Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:01, реферат
Постиндустриальная экономика превратила издержки, связанные с формированием и развитием трудового потенциала организации, в инвестиции, которые приносят ощутимую коммерческую отдачу. В связи с этим все больше внимания компании уделяют поиску и удержанию высококвалифицированных сотрудников, а также профессиональному развитию персонала. Для того чтобы выявить особенности методов, применяемых службами управления персоналом крупных динамично развивающихся компаний в отношении указанной проблемы, был проведен анализ отечественного и зарубежного опыта формирования и развития трудового потенциала современных корпораций.
Практика формирования и развития трудового потенциала
"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2009, N 8
Постиндустриальная экономика
превратила издержки, связанные с
формированием и развитием
Методы формирования трудового потенциала корпорации
Яндекс.Директ Проверенная модель компетенций! Используйте ее уже сегодня для оценки сотрудников! bss-around.ru Управление персоналом Контроль поручений, планирование времени. Скачать ПО бесплатно! leadercommand.ru Заработай 99.000 на опросах! Сейчас ты узнаешь, как, сидя дома, можно зарабатывать огромные деньги! dohodnij.ru
Изучение и анализ практики работы с персоналом крупных компаний показал, что наиболее широко применяемыми методами, используемыми при формировании трудового потенциала как в отечественных, так и в зарубежных корпорациях, являются:
1) система адаптации для
вновь принятых сотрудников (
2) привлечение персонала с помощью рекрутингового отдела HR-службы самой компании (65%);
3) привлечение персонала с помощью кадровых агентств (61%);
4) сотрудничество с вузами (52%).
Полученные данные свидетельствуют о том, что корпорации в большинстве случаев стараются найти уже готовых специалистов. Лишь в 9% из рассмотренных случаев организации обучают вновь нанятых сотрудников, что требует дополнительных временных и материальных затрат. Данный метод обоснован, когда используется особое оборудование, требуются специальные знания и навыки, которые сотрудники не могли получить, работая в других компаниях.
Словарь управления персоналом. Трудовой потенциал компании - это совокупность достигнутых и возможных количественных и качественных характеристик персонала, которые могут быть использованы для реализации корпоративных целей.
Однако следует отметить,
что система адаптации
Кроме того, службы управления
персоналом корпораций применяют нестандартные
методы формирования трудового потенциала,
связанные с особенностями
- проведение тематических круглых столов;
- использование услуг фрилансеров;
- создание виртуальных проектных групп;
- привлечение сотрудников, вышедших на пенсию, в качестве экспертов.
Следует отметить, что набор методов формирования трудового потенциала постоянно расширяется: так, в последнее время для поиска нужных специалистов широко используются социальные интернет-сети, а также компьютерные on-line-игры.
Сравнительный анализ методов формирования трудового потенциала, применяемых как в России, так и за рубежом, показал, что их совокупность является уникальной для каждой рассмотренной организации и не имеет полных аналогов в других корпорациях. Если службой управления персоналом применяется набор методов, характерный и для других организаций, приоритет имеет какой-либо специальный метод либо стандартный метод используется исходя из специфики корпорации. Это вполне объяснимо, т.к. каждая корпорация имеет специфические внутренние и внешние условия деятельности (конкурентная среда, положение на рынке, страна присутствия, организационные факторы, техническая оснащенность и т.п.), принадлежит к определенной отраслевой сфере, находится на определенной стадии развития и имеет свои стратегические цели деятельности. Также большую роль играет корпоративная культура как головной организации, так и ее филиалов и представительств.
На рис. 1 представлен рейтинг популярных методов формирования трудового потенциала по частоте применения на практике.
Методы формирования трудового потенциала, используемые
корпорациями (в % по частоте применения метода)
80%├──────────────────────────
│ │
│ ┌─────┐ │
70%│ - - - - - - - - - - - - - - - - - ─┤ 74% ├─ - - - - - - - - - - - - │
│ ┌─────┐ │ │ │
│ ┌─────┐ │ 65% │ │ │ │
60%│ - ─┤ 61% ├─ - │ ├─ - - - - - - ─┤ ├─ - - - - - - - - - - - - │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ ┌─────┐ │ │ │
50%│ - ─┤ ├─ - │ ├─ - │ 52% ├─ - │ ├─ - - - - - - - - - - - - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
40%│ - ─┤ ├─ - │ ├─ - │ ├─ - │ ├─ - - - - - - - - - - - - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
30%│ - ─┤ ├─ - │ ├─ - │ ├─ - │ ├─ - - - - - - - - - - - - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─────┐ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
20%│ - ─┤ ├─ - │ ├─ - │ ├─ - │ ├─ - - - - - - ─┤ 26% ├─ - │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
10%├─ - │ ├─ - │ ├─ - │ ├─ - │ ├─ - - - - - - ─┤ │ - ─┤
│ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌─────┐ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 9% │ │ │ │
0%┴────┴─────┴────┴─────┴────┴
1 2 3 4 5 6
1. Подбор персонала с помощью кадровых агентств.
2. Подбор персонала с помощью рекрутингового отдела HR-службы компании.
3. Сотрудничество с вузами.
4. Адаптация новых сотрудников.
5. Обучение новых сотрудников.
6. Продвижение на руководящие
должности внутренних
Рис. 1
Необходимо отметить, что рассмотренные методы, применяемые для формирования трудового потенциала, имеют свои достоинства и недостатки. Служба управления персоналом корпорации должна подходить комплексно к их разработке и применению в соответствии с организационными особенностями, традициями и стратегическими целями деятельности, о чем говорилось выше. Набор подобных методов образует механизм формирования трудового потенциала, уникальный для каждой компании.
Анализ практического опыта формирования трудового потенциала отечественными и зарубежными корпорациями позволяет выделить следующие важные аспекты, на которые должны обращать внимание руководители кадровых служб корпорации при принятии решения об использовании того или иного метода:
- приоритет стратегических целей корпорации;
- специфика деятельности корпорации при формулировании требований к квалификации, личностным качествам кандидатов;
- соответствие метода корпоративной культуре, философии организации;
- особенности территориального рынка труда.
Методы развития трудового потенциала
Исследование практики управления персоналом в современных корпорациях, ее изучение позволяют систематизировать методы развития трудового потенциала в зависимости от того, на изменение каких составляющих трудового потенциала они направлены (представлены в табл. 1). Следует обратить внимание, что в табл. 2 приведен не исчерпывающий перечень всех методов развития трудового потенциала, а лишь наиболее популярные, часто используемые в корпорациях и уникальные, представляющие интерес в качестве бенчмаркинга для использования другими компаниями.
Таблица 1
Классификация методов развития
трудового потенциала корпорации
N |
Составляющие ТПК |
Методы развития |
1 |
Психофизиологический |
- разработка и
реализация социальных |
2 |
Ценностно - |
- управление карьерой;
работа с кадровым резервом; |
3 |
Инновационно - |
- ротация персонала; |
4 |
Поведенческий |
- внедрение кодекса
корпоративного поведения |
5 |
Профессионально - |
- переподготовка
персонала; |
6 |
Образовательный |
- получение сотрудниками
дополнительного |
Таблица 2
Нестандартные методы развития трудового потенциала
N |
Метод |
Название |
Суть метода |
Специфика |
Результат |
1 |
Learning |
"Сибнефть", |
Системная |
Новый метод для |
Сотрудники |
2 |
Проведение |
"АльфаСтрахование" |
У генерального |
Принятие концепции |
Статус топ - |
3 |
Бизнес - |
"АльфаСтрахование" |
Разработана |
Необходимость |
Два дня игры |
4 |
Программа |
"Mirax Group" |
Прикрепление |
Проектный подход к |
Привлечение |
5 |
Конкурс на |
"Нефтехимпром" |
При |
Наличие |
Конкурс могут |
6 |
Формирование |
"Газпром", "МТС" |
Формируется |
В отличие от |
Формируется |
Одним из самых широко применяемых методов развития персонала является обучение.
Способы обучения персонала крупных корпораций вырабатываются согласно общей стратегии деятельности компании и включают программы и методы обучения персонала для работы в своих подразделениях. Можно выделить наиболее распространенные методы, применяемые в российских и зарубежных компаниях:
- организация постоянного обучения по специализированным программам компании - метод, распространенный среди крупных транснациональных компаний. Характерен опыт компании "АйБиЭм" (IBM): постоянное повышение квалификации сотрудников проводится по программам корпорации, на него отводится 5% рабочего времени;
- обучение на рабочем
месте в процессе работы
- обучение в учебных
центрах - в данном случае компании
направляют своих сотрудников
в специализированные учебные
заведения для подготовки по
различным программам (
Часто в современных условиях неопределенности и ускоряющегося прогресса компании стремятся к созданию имиджа "самообучающейся организации", где обучение является неотъемлемой частью развития.
Развитие персонала в российских компаниях осуществляется в т.ч. с помощью внутреннего и внешнего обучения. Так, в крупных российских корпорациях, таких как ОАО "Газпром", ОАО "Северсталь", ОАО "Мечел", Объединенные энергетические компании, ОАО "МТС", ОАО "ОХК "Уралхим" и др., функциональными подразделениями осуществляется планирование обучения своих сотрудников на год, планы консолидируются департаментом по управлению персоналом, который в дальнейшем заключает договоры с контрагентами на обучение. Помимо этого, возможно и внеплановое обучение сотрудников за счет компании. Обучение за счет компании является эффективным средством мотивации сотрудников, которое повышает лояльность специалистов к компании, а также служит дополнительным способом снижения текучести кадров, т.к. часто компании заключают дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудником, прошедшим обучение, и обязуют его работать в компании определенный период времени (как правило, до 5 лет) либо в случае расторжения трудового договора по инициативе работника возмещать стоимость обучения компании.
В быстро развивающихся компаниях возрастает потребность в увеличении количества менеджеров среднего звена, которые были бы включены в единую управленческую и корпоративную культуру. Эту проблему позволяет решить корпоративный университет. Однако корпоративные университеты призваны решать гораздо более широкий круг вопросов. Сам факт создания внутри структуры единого общего подразделения, выполняющего некоммерческие задачи стратегического характера, говорит о тенденции развития. Кардинальное отличие корпоративного университета от штатного тренинг-центра в том, что он может развивать всех сотрудников компании, организовывать обучение именно по тем направлениям и в таких масштабах, которые потребуются, то есть корпоративный университет не только предлагает программы обучения, но и выявляет потребность в обучении в рамках всей организации. После обучения в корпуниверситете сотрудникам выдаются сертификаты, некоторые корпоративные университеты являются самостоятельными хозяйственными субъектами и имеют лицензии на ведение образовательной деятельности.
Информация о работе Практика формирования и развития трудового потенциала