Правовая защита конкурентного поля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция – это соперничество, состязательность хозяйствующих субъектов, направленная на поиск наиболее выгодных условий купли и/или продажи товаров. Конкуренция имеет место как среди производителей/продавцов, так и покупателей/потребителей.
Конкуренция среди производителей/продавцов обостряется при превышении на рынке предложения над спросом, когда устанавливается высокая цена и избыток товара.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………….3
2. Совершенная конкуренция………………………………………..4-10
2.1. Признаки совершенно конкурентной фирмы……………..4-5
2.2. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном
периоде……………………………………………………....5-7
2.3. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде………………………………………………………7-9
2.4. Эффективность свободной совершенной конкуренции……………………………………………….....10
3. Правовая защита конкурентного поля…………………………..11-12
3.1. Законодательство РФ о конкуренции и монополии………………………………………………...12-13
3.2. Конкурентные действия, регулируемые законодательством……………………………………….13-15
3.3. Субъекты конкуренции (конкуренты), согласно законодательству…………………………………………..15-18
3.4. Аффилированные лица, как субъекты конкуренции…..18-19
3.5. Правовая защита от недобросовестной конкуренции……20
4. Список использованной литературы………………………………21

Файлы: 1 файл

Доклад по экономике.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)

 

Содержание                                                                         стр.

  1. Введение……………………………………………………………….3
  2. Совершенная конкуренция………………………………………..4-10
    1. Признаки совершенно конкурентной фирмы……………..4-5
    2. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном 
      периоде……………………………………………………....5-7
    3. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде………………………………………………………7-9
    4. Эффективность свободной совершенной конкуренции……………………………………………….....10
  3. Правовая защита конкурентного поля…………………………..11-12
    1. Законодательство РФ о конкуренции и монополии………………………………………………...12-13
    2. Конкурентные действия, регулируемые законодательством……………………………………….13-15
    3. Субъекты конкуренции (конкуренты), согласно законодательству…………………………………………..15-18
    4. Аффилированные лица, как субъекты конкуренции…..18-19
    5. Правовая защита от недобросовестной конкуренции……20
  4. Список  использованной литературы………………………………21

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Конкуренция – это соперничество, состязательность хозяйствующих субъектов, направленная на поиск наиболее выгодных условий купли и/или продажи товаров. Конкуренция имеет место как среди производителей/продавцов, так и покупателей/потребителей.

Конкуренция среди производителей/продавцов обостряется при превышении на рынке предложения над спросом, когда устанавливается высокая цена и избыток товара.

При низкой же цене, когда на рынке наблюдается дефицит товара (спрос превышает предложение), усиливается борьба между потребителями /покупателями за наиболее выгодные условия купли товара.

Конкурентная фирма – это фирма, принимающая цену за свою продукцию как данную, не зависящую от реализуемого ею объема продукции на совершенно конкурентном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция – тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Если на рынке отсутствует контроль со стороны государства или крупных предприятий – монополий, то мы говорим о совершенной конкуренции – то есть конкуренции в условиях экономической свободы. Она является совершенной, так как соперничество, состязательность, борьба между хозяйствующими субъектами осуществляется в самом чистом виде. Именно совершенная конкуренция сопоставляется чистой монополии.

 

 

 

2.1. Признаки совершенно  конкурентной фирмы.

Для совершенной конкуренции характерны следующие признаки:

     а) на рынке  свободной совершенной конкуренции  присутствует множество продавцов, мелких товаропроизводителей, частных предпринимателей, а также множество покупателей/потребителей

     б) однородность  продукции, то есть продукция  предлагаемая конкурирующими фирмами, идентичны и взаимозаменяемы;

     в) отсутствие  барьеров входа или препятствий  для выхода с рынка существующих  фирм; ресурсы свободно перемещаются  с отрасли в отрасль, с региона  на регион, с предприятия на  предприятие; любой производитель/продавец  в какое – либо время может  свободно войти или же покинуть  рынок;

     г) совершенная информированность (совершенное знание) производителей/продавцов и потребителей/покупателей о состоянии рынка; информация распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит;

    д) продавцы и покупатели не могут воздействовать на цены и принимают их как данность;

     е) мобильность производственных ресурсов;

     ж) на рынке  совершенной конкуренции производитель/продавец  будет использовать ценовой метод  борьбы, так как товар однородный, единственное, чем можно привлечь потребителя /продавца, так это продать товар ниже цены, установленной на рынке.

     З) примерами таких рынков являются рынки сельскохозяйственной продукции в странах с развитой рыночной экономикой ( страны Юго – Восточной Азии ).

 

 

 

 

2.2.Равновесие  конкурентной фирмы в краткосрочном  периоде.

Краткосрочный период  – это период, в течение которого производственные мощности фирмы фиксированы, однако объем выпуска может быть изменен (увеличен, уменьшен) посредством изменения объема использования переменных факторов. Общее количество фирм в отрасли сохраняется постоянным.  В краткосрочном периоде предложение товара носит неэластичный характер. Предложение не может быть увеличено при росте цены за счет привлечения ресурсов из других отраслей, регионов, предприятий. Краткосрочный период осуществляет внутриотраслевую конкуренцию. Она ведется за получение сверх прибыли. При этом производителя/продавца интересует не прибыль, полученная за единицу товара, а общая масса.

В краткосрочном  периоде конкурентная фирма не располагает достаточным временем для того, чтобы увеличить объем выпуска. Поэтому она должна выбрать оптимальный объем продаж для максимизации прибыли или минимизации убытков. Эта задача может быть решена двумя путями:

а) первый путь предполагает сравнение получаемого валового дохода и валовых издержек. Он дает возможность проверить общей прибыльностью оптимальный объем выпуска в краткосрочном периоде. Валовой доход – это цена реализованного блага, умноженная на объем продаж. Общие валовые издержки – это совокупность постоянных издержек ( издержки, которые не изменяются в зависимости от изменения объема производства ) и переменных издержек ( издержки, величина которых изменяется в зависимости от объема выпуска ) при каждом объеме производства.

P


                                            TC


                                                         TR


1200                                            D


800                                           B

    

400           A


 

200        C

 

              5        10         20         30                  Q


                                                                        

А) Общие валовые издержки больше валового дохода (TC > TR) – это означает, что фирма несет убытки;

 

B) Общие валовые издержки меньше валового дохода   (TC < TR)  - означает, что фирма получает сверхприбыль;

 

C, D) Общие валовые издержки равны валовому доходу (TC = TR) – означает, что фирма получает нулевую прибыль или нормальную прибыль. Нормальная прибыль ( нулевая прибыль ) – это плата за предпринимательскую деятельность, если он сам осуществляет эту прибыль.

 

 

     Б) второй путь означает сравнение предельного дохода и предельных издержек, позволяющее проверить тот же параметр выпуска предельной прибыльностью. Предельный доход – это дополнительный доход от продаж еще одной единицы продукции. Предельные издержки – это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если предельный доход больше, чем предельные издержки ( MR > MC ) – это означает, что фирма получает сверх прибыль. При данном подходе фирма расширять производство до тех пор, пока будет обеспечиваться рост дохода по сравнению с ростом издержек. Когда же дополнительная продукция будет требовать больше издержек, чем ожидаемый доход ( то есть MR < MC), то фирма прекратит расширять объем производства. Когда будет достигнуто равенство предельного дохода и предельных издержек ( MR = MC ) – это означает, что фирма получит максимальную прибыль. 
В ходе внутриотраслевой борьбы фирмы получают прибыль за счет убытков других фирм. Стремясь получить сверх прибыль, производители/продавцы стремятся уменьшить издержки. Издержки возможно уменьшить в результате экономного расходования  ресурсов, увеличения производительности труда.

 

 

2.3. Равновесие  совершенно конкурентной фирмы  в долгосрочном периоде.

  Долгосрочный  – это период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек. Количество предприятий в отрасли в долгом периоде может изменяться. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде отличается от ее равновесия в краткосрочном периоде. В условиях долгосрочного периода фирма может, во-первых, изменять свои мощности, вследствие чего все издержки здесь выступают как переменные, а уровень затрат, приходящихся на единицу продукции, характеризуется   долгосрочными средними издержками LRAC. Отсюда вытекает, что безубыточность фирмы является условием ее существования в долгосрочном периоде. Во- вторых, в долгосрочном периоде у фирмы есть возможность покинуть отрасль: при неблагоприятной конъюнктуре у нее достаточно времени, чтобы перевести свой капитал в более прибыльную сферу деятельности. Кроме того, количество предприятий отрасли может увеличиться за счет вновь вошедших фирм.

Тот факт, что рыночная цена превышает уровень долгосрочных средних издержек, свидетельствует о наличии экономической прибыли и привлекательности данного производства для других производителей. Поскольку в условиях совершенной конкуренции отсутствуют препятствия для входа, в отрасль станут проникать новые фирмы, что приведет к расширению рыночного предложения. В результате рыночная цена снизится, а экономическая прибыль исчезнет. Можно наблюдать и обратный процесс: если цена опустится ниже уровня минимальных средних долгосрочных издержек, производство станет нерентабельным, часть фирм уйдет с рынка. Тем самым рыночное предложение уменьшится, а цена повысится, обеспечивая фирме получение нормальной прибыли. Чем легче проникнуть в отрасль новым фирмам, тем быстрее исчезнет экономическая прибыль и понизится цена. Чем легче убежать из отрасли, тем быстрее повысятся цены до уровня, обеспечивающего нормальную прибыль. Процесс выхода и входа на рынок завершится только тогда, когда цена и долгосрочные средние издержки уравняются. Центром, вокруг которого происходит это движение, является точка, в которой типичная фирма имеет нулевую экономическую прибыль. Это, однако, не означает, что у фирмы нет стимула к дальнейшей деятельности — отсутствие экономической прибыли устраивает фирму, поскольку, во-первых, делает непривлекательным отрасль для других компаний, а, во-вторых, обеспечивает получение бухгалтерской прибыли в долгосрочном периоде. Итак, долгосрочное равновесие фирмы в отрасли — это состояние конкурентного рынка, при котором равновесная цена равна минимальным долгосрочным средним издержкам производства, а фирмы осуществляют выпуск в объеме, при котором экономическая прибыль равна нулю. Рассмотрим графически условия долгосрочного равновесия фирмы. 

 

 

1.Фирма не желает изменить  объем выпуска при имеющихся  мощностях. Это происходит, если  предельные издержки равны цене. В этом случае объем выпуска  максимизирует прибыль: MR = P. 2. Каждая фирма удовлетворена мощностями своего предприятия. Это обусловлено тем, что минимальные краткосрочные общие издержки равны минимальным общим долгосрочным издержкам при избранном объеме выпуска: AC min = LAC min. 3. У новых фирм нет побуждающих мотивов к вхождению в отрасль или у старых — к выходу из нее. Это происходит, если долгосрочные средние издержки равны краткосрочным средним издержкам и равны цене. Итак, условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде: МС = Р = AC = LAC.

. Все фирмы выбирают максимально эффективные технологии и оптимальный масштаб производства, цены равны минимуму средних совокупных издержек, а число фирм в отрасли достаточно для того, чтобы обеспечить удовлетворение потребительского спроса при данной цене.

 

 

 

 

    1. Эффективность свободной совершенной конкуренции.

Проблема обеспечения рыночной эффективности состоит в том, чтобы, во-первых, рационально распределять ресурсы, и, во-вторых, обеспечить их эффективное использование.  Рациональное распределение ресурсов достигается, если их распределение между отраслями соответствует структуре общественных потребностей. При этом рыночные цены (Р) отражают общественную ценность (полезность) продукта, а предельные издержки его производства (МС) потери, связанные с производством этого же продукта. Следовательно, равенство Р = МС означает, что ресурсы распределены рационально: ценность последней покупаемой единицы продукта для покупателя равна ценности ресурсов, необходимых для ее производства. Если Р > МС, значит, производство данного продукта недополучает ресурсов и недостаточно с точки зрения общества. Если МС > Р – в производстве данного продукта используются ресурсы, изъятые из других видов производств, фирма несет убытки и необходимо перераспределение ресурсов.  Эффективное использование ресурсов достигается, если производство благ, удовлетворяющих потребительские запросы, осуществляется при наименьших издержках. Рассмотрим с этих позиций условия долгосрочного равновесия конкурентной отрасли. Фирмы всегда осуществляют предложение в соответствии с принципом МС = Р и производят товары с минимальными средними издержками, о чем свидетельствует равенство   Р = AC = LAC .  Оно означает, что конкуренция вынуждает фирмы ограничивать объемы производства в точке минимальных средних издержек. Другими словами, при долгосрочном равновесии конкурентного рынка обеспечивается оптимальное распределение ресурсов, а производство осуществляется с минимальными долгосрочными средними издержками. Это выгодно и потребителю и обществу: фирмы, чтобы выжить, должны осуществлять производство с минимальными затратами и реализовать товары по ценам, равным предельным издержкам производства.   Однако не следует забывать, что эффективность конкурентных рынков предполагает стандартизацию продукта, что значительно сужает выбор потребителей и тем самым снижает общественное благосостояние, а отсутствие экономической прибыли в условиях долгосрочного равновесия не позволяет фирмам внедрять в производство достижения научно—технического прогресса. 

Информация о работе Правовая защита конкурентного поля