Практическое значение системы национального счета (СНС). Проблема внедрения СНС в белорусскую экономико-статистическую практику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

В значительных инвестициях нуждаются сельское хозяйство, строительство да и транспорт. Поэтому мобилизация, направление денежных ресурсов прежде всего в реальный сектор, отбор и стимулирование приоритетных проектов и программ, - а они определены, - важнейшая задача банков.
Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы, проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.

Содержание работы

Введение 3
1 Задачи системы национальных счетов в статистике 4
2 Роль и функции национального счетоводства в экономиках переходного типа 8
3 Основные этапы перехода РБ с БНХ на СНС 16
4 Система основных счетов СНС. Структура СНС 21
5 Проблемы внедрения СНС в РБ………………………………………………..28

Заключение 33
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

содержание.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Задачи системы национальных счетов в статистике              4

2 Роль и функции национального счетоводства в экономиках переходного типа              8

3 Основные этапы перехода РБ с БНХ на СНС              16

4 Система основных счетов СНС. Структура СНС              21

5 Проблемы внедрения СНС в РБ………………………………………………..28

 

Заключение              33

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Банки являются одним из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания рыночного механизма. Банки - это предприятия, присущие любой нормально функционирующей экономической формации. Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Банковская система - это стержень экономики, кровеносная система страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфляции, девальвация, дефицит иностранной валюты, множественность курсов, отрицательные процентные ставки по кредитам и депозитам, рост проблемных кредитов, снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Это далеко не полный перечень обозначившихся негативных тенденций, которые, по крайней мере, действуют угнетающе на нашу экономику. Все это непростые экономические вопросы, но на них необходимо найти практические ответы. Задачи повышения эффективности работы банковской системы в современных условиях приобретают особое значение.

В последнее время банки все активнее осуществляют нехарактерные для них операции, внедряясь в нетрадиционные для банков сферы финансового предпринимательства, постоянно расширяя круг и повышая качество предоставляемых услуг, конкурируя за привлечение новых перспективных клиентов.

Важность проблем, связанных с повышением эффективности работы банковской системы, связана прежде всего со структурными особенностями экономики нашего государства. Поскольку основу экономического потенциала Беларуси составляет промышленный комплекс, крупные и весьма крупные, даже по мировым меркам, предприятия и объединения, перспективы их развития связаны с модернизацией и техническим перевооружением, а это требует существенных инвестиций, прокредитовать которые должна банковская система.

В значительных инвестициях нуждаются сельское хозяйство, строительство да и транспорт. Поэтому мобилизация, направление денежных ресурсов прежде всего в реальный сектор, отбор и стимулирование приоритетных проектов и программ, - а они определены, - важнейшая задача банков.

Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы, проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.

Задачами, поставленными в курсовой работе являются следующие:

-рассмотреть структуру банковской системы на уровне теории;

-познакомиться с главными составляющими банковской системы;

-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;

-рассказать о проблемах и перспективах развития системы.

Предметом исследования данной работы является банковская ситсема Республики Беларусь, объектом – макроэкономические явления в финансовом секторе экономики.


1 ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ И СВОЙСТВА

Современные банки отдельного государства объединяются в банковскую систему страны. Для этого необходимо выполнение нескольких соответствующих требований:

- банк должен обладать такими свойствами, которые позволят ему быть органичной частью целого (иметь статус банка, лицензию на право совершения банковских операций), функционировать по общеустановленным правилам;

- подчинять свою деятельность общим и специфическим законам и юридическим нормам общества;

- быть способным к саморегулированию, развитию и совершенствованию;

- взаимодействовать с другими элементами банковской системы.

Таким образом, банковская система – совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, функционирующая в той или иной стране в определенный исторический период и подчиненная достижению общегосударственных целей. Банковская система является частью кредитной системы. Помимо нее в кредитную систему входят также специализированные финансово-кредитные учреждения (финансовые, страховые, инвестиционные компании; лизинговые фирмы; ломбарды и другие) [11, с. 56].

В зависимости от соподчиненности кредитных институтов и иерархической структуры можно выделить два основных типа построения банковской системы: одноуровневую и двухуровневую.

Одноуровневая система предполагает преобладание горизонтальных связей между банками, универсализацию их операций и функций. Этот тип построения банковской системы характерен в основном для экономически слаборазвитых стран или стран с административно-командным режимом управления.

В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система. Первым ее уровнем является Национальный банк – центральный банк Республики Беларусь. Второй уровень составляют коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

Существование двухуровневой банковской структуры позволяет центральному банку посредством экономических методов регулировать деятельность банков второго уровня и воздействовать на процесс общественного воспроизводства. Центральный банк выполняет роль "банка банков", управляет деятельностью банковских учреждений в рамках регулирования и контроль за функционированием рынка банковских услуг. Двухуровневая система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. Взаимоотношения по вертикали - это отношения между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками, а по горизонтали — отношения партнерства и конкуренции между различными низовыми звеньями банковской системы (коммерческими банками).

Выполняя предписанные им функции, банки играют важную роль в современной экономике. Они обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сферы использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, вне-дрения новаций, расширения и перестройки производств, строительства жилья и др. Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, содействуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводу денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.). Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществляется непосредственно через центральный банк и воздействует на его отношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. Банки опосредствуют воздействие этой политики на другие сферы национальной экономики [16, с. 98 – 99].

При организации деятельности банковской системы используются определенные принципы, которые обязательно должны соблюдаться:

•              обязательность получения лицензии на банковскую деятельность; на отдельные операции;

•              независимость деятельности коммерческих банков, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

•              разграничение ответственности между коммерческими банками и государством. Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банков, если между банком и соответствующим государственным органом не заключено соответствующее соглашение или государство не приняло на себя такую ответственность;

•              регулирование деятельности коммерческих банков центральным банком и осуществление банковского надзора; обязательное соблюдение установленных Национальным банком экономических нормативов для поддержания стабильности и устойчивости кредитной системы;

•              обеспечение свободы выбора банка вкладчиками (физическими лицами);

•              обеспечение возврата денежных средств вкладчикам;

•              обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов. Законом определен перечень юридических лиц, которым могут быть выданы сведения в случаях, оговоренных законодательными актами;

•              работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Банк, работая в пределах имеющихся ресурсов, должен обеспечивать не только количественное соответствие ресурсов и кредитных вложений, но и в целом пассивных и активных операций, добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов (прежде всего по срокам тех и других);

•              взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения исходя из критериев прибыльности, риска и ликвидности [6, с. 110].

Практика выделяет несколько типов банковских систем: централизованная (распределительная); рыночная; система переходного периода от централизованной к рыночной. Рыночная система предполагает:

различные формы собственности на банки; отсутствие монополии государства на банки; децентрализацию системы управления банками; наличие двухуровневой банковской системы; разграничение ответственности между банками и государством по обязательствам;

осуществление надзора над банками экономическими методами; децентрализацию ресурсов и операций банков; обеспечение свободы выбора клиентов.

Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит  официальные золото-валютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.

По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита).

Банковская система Республики Беларусь - система переходного периода с ярко выраженными направлениями развития в сторону рыночной системы. Однако элементы централизованной системы присутствуют, а в ряде случаев поддерживаются административными методами. Примерами являются большой удельный вес государственной собственности в уставных фондах банков, принудительное слияние банков, принятие государством на себя обязательств банков, ограничения в выборе клиентов банками, вмешательство в распределение ресурсов банков, недостатки в системе банковского надзора [7, с. 10].


2 ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В эффективном функционировании экономики любой суверенной страны большую роль играет банковская система и прежде всего ее центральный банк. Денежное обращение активнейшим образом влияет на протекание процессов воспроизводства. Сознательное воздействие на параметры денежной сферы важно не только как способ влияния на функционирование денежного и ссудного капиталов, но и как метод регулирования экономики в целом. Конституция Республики Беларусь наделила Национальный банк Беларуси исключительным правом эмиссии денег, закрепила за ним функции регулирования денежного обращения, кредитных отношений и определения порядка расчетов в стране. Вместе с тем регулирование денежного обращения и кредитных отношений означает макроэкономическое регулирование экономики.

Законодательством Беларуси установлено, что главнейшей задачей Национального банка является выработка и проведение денежно-кредитной (монетарной) политики белорусского государства, направленной на обеспечение внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля и поддержание стабильных цен. Для достижения этих целей Национальный банк должен располагать самостоятельностью и автономией среди других властных государственных структур. Мировой опыт свидетельствует, что степень независимости центрального банка влияет на большинство макроэкономических показателей, прежде всего на уровень стабильности цен, а также экономический рост и уровень безработицы. Наиболее независимыми от законодательной и исполнительной властей являются центральные банки Германии, Швейцарии и США. В этих странах на протяжении десятилетий среднегодовой уровень инфляции является весьма низким.

Информация о работе Практическое значение системы национального счета (СНС). Проблема внедрения СНС в белорусскую экономико-статистическую практику