Повышение эффективности деятельности предприятий малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявление и обоснование повышения эффективности деятельности предприятий малого бизнеса.
Задачи данной работы:
Дать характеристику организационно-экономическим условиям деятельности коммерческого предприятия и показателям ее оценки.
Провести анализ экономической эффективности коммерческого предприятия.
Выявить резервы увеличения эффективности коммерческой деятельности.
Дать оценку деятельности предприятия по использованию возможностей увеличения эффективности коммерческой деятельности.
Разработать мероприятия по использованию выявленных резервов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы эффективности предприятий малого бизнеса………………………………………………………………………………..5
1.1 Определение эффективности деятельности предприятия малого бизнеса………………………………………………………………………………..5
1.2 Показатели оценки эффективности деятельности предприятия малого бизнеса………………………………………………………………………………..7
1.3 Особенности определения эффективности деятельности предприятия малого бизнеса…………………………..…………………………………………13
2 Анализ эффективности деятельности предприятия «Офелия»……………….17
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия……17
2.2 Экономическая оценка системы определения эффективности деятельности на предприятии.…………………………………...………………………………..21
2.3 Пути и резервы повышения экономической эффективности деятельности предприятия………………………………………………………………………...25
3 Разработка плана мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности предприятия «Офелия»..…………...………………………………31
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 236.73 Кб (Скачать файл)
  1. Показатели по характеру отражения деятельности предприятия:
    • общие технико-экономические показатели;
    • показатели финансового состояния;
    • показатели результатов хозяйственной деятельности за период.

При отборе ключевых показателей  эффективности из значительного  массива показателей, характеризующих  деятельность малого предприятия, были приняты во внимание:

    • различные виды деятельности предприятия;
    • содержание различных процессов в работе предприятия;
    • необходимость контроля текущей финансовой и хозяйственной деятельности предприятия;
    • достоверность используемых исходных данных для расчета ключевых показателей эффективности.

Для разработки алгоритмов калькуляторов предложены следующие  системы ключевых показателей эффективности  деятельности малого предприятия с  учетом отраслевой специфики:

 

Таблица 4 – Ключевые показатели эффективности малого предприятия сферы гостиничного бизнеса 

 

Показатель

Характеристика  показателя

Технико-экономические  показатели

Загрузка номерного фонда

Отражает степень использования  имеющихся активов (номерной фонд) гостиницы  за период

Средний доход на одного гостя

Отражает, какую величину дохода гостиницы формирует один потребитель гостиничных услуг

Средняя выручка на 1 место  в зале общественного питания

Отражает сумму дохода, обеспечиваемого одним местом в  зале общественного питания гостиничного предприятия

Финансовые показатели

Рентабельность продаж услуг  по проживанию (размещение + доп. услуги)

Отражает величину прибыли, которая приходится на 1 рубль выручки  по видам (направлениям) деятельности:

  • услуги по размещению
  • услуги по питанию и торговой деятельности
  • в целом гостиницы

Рентабельность продаж услуг  по питанию и от торговой деятельности

Рентабельность продаж гостиничного предприятия

Коэффициент платежеспособности (общей ликвидности)

Отражает способность  гостиничного предприятия ответить по своим обязательствам

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными источниками финансирования

Отражает, какая часть  оборотных активов формируется  за счет собственных средств

Коэффициент финансовой независимости (автономии)

Отражает степень зависимости  гостиничного предприятия от заемного капитала


 

Таблица 5 – Ключевые показатели эффективности малого предприятия сферы торговли

 

Показатель

Характеристика  показателя

Технико-экономические  показатели

Потребительская ценность

Отражает долю поступлений, приходящихся на одного клиента

Индекс лояльности клиентов

Отражает удельный вес  клиентов в общем потоке покупателей, возвращающихся за покупкой

Продажи на кв. метр площади

Отражает эффективность  использования торговой площади, то есть сумму поступлений, обеспечивающих каждым квадратным метром площади используемого  помещения

Производительность труда

Отражает величину денежных средств, приходящихся на одного работника

Финансовые показатели

Рентабельность продаж (общая)

Отражает величину прибыли, которая приходится на 1 рубль выручки  в целом по предприятию

Отражает величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль вложенных  средств в активы предприятия

Отражает, какая часть  оборотных активов формируется  за счет собственных средств

Рентабельность активов

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования оборотных средств

Коэффициент финансовой независимости (автономии)

Отражает степень зависимости  торгового предприятия от заемного капитала

Коэффициент оборачиваемости  запасов

Отражает интенсивность  реализации товаров

Затраты на 1 рубль реализации

Отражает сумму затрат, приходящуюся на 1 рубль выручки


 

 

1.3 Особенности  определения эффективности деятельности  предприятия малого бизнеса

 

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового внутреннего продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

С позиций микроэкономического  анализа на современном этапе  научно-технического прогресса малые  и средние фирмы за счет своей  большей гибкости и мобильности  должны обладать естественными преимуществами перед крупными структурами, построенными на принципах иерархического подчинения. За счет этого они должны быстрее  реагировать на открывающиеся новые  технологические возможности.

Роль малого и среднего бизнеса в процессе осуществления  нововведений существенно зависит  от рассматриваемой отрасли. В одних  отраслях малые фирмы нередко  задают тон и даже лидируют (например, в создании программного обеспечения, в развитии вычислительной техники, информатики, биотехнологии, в освоении методов генной инженерии), в других - довольствуются получением субподрядов  от крупных компаний либо занимаются имитацией и диффузией нововведений. Как следствие этого, в анализе роли малого бизнеса в развитии НТП просматривается сдвиг от противопоставления малых фирм и крупных промышленных компаний к более комплексной схеме их взаимодействия и даже симбиоза на различных этапах инновационного цикла с учетом имеющихся в каждом конкретном случае возможностей.

Важнейшей особенностью малого бизнеса является способность к  ускоренному освоению инвестиций, высокая  оборачиваемость оборотных средств, активная инновационная деятельность. Вместе с тем ему свойственны  относительно низкая доходность, высокая  интенсивность труда, сложности  с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

В малом предприятии существуют также особенности рискового финансирования. Во-первых, в случае рисковых капиталовложений кредит мелким фирмам, специализирующимся на внедрении технологических новшеств, предоставляется под перспективную идею, и не оговариваются гарантии его обязательного погашения за счет имущества, фондов и прочих активов фирмы. С самого начала допускается возможность потери вложенных средств, если финансируемый проект не принесет после своей реализации ожидаемых результатов. Существует два пути реализации идей: продать ее заинтересованной компании или довести до практической реализации собственными силами. Первое проще, второе может оказаться прибыльнее в случае успеха. Но для осуществления проекта по второму пути необходимо решить огромное количество проблем, связанных не только с доведением идеи до стадии практической реализации, но и с оценкой перспектив рынка, выработанной стратегии преодоления конкуренции, рекламой, организацией сбыта и т.п. Для этого необходим определенный штат сотрудников, наличие финансовых ресурсов, что часто не под силу отдельному предпринимателю. Платой за дополнительные средства является предоставление права использования новых технологий или весомый пакет акций созданной фирмы. В случае успеха инвестор получает сверхприбыль, извлекаемую из разницы между начальной и курсовой стоимостью акций.

Вторая особенность рисковых капиталовложений заключается в  том, что они осуществляются, как  правило, в самых передовых направлениях НТП.

Третья отличительная  особенность рисковых капиталовложений состоит в том, что инвесторы  не ограничиваются только предоставлением  финансового кредита. Они непосредственно  или через своих представителей активно участвуют в управлении новой фирмой на всех стадиях осуществления нововведения.

Преимущества малого предприятия:

  1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
  2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
  3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.
  4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
  5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
  6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
  7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.
  8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

Недостатки малого бизнеса:

  1. По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
  2. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.
  3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
  4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
  5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
  6. Малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.
  7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики.
  8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

Помимо преимуществ и  недостатков малого предприятия, следует  обратить внимание на инновационность малых предприятий. Для успешной деятельности в инновационной области необходимо сочетание трех факторов:

    • научно-технический прогресс
    • частная инициатива
    • благоприятные экономические условия, создаваемые государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ эффективности деятельности предприятия «Офелия»

 

 

2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

Устав индивидуального частного предприятия «Офелия»

 

Адрес: г. Оренбург, ул. Парковая, 35А.

 

I Предмет и цели деятельности

 

  1. Индивидуальное  частное  предприятие,  именуемое  в   дальнейшем "Предприятие", создается  гражданином,  именуемым  в дальнейшем "Учредитель" в соответствии с Законом РФ "О предприятиях  и предпринимательской деятельности от 1 ноября 2010 г.,  в целях удовлетворения общественных потребностей в его продукции,  работах,  услугах и реализации на  основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества Предприятия.

Информация о работе Повышение эффективности деятельности предприятий малого бизнеса