Поведение фирмы в условиях олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Для олигополии как отраслевой рыночной структуры характерны высокая степень концентрации и вытекающая из нее немногочисленность крупных производителей (продавцов), между которыми, вследствие сказанного, существует взаимозависимость. Каждая из фирм должна учитывать возможную реакцию соперников на свои решения в области выбора цены и объема выпуска.
Актуальность данного исследования поведения фирмы в условиях олигополии заключается в том, что на современном этапе экономических отношений олигополистический рынок является самым распространенным рынком в современной экономике. Равновесные цена и выпуск, устанавливающиеся в олигополистической отрасли в результате взаимодействия рыночных агентов, зависят от тех предположений, которые делают фирмы в отношении реакции соперников на свое поведение. Ввиду многообразия указанных предположений существует целый ряд моделей олигополии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Олигополия и её характерные особенности………………….5
1.1 Олигополия как современная рыночная структура………………….5
1.2. Модели поведения фирм в условиях олигополии…………………...8
ГЛАВА 2. Олигополия на практике…………………………………….17
2.1 Последствия олигополии на примере ОПЕК………………………..17
2.2 Олигополия в России…………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Поведение фирмы в условиях олигополии.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ

(по дисциплине «Микроэкономика»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-ка ФБиЭ

гр.  ЛО-21

Канунникова М.В.

 

Научный руководитель:

Гаранова Е.С.

 

 

 

Астрахань 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Олигополия и её характерные особенности………………….5

1.1 Олигополия как современная  рыночная структура………………….5

1.2. Модели поведения фирм в  условиях олигополии…………………...8

ГЛАВА 2.  Олигополия на практике…………………………………….17

2.1 Последствия олигополии на примере ОПЕК………………………..17

2.2 Олигополия в России…………………………………………………20

Заключение………………………………………………………………..25

Список литературы……………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучаемая мной работа посвящена теме «Поведение фирмы в условиях олигополии». Проблема данного исследования актуальна в современных условиях и подтверждает частое исследование поднятых вопросов.

Для олигополии как отраслевой рыночной структуры характерны высокая степень концентрации и вытекающая из нее немногочисленность крупных производителей (продавцов), между которыми, вследствие сказанного, существует взаимозависимость. Каждая из фирм должна учитывать возможную реакцию соперников на свои решения в области выбора цены и объема выпуска.

Актуальность данного исследования поведения фирмы в условиях олигополии  заключается в том, что на современном этапе экономических отношений олигополистический рынок является самым распространенным рынком в современной экономике. Равновесные цена и выпуск, устанавливающиеся в олигополистической отрасли в результате взаимодействия рыночных агентов, зависят от тех предположений, которые делают фирмы в отношении реакции соперников на свое поведение. Ввиду многообразия указанных предположений существует целый ряд моделей олигополии. В зависимости от заложенных в них предпосылок эти модели могут быть сгруппированы по различным критериям: виду стратегической переменной; отсутствию или наличию сговора; отсутствию или наличию повторяемости взаимодействия; последовательности принятия решений; степени трудности вхождения в отрасль; отсутствию или наличию дифференциации продукта и пр.

Одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике является олигополия. Во множестве стран большинство отраслей тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

Специфика олигополистической структуры  рынка  обуславливает особенности  рыночного поведения хозяйственных субъектов и ценообразования.

Целью исследования заключается в выявлении и обосновании поведения фирмы в условиях олигополии.

В рамках достижения поставленной цели авторoм были поставлены и решения следующие задачи:

1. Изучить характерные черты олигополистического рынка;

2. Изучить возможные модели поведения фирм в условиях олигополии;

3. Выявить последствия олигополии;

4. Обозначить тенденции развития тематики на примере России.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Олигополия и её характерные особенности

1.1 Олигополия как современная рыночная структура

Олигополия дословно означает «несколько продавцов» (греч. «oligos» — несколько, «poleo» — продаю, торгую) и является в настоящее время наиболее распространенной рыночной структурой.

Олигополия — это рыночная структура, где действуют несколько достаточно крупных фирм, которые, обладая определенным влиянием, все же вынуждены считаться с наличием и поведением других контрагентов. При олигополии в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими фирмами.

Основными чертами олигополистического рынка являются: немногочисленность фирм, высокие барьеры для вхождения в отрасль, всеобщая взаимозависимость.1

Конкретно определить число фирм весьма трудно, поскольку рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Чем выше уровень концентрации, тем большая доля производства (продаж) приходится на небольшое число фирм-лидеров, рынок в этом случае приближается к монополии. Некоторые экономисты определяют число фирм от трех до пяти (Г.С. Вечканов), от двух до десяти (Д.Н. Хайман). Экономисты определяют «жесткую» олигополию (2—3 фирмы) и «расплывчатую» - 6-7 фирм. Когда мы слышим: «Большая тройка», «Большая четверка» или «Большая шестерка», это свидетельствует о том, что отрасль является олигополистической.

Экономисты полагают, что олигополистическая структура возникает тогда, когда несколько крупнейших фирм производят подавляющую долю продукции какой-либо отрасли и на этой основе имеют возможность устанавливать и поддерживать единые цены.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные, так и дифференцированные продукты. Стандартизированные (однородные) продукты преобладают на рынках сырья и полуфабрикатов (сталь, цинк, алюминий, нефть, свинец), дифференцированные товары преобладают на рынках потребительских товаров (автомобили, электробытовые приборы, сигареты).

Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с барьерами для монопольных фирм. Эти барьеры могут выступать в форме: патентов на технические открытия, которыми владеют отдельные компании; монопольного контроля над редкими источниками сырья; положительного эффекта масштаба производства; преимущества в неценовой конкуренции (сервисное обслуживание, техническое превосходство, экономический шпионаж, реклама).

Фирмы в отрасли осознают необходимость, при формировании экономической политики, учитывать реакцию со стороны конкурентов по поводу объемов продаж, цен, рекламных расходов, инвестиций.

Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цен и объемов выпуска продукции называется олигополистической взаимосвязью. Олигополистическая взаимосвязь фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень. Возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей,   превращая отрасль в аналог чистой монополии, или в качестве другой крайности — бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения. Следовательно, взаимосвязь проявляется в разных формах поведения олигополии — от сговора до ценовых войн.2

Поскольку олигополия включает в себя многообразие особых рыночных ситуаций, это мешает выработке одного обобщенного объяснения или модели того, как олигополия определяет цену и объем производства. Поэтому существует много моделей олигополии, но ни одну из них нельзя признать универсальной.

При олигополии огромную роль играет субъективный фактор — характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. Фактически почти любое решение, принимаемое фирмой, установление цены, расчет объема производства, рекламная деятельность, вложения в новые мощности — требуют определения наиболее вероятной реакции конкурентов. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое количество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. При монополии конкурентов нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных и на отрасли в целом.

Основная трудность, с которой сталкивается член олигополии — неопределенность относительно действий конкурентов и их реакции. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна определить, какой стратегии придерживаются конкуренты в поисках прибыли.

Понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии, т.е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между  собой фирмы. Первые попытки создать олигополистическую модель дуополии относятся к 1838г., когда французский экономист А. Курно описал структуру «дуополии» — отрасли, в которой действуют только два производителя (продавца). В 30-х годах XX века сразу несколько экономистов выступили с теорией ценообразования в олигополистической структуре, основанной на так называемом «перегибе кривой спроса».

Поведение олигополистов попытались объяснить и с помощью теории игр, как, например, нобелевские лауреаты Джон фон Нейман и Оскар Моргенштерн в знаменитой книге «Теория игр и экономическое поведение», опубликованной в 1944 году. Теория игр сравнивает олигополистическую конкуренцию с игрой в покер или шахматы и делает попытку выявить механизмы конфликтов и возможности сотрудничества между конкурентами в этой рыночной структуре.

Чтобы понять сущность олигополистического ценообразования, рассмотрим различные модели: модель Штакельберга, Бертрана, Форхаймера, Курно.

На основе этих моделей станет понятным, какие строят предположения фирмы относительно реакции своих соперников, как при олигополии проявляется тенденция к уменьшению прибыли из-за конкуренции и как разрушительное действие олигополистического соперничества на цены толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыль.

 

 

1.2. Модели поведения фирм в условиях олигополии

Прежде всего, обратим внимание на огромную роль, которую играет при определении рыночного поведения олигополиста субъективный фактор - характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое количество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом.

Если на рынке имеются две фирмы, производящие однородный продукт, то существуют четыре переменные, представляющие интерес: цена, назначаемая каждой фирмой, и объемы выпуска, производимые каждой фирмой. Когда одна фирма принимает решение о цене и объеме выпуска, ей может уже быть известен выбор, сделанный другой фирмой. Если одна фирма начинает устанавливать цену раньше другой, первую фирму называют ценовым лидером, а вторую — ценовым ведомым. Аналогично одна фирма может первой выбирать объем выпуска, и в этом случае она является лидером по объему выпуска, а другая фирма — ведомым по объему выпуска.

С другой стороны, когда одна фирма делает свой выбор, выбор, сделанный другой фирмой, может быть ей неизвестен. В этом случае, чтобы самой принять разумное решение, она должна догадаться о том, каков выбор другой фирмы. Это одновременная игра. И снова существуют две возможности: фирмы могут одновременно выбирать цены или объемы выпуска.

Данная классификационная схема дает четыре возможных варианта взаимодействия: лидерство по объему выпуска, лидерство в ценообразовании, одновременное установление объемов выпуска и одновременное установление цены. Каждый из этих типов взаимодействия имеет свой набор стратегических проблем.

Процесс принятия решения на олиополистическом рынке напоминает домашний анализ отложенной шахматной партии, где игрок ищет самые сильные ответы на возможные варианты хода своего противника.

 

 

 

Таблица 1

Классификация возможных стратегий

 

Стратегическая переменная

Объем продаж

Цена

Последовательность принятия решений

Одновременно

Модель Курно

Модель Бертрана

Последовательно

Модель Штакельберга

Модель Форхаймера


 

В случае лидерства по объему выпуска одна из фирм делает свой выбор раньше другой. Иногда такую модель взаимодействия называют моделью Штакельберга в честь первого экономиста, который подверг систематическому исследованию взаимодействия по типу "лидер-ведомый". Генрих фон Штакельберг — немецкий экономист, опубликовавший в 1934 г. свою известную работу по организации рынков Markform und Gleichgewicht. Модель Штакельберга часто используется для характеристики отраслей, в которых существует одна доминирующая фирма, или естественный лидер. Например, фирму 1 часто считают доминирующей фирмой в отрасли. Обычно наблюдаемая модель поведения более мелких фирм в том, чтобы ждать сообщений от фирмы 1 о новых продуктах, а затем соответствующим образом корректировать свои решения в отношении выпускаемой продукции. В данном случае у нас могло бы возникнуть желание построить модель данной отрасли, в которой фирма 1 играла бы роль лидера по Штакельбергу, а остальные фирмы отрасли — роль ведомых по Штакельбергу.

Прибыль ведомого зависит от выбора объема выпуска лидером, но, с точки зрения ведомого, выпуск лидера предопределен — лидер уже осуществил производство, и ведомый просто считает его объем выпуска постоянным. Ведомый стремится выбрать такой объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Предельный доход имеет обычную интерпретацию. Когда ведомый увеличивает выпуск, он увеличивает свой общий доход, продавая больший объем выпуска по рыночной цене. Но он также снижает цену, а это понижает прибыль, получаемую им на все те единицы выпуска, которые раньше продавались по более высокой цене. Необходимо отметить следующий важный момент: выбор объема выпуска, максимизирующий прибыль ведомого, будет зависеть от выбора, сделанного лидером.

Информация о работе Поведение фирмы в условиях олигополии