Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:01, реферат
Постиндустриальная экономика превратила издержки, связанные с формированием и развитием трудового потенциала организации, в инвестиции, которые приносят ощутимую коммерческую отдачу. В связи с этим все больше внимания компании уделяют поиску и удержанию высококвалифицированных сотрудников, а также профессиональному развитию персонала. Для того чтобы выявить особенности методов, применяемых службами управления персоналом крупных динамично развивающихся компаний в отношении указанной проблемы, был проведен анализ отечественного и зарубежного опыта формирования и развития трудового потенциала современных корпораций.
Данный способ имеет множество преимуществ: он менее затратный, позволяет организовать обучение, учитывая специфику компании, сферу ее деятельности, позволяет экономить время на переезды до места обучения, а также является способом поддержания и развития корпоративной культуры.
Таким образом, управление формированием
и развитием трудового
Анализ практики развития трудового потенциала западными и российскими корпорациями позволяет выделить нестандартные методы, применяемые компаниями в зависимости от экономической ситуации, стадии развития организации и влияния других факторов. Указанные методы представлены в табл. 2.
Как показывает практика, инвестиции в образование сотрудников дают ощутимый экономический эффект. Этому способствует добровольная сертификация работы с персоналом. Для России это достаточно новое явление. Программа "Investors in People" создана под эгидой Британской конфедерации промышленников и Британского конгресса тред-юнионов в 1991 г., аналогом этой международной аттестационной программы персонала является американская программа "HR Innovations". Подобные сертификаты выдаются компаниям, которые активно инвестируют деньги в развитие сотрудников. Все стандарты поделены на четыре группы и определяют эффективность деятельности компании по данным направлениям:
1) обязательства компании по обучению сотрудников;
2) программы обучения;
3) реализация программы обучения;
4) оценка эффективности обучения персонала.
Участие в подобных программах не только позволяет значительно повысить эффективность службы HR по развитию трудового потенциала компании, но и носит имиджевый характер, что позволяет повысить привлекательность для потенциальных сотрудников и инвесторов.
В целом, обобщая приведенный опыт зарубежных и российских компаний, можно сделать следующие выводы о достоинствах и недостатках сложившейся практики формирования и развития трудового потенциала корпораций (табл. 3).
Таблица 3
Достоинства и недостатки практики формирования
и развития трудового потенциала
N |
Этапы |
Достоинства |
Недостатки |
1 |
Формирование |
||
Российские |
Функции по привлечению |
Часто величина необходимого |
|
Развивается сотрудничество
с |
Практически отсутствует |
||
Больше внимания
уделяется |
Недостаточно внимания |
||
Используются нестандартные |
Не всегда учитываются |
||
Зарубежные |
Большое внимание уделяется |
Ограниченный доступ
к высшим |
|
Используются тесты,
письменные |
Ограничения в использовании |
||
2 |
Развитие |
||
Российские |
Больше внимания
и средств стало |
Результаты обучения
часто не |
|
Начинают внедряться
методы по |
Отсутствует планирование |
||
Начинает преобладать |
Часто руководство
пытается |
||
Зарубежные |
Постоянное развитие
персонала |
Часто используются
программы |
|
Наличие в структурах
компаний |
Большие средства |
||
Широко распространена
практика |
Нужно отметить, что деятельность менеджеров по управлению персоналом в крупных компаниях России достигла значительных успехов, и главный из них - изменилось отношение к затратам на развитие персонала, они стали пониматься как инвестиции, способные принести положительный экономический эффект в будущем, выражающийся не только в увеличении доходов, но и в повышении лояльности и мотивации сотрудников. Недостатки практики формирования и развития трудового потенциала российских корпораций часто связаны с тем, что HR-службы корпораций находятся на этапе становления. Кроме того, отечественные компании нередко используют западный опыт без учета российской специфики, а также специфики самой компании. Целесообразнее разрабатывать собственные программы обучения в корпоративных университетах, где можно опираться на существующие корпоративные нормы и традиции. Нельзя сразу отказываться от имеющихся методов, которые, возможно, были сформированы еще в советский период (часто корпорации возникают на основе предприятий промышленности или сферы услуг, основанных еще в СССР), это болезненно отражается на сотрудниках старшего возраста, обладающих ценным опытом и знаниями.
Литература
1. Клепач А., Яковлев А. О роли крупного бизнеса в современной российской экономике (комментарий к докладу Всемирного банка) // Вопросы экономики. 2006. N 8. С. 38.
2. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Под ред. П.В. Шеметова. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. 312 с.
3. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2007. 640 с.
Т.Погодина
Ведущий специалист
Дирекции внутреннего
контроля и аудита
ООО "Управляющая компания
"УРАЛХИМ"
Подписано в печать
16.07.2009
Похожие материалы
Рубрика:
Опубликовано 2008-10-22 11:32 пользователем HRMotiv
Читайте далее http://www.hr-portal.ru/
Информация о работе Практика формирования и развития трудового потенциала