Повышения эффективности использования трудовых ресурсов промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление факторов и резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов промышленного предприятия.
На основании сформулированной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи.
Проведение теоретических исследований трудовых ресурсов и определение задач анализа использования трудовых ресурсов;
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на базовом предприятии ООО «Гром»;
Разработка предложений по повышению эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………6
1.1 Сущность и основные понятия производительности труда…………6
1.2 Экстенсивные и интенсивные пути повышения производительности труда………………………………………………………………………………13
1.3 Воздействие динамики производительности труда на эффективность деятельности предприятия…………………………………….21
ГЛАВА 2 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ГРОМ»…………………………………………………………………………..28
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………….28
2.2 Анализ производительности труда на предприятии………………..29
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ООО «ГРОМ»……………………………………………………....33
3.1 Основные направления совершенствования………………………..33
3.2 Эффективность внесенных предложений…………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа экономика фирмы.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Как уже указывалось, очень важным резервом сокращения потерь рабочего времени является совершенствование коммерческой работы предприятие, связанное с бесперебойным обеспечением сырья и материалов. При этом коммерческая работа должна состоять из определения норм оборотных средств, а также поиск поставщиков.

В настоящее время на обучение и  переобучение становится основным механизмом улучшения качества персонала и занимает одно из ведущих мест в списке мер по внедрению инноваций. Нами были выявлены и описаны наиболее широко используемые формы и виды обучения. Отметим, что использование той или иной формы зависит от целей обучения и характеристик целевой группы персонала (категории, степени дефицитности профессии на рынке труда, сложности профессии).

1. Можно констатировать тенденцию  к возрождению на успешных  предприятиях системы обучения  и повышения квалификации на рабочих местах. Причины этого, по нашему мнению, достаточно разнообразны. Во-первых, это относительная дешевизна данной формы повышения квалификации. Во-вторых, обучение на рабочих местах как прежде, так и теперь является составной частью системы аттестации кадров и способом повышения заработка рабочих путем повышения разряда. В-третьих, при организации внутрифирменного обучения работникам передаются не только трудовые навыки и теоретические знания, но и элементы трудовой морали, культуры производства, обучаемые включаются в социальные сети предприятия. В целях институционализации наставнической функции кадровых рабочих и линейных руководителей необходимо выделение отдельной «педагогической» ставки наставника для обучения молодых рабочих в цехе подготовки производства ООО «Гром». В целом предприятия, имеющие развитую систему обучения на рабочих местах, выполняют также важную социальную функцию – первичную профессионализацию и социализацию некоторых категорий работников (молодежь, безработные без стажа работы) или их переобучение.

Отметим, что обучение может носить как индивидуальный, единичный, так  и массовый характер. Кроме того, просматривается новейшая тенденция  – введение в систему подготовки на местах элементов теоретического обучения. Роль теоретических курсов во внутрифирменном обучении заключается, на наш взгляд, в повышении уровня общего профессионального образования или повышении качества рабочей силы, а не просто адаптации имеющихся у персонала навыков к новому уровню производства и технологии.

2. Обучение в специализированных  учебно-курсовых комбинатах на  предприятиях. Эта форма подготовки  и повышения квалификации встречается  на предприятиях довольно редко  – как правило, на крупных  и в последнее время финансово  устойчивых предприятиях, начавших возрождать когда-то пришедшую в полный упадок учебно-производственную базу.

3. Обучение в специализированных  центрах вне предприятий, как  правило, используется для подготовки  специалистов для лицензированных  видов деятельности.

4. Оплата обучения в учебных заведениях отдельных, особо нужных специалистов (целевая подготовка). Фактически это также возрождение старой практики.

В случаях необходимости массовой подготовки работников для работы на новом оборудовании предприятия  находят смешанные организационные формы обучения, которые порождают дополнительные позитивные эффекты. Так, некоторым предприятиям удается развивать так называемый мультипликативный эффект обучения (когда профессионалы обучают местных работников, а те, в свою очередь, обучают остальных, становясь инструкторами – иначе говоря, обучение методом «снежного кома»). В этих случаях в организациях создаются предпосылки для естественного включения работников в процесс освоения техники и технологии, наблюдается волновой эффект саморазвития. Первоначально 1-2 работника проходят стажировку на фирмах-изготовителях. После их возвращения организуется обучение на рабочих местах, где обучившиеся выступают в качестве инструкторов и передают полученные знания, навыки и правила техники безопасности остальным работникам, которым предстоит иметь дело с этим оборудованием. Причем такой порядок обучения принимает вид не случайный, а плановый, возведенный в ранг фиксированной практики, так как затраты на стажировку учитываются при просчете альтернативных издержек на приобретение оборудования у различных поставщиков в качестве обязательного компонента.

Еще одним примером удачной организационной  формы подготовки кадров является оплата услуг поставщика оборудования после  выполнения комплекса работ «шеф-монтаж + фирменное обслуживание + обучение рабочих» («Бумажник»). На предприятии «Гром» для организации нового производства в отделении оргсинтеза возможно использование практики приема и обучения новых работников одновременно с началом пуско-наладочных работ. Это не только повысит их квалификацию, но и усилит трудовую мотивацию. При помощи использования таких обучающих технологий предприятия создают на инновационных участках некий «кадровый плацдарм», на котором развертывается дальнейшее освоение инновации.

Иногда внутрифирменное обучение выполняет функцию источника пополнения работниками «исчезающих» профессий.

Интересно, что обучение и аттестация работников в целях обеспечения  инновационного процесса используются как при внешнем найме, так  и при использовании механизмов внутренней мобильности.

Наиболее рациональный подход к  повышению квалификации демонстрируют  предприятия с участием иностранных  инвесторов. Главная черта такого подхода – комплексность решения, одновременное и дифференцированное использование различных форм обучения.

 

3.2 Эффективность внесенных предложений

 

Основным общим  показателем экономической эффективности  деятельности подразделений управления персоналом является рост производительности труда. Прирост производительности труда определяется через показатели:

  • выработки продукции на одного работающего;
  • экономии численности работников;
  • снижения трудоемкости продукции.

Повышение освещенности на рабочих местах (замена ламп накаливания  на люминесцентные), более рациональное использование рабочей площади и оборудования позволило сократить численность рабочих на 2 человека. Это оказало следующее влияние на прирост производительности труда:

П = 2 * 100 / (58 - 2) = 3,57 процента.

Таким образом, экономия численности работников на 2 единицы дало прирост производительности труда 3,57 процента.

Как уже было отмечено ранее, в отчетном периоде  произошло снижение выработки продукции  на одного работника по сравнению  с предыдущим. Поэтому были предложено мероприятие по снижению трудоемкости продукции, что также должно увеличить производительность труда в анализируемом цехе. Совершенствование технологии ремонта, разработанное на предприятии, позволило снизить удельную трудоемкость следующих видов ремонта.

Для сокращения потерь рабочего времени по болезни  на предприятии был внедрен комплекс оздоровительных мероприятий, таких как: периодические медицинские осмотры персонала предприятия, проведение вакцинации и профилактики гриппа, клещевого энцефалита и других заболеваний, организация спортивных мероприятий. В результате введения этого комплекса мер годовые потери рабочего времени по болезни на 01.01.2012 г. составили лишь 1,1 процента.

Потери от целодневных  простоев в отчетном периоде составили 1,9 процента от календарного фонда времени. Для сокращения этих потерь на предприятии введен строгий контроль за дисциплиной внутрихозяйственных отношений, а также хозяйственных отношений с поставщиками, смежниками и покупателями. Четко налажен контроль за нормированием и соблюдением норм запаса материалов и сырья на складе; отдел маркетинга ежедекадно предоставляет планы заказов от покупателей; работа вспомогательных рабочих налажена таким образом, чтобы обеспечить ритмичную работу ООО «Гром» без простоев; профилактика и текущий ремонт оборудования также способствуют уменьшению целодневных потерь рабочего времени.

Одновременно  с этим комплексом мероприятий на ООО «Гром» были повышена освещенность на рабочих местах (замена ламп накаливания на люминесцентные), улучшена работа вентиляционных установок, применена рациональная окраска стен и оборудования, все это позволило сократить потери рабочего времени и непроизводительные затраты труда. Единовременные затраты на эти мероприятия составили 130000 рублей.

Итак, за счет внедрения  мероприятий по улучшению труда  на ООО «Гром», прирост объема производства составил 2,1 процента. А годовой экономический эффект составил 298258 рублей.

Отметим, что  в числе причин увольнения почти  вспомогательные работники указывали  тяжелые условия труда. Дело в  том, что производственный процесс осуществляется в условиях повышенной загазованности воздуха, что отрицательно сказывается на здоровье и самочувствии рабочих. Для улучшения условий труда рабочих был разработан комплекс мероприятий, которые должны были способствовать сокращению текучести рабочей силы. Этот комплекс включил в себя следующие мероприятия:

  • сокращение до минимума воздействия вредных условий труда на здоровье рабочих (обеспечение спецодеждой и более безопасным оборудованием);
  • проведение мер по восстановлению здоровья рабочих (предоставление дополнительных дней отпуска, профилактическое лечение);
  • доплаты за работу во вредных условиях труда;
  • организация перерывов в работе и создание условий для восстановления трудоспособности рабочих.

Единовременные  затраты на внедрение этих мероприятий  составят 170000 рублей.

Итак, годовой  экономический эффект от улучшения  условий труда на участке наладки оборудования составил 354796,5 рублей, при этом срок окупаемости единовременных затрат на внедрение комплекса мероприятий составит 0,45 года.

Таким образом, за счет внедрения комплексов мероприятий  по улучшению условий труда, минимизации  влияния вредных условий на здоровье трудящихся, по сокращению потерь рабочего времени от целодневных простоев цеха и потерь рабочего времени по вине рабочих, уменьшению показателя текучести кадров, а также проведения оздоровительного комплекса мер в цехе № 2 позволило получить следующие результаты.

Прирост производительности труда рабочих ООО «Акцент» составил:

П= 2,27+2,27+2,6= 7,14 процента.

Экономический годовой эффект от внедренных мероприятий:

Эг = 354796,5 + 298258 = 653055 рублей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Производительность  труда в любой отрасли производства является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда.

Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции  или выполненных работ и затрат рабочего времени.

Производительность  труда - основной показатель экономической  эффективности производства отрасли  и каждого предприятия. Выявление  резервов и путей повышения производительности труда должно опираться на комплексный  технико-экономический анализ работы предприятия. Анализ производительности труда позволяет определить эффективность использования предприятием трудовых ресурсов и рабочего времени.

Рост производительности труда означает: экономию овеществленного  и живого труда и является одним из важнейших факторов повышения эффективности производства.

Под факторами  роста производительности труда  понимаются условия или причины, под влиянием которых изменяется ее уровень.

При планировании производительности труда в любой  отрасли производства важнейшей задачей является выявление и использование резервов ее роста, то есть конкретных возможностей повышения производительности труда. Резервы роста производительности труда - это такие возможности экономии общественного труда, которые хотя и выявлены, но по разным причинам еще не использованы. Взаимодействие факторов и резервов состоит в том, что если факторы представляют собой движущие силы, или причины изменения ее уровня, то использование резервов - это непосредственно процесс реализации действия тех или иных факторов. Степень использования резервов определяет уровень производительности труда на данном предприятии.

От уровня производительности труда в любой отрасли производства зависят темпы развития пищевого производства, увеличение заработной платы и доходов, размеры снижения себестоимости продукции. Повышение производительности труда путем механизации и автоматизации труда, внедрения новой техники и технологии практически не имеет границ.

Стратегия развития любого предприятия в нашей стране нацелена на повышение производительности и конкурентоспособности, что требует отбора как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее способных работников. Использование рабочей силы высокого качества позволяет добиться преимуществ в конкурентной борьбе. Поэтому кадровая политика фирм в настоящее время должна быть направлена на всестороннюю активизацию трудового потенциала посредством мотивации, обеспечение наиболее полной реализации способностей и их развития в процессе обучения и служебного продвижения, что повысит индивидуальную трудовую отдачу.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Воронов А. Производительность труда и конкурентоспособность:две стороны одной медали // Человек и труд. - 2010. - №12.- С.66-69.
  2. Игнатовский П. Производительность труда - двигатель развития // Экономист. - 2009. - №11. - С. 3-13.
  3. Кардашевский В., Бондаренко А. Повышение производительности: европейский подход // Экономист – 2011 - № 11. С. 35-40.
  4. Производительность труда и стоимость рабочего места // Экономика и учет труда. - 2008. - №1.-С.3-12.
  5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2007. – 704с.
  6. Семенов А., Кузнецов С. Факторы производительности труда // Экономист - 2009 - № 4. - С.46-55.
  7. Фильев: В.Управление ростом производительности труда //Экономист – 2010 – № 3. - С. 60-66.
  8. Экономика предприятия/В.Я.Хрипач, Г.3.Суша, Г.К.Оноприенко; Под ред. В.Я.Хрипача.- М: Новое знание, 2008. - 384с.
  9. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ под ред. Проф.В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 718с.
  10. Экономика предприятия: Учебное пособие/ В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ.ред. А.И. Ильина. – 2 –е изд., испр. – М.:Новое знание, 2007. – 672с.
  11. Экономика труда и социально-трудовые отношения. / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 2009. - 623с.

Информация о работе Повышения эффективности использования трудовых ресурсов промышленного предприятия