Практическое применение теории эластичности спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (масло и маргарин, отдельные сорта мяса). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы.

Содержание работы

Введение.
Общее понятие эластичности.
Эластичность спроса.
а) Изменение эластичности спроса
б) Факторы, влияющие на эластичность спроса
в) Эластичность спроса по цене.
г) Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.
Практическое значение эластичности спроса и предложения.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая микроэкономика.doc

— 581.00 Кб (Скачать файл)

 

Приведенные данные характерны для экономики США. Для России показатели ценовой эластичности рыночного спроса будут несколько иными в зависимости от наличия товаров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось выше.

Для фирмы важно иметь  в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться  только данными об эластичности рыночного  спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик [Л9, с. 76].

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

Если фирма знает  спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рис. 5. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис. 5, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится  [Л1, с. 197].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Эластичность спроса (а)  и изменение валовой выручки (б):

Р — плата за аренду квартиры; Q — количество квартир;

R — доход (выручка) фирмы от сдачи квартир в аренду

 

Другим примером практического  использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию  (эластичность предложения принимается постоянной).

На рис. 6 показано, как  изменятся цена и объем продаж после введения налога.

График спроса D на рис. 6, а показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рис. 6, б — относительно неэластичен. График предложения S0 — предложение до введения налога. Соответственно Р0 и Q0 — равновесные цена и объем производства до введения налога.

 

Рис. 6. Распределение  налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе: D — спрос; S0, S1, — предложение до и после введения налога [Л1, с. 199].

 

Что произошло, когда  государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q1 и Р1.

Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Но насколько? Производитель  в условиях рыночной экономики может  увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике  это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.

В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. 6, а  выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии — потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

В случае если спрос неэластичен, налоговое  бремя ляжет преимущественно  на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при  неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 6. Они очерчивают продукцию, которая  была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

Теперь рассмотрим зависимость  распределения налогового бремени  от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной). Рис. 7 иллюстрирует ситуацию  до и после введения налога.

    

Рис. 7. Распределение  налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) предложении: D — спрос; So, S1, — предложение до и после введения налога [Л1, с. 200]

 

 

При эластичном предложении  налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Понятие эластичности спроса имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения , это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка . Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений .

На основе выше сказанного можно сделать следующие выводы. При эластичном спросе с уменьшением цены общая выручка, об этом упоминалось выше,  увеличивается (уменьшается). То есть мы пришли к выводу, что связь между ценой и выручкой обратно пропорциональная. Если спрос неэластичный, между ними возникает прямая зависимость. Единичная эластичность не меняет величину дохода. Эту экономическую взаимосвязь должен учитывать каждый производитель , чтобы манипулировать ценами , не нанося ущерба своим доходам.

Рассмотрев тему по данной курсовой работе, можно сделать следующие  выводы:

1. Общая закономерность  изменения величин спроса на  рынке определенного товара в  зависимости от величины цен  на него называется спросом.  Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность – мера изменения величины спроса при изменении уровня цены. По уровню эластичности спроса все товары разделяются на две группы: товары эластичного спроса и товары неэластичного спроса. Оценка эластичности спроса позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

2. Ценовую эластичность  спроса можно определить, наблюдая  за характером воздействия изменения  цены на величину общей выручки  от продажи продукции. Если  цена и общая выручка изменяются  в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

3. Основными факторами,  влияющими на эластичность спроса являются наличие товаров – заменителей, время и значимость товара для потребителя. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

4. Предложение различных  товаров при одинаковом по  масштабам изменении цены возрастает  по – разному. Мера изменения  величины предложения товаров  при изменении цен ан них называется эластичностью предложения.

5. Основными факторами,  влияющими на эластичность предложения  являются: фактор времени, степень  сохранности товара, стоимость его  хранения, возможности (гибкость) технологического  процесса. Эластичность предложения  зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

6. Практическое значение  коэффициента эластичности заключается  в облегчении прогнозирования  того, какие именно отрасли имеют  шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее  всего, ожидает застой и сокращение  производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – 896 с.
  2. Экономика. Учебник/ Под ред. А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова. – М.: "Проспект", 1998. – 792 с.
  3. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. Справочник студента. – М.: Филологическое общество "СЛОВО", ООО "Фирма "Издательство АСТ"", 1999. – 544 с.
  4. Козырев В.м. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 368 с.
  5. Основы экономической теории. Учебное пособие/ Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд. – во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 284 с.
  6. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002. – 656 с.
  7. Соколова С.В. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 128 с.
  8. Экономическая теория: Общие основы и особенности России: Учебное пособие/ Под ред. проф. И.К.Ларионова. – М.: 2001 г.
  9. Грязновой А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика / А.Г.Грязновой, А.Ю.Юдановой. – М: Изд – во ГНОМ и Д, ИТД "КноРус", 2000. – 544 с
  10. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Еникс.- 2001.
  11. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для студентов неэкономических ВУЗов. - М.: Гардарика, 2003.  

Информация о работе Практическое применение теории эластичности спроса