай, так как природа в парках – это общественное благо, по крайней мере, до тех пор, пока в парке не становится слишком тесно, но услуги кафе, ресторанов и т.д. не являются общественными благами.
Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть как общественными, так и частными (смешанные блага). Например, фейерверк – благо общественное, если оно производится в городе с большим количеством жителей. Но если вы любуетесь огненными шарами в частном увеселительном перке (Диснейленде), фейерверк – скорее частное благо, потому что его посетители заплатили за входной билет. Для того чтобы определить общественное благо, необходимо оценить количество потребителей, извлекающих выгоду из пользования благом, и возможность помешать им. Проблема бесплатного использования возникает, когда число пользователей велико, а исключение хотя бы одного из них невозможно. Если маяк приносит пользу капитанам многих кораблей, это общественное благо, если выгоду извлекает, прежде всего, владелец порта, речь идет скорее о частном благе.
Информация о работе Потребности общества и блага, их классификация