Правовая защита конкурентного поля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция – это соперничество, состязательность хозяйствующих субъектов, направленная на поиск наиболее выгодных условий купли и/или продажи товаров. Конкуренция имеет место как среди производителей/продавцов, так и покупателей/потребителей.
Конкуренция среди производителей/продавцов обостряется при превышении на рынке предложения над спросом, когда устанавливается высокая цена и избыток товара.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………….3
2. Совершенная конкуренция………………………………………..4-10
2.1. Признаки совершенно конкурентной фирмы……………..4-5
2.2. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном
периоде……………………………………………………....5-7
2.3. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде………………………………………………………7-9
2.4. Эффективность свободной совершенной конкуренции……………………………………………….....10
3. Правовая защита конкурентного поля…………………………..11-12
3.1. Законодательство РФ о конкуренции и монополии………………………………………………...12-13
3.2. Конкурентные действия, регулируемые законодательством……………………………………….13-15
3.3. Субъекты конкуренции (конкуренты), согласно законодательству…………………………………………..15-18
3.4. Аффилированные лица, как субъекты конкуренции…..18-19
3.5. Правовая защита от недобросовестной конкуренции……20
4. Список использованной литературы………………………………21

Файлы: 1 файл

Доклад по экономике.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)

- факт, когда одни и те же физические лица и их родственники и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц, или по предложению одних и те же юридических лиц избрано более 50% состава Совета директоров(наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц.

- факт участия юридических лиц в составе одной финансово-промышленной группы.

Закон распространяет нормы, касающиеся группы лиц, на каждое входящее в указанную группу лицо. Необходимым условием для квалификации антимонопольными органами группы лиц в качестве одного субъекта является условие отсутствия у субъектов предпринимательства, входящих в группу, реальной (фактической) самостоятельности для того, чтобы принимать независимые решения по определению поведения на рынке.

 

 

 

 

 

 

    1. Аффилированные лица, как субъекты конкуренции.

Российское законодательство о конкуренции и монополии содержит также понятие "аффилированные лица", которое необходимо соотнести с понятием "группа лиц".

Аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или)физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.  Выделяются аффилированные лица юридического и физического лица.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

- член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал (вклады, доли) данного юридического лица;

- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал (вклады, доли) данного юридического лица;

- если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам относятся также члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, считаются:

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

- юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал (вклады, доли) данного юридического лица.

Таким образом, понятие "аффилированные лица" используется для характеристики отдельных физических и юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность других субъектов предпринимательства (см. ч.14 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках). В ряде случаев аффилированные лица могут входить в состав группы лиц, хотя происходит это не всегда.

Аффилированными лицами признаются только те физические и юридические лица, которые способны оказывать влияние на других юридических(физических) лиц. Однако, характеризуя аффилированных лиц физического (юридического) лица, закон, например, относит к их числу юридическое лицо, в котором данное физическое (юридическое) лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов (т.е. на деятельность которого оказывается влияние).

Наибольшее распространение в доктрине и на практике получила позиция, согласно которой аффилированными лицами следует считать физических и юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность других предпринимателей, а также последних, т.е. на деятельность которых оказывается влияние, даже если они (подконтрольные) сами не оказывают влияние на деятельность первых.

В отношении физических и юридических лиц, на которых оказывается влияние, закон предъявляет обязательное требование, чтобы они осуществляли предпринимательскую деятельность.

Значение правовой категории аффилированных лиц заключается в том, чтобы выявить конкретных лиц, способных оказывать влияние на деятельность предпринимателей, как образуя с ними единого субъекта на рынке (группу лиц), так и без этого. Способность оказывать влияние на предпринимателей со стороны влияющих лиц дает последним реальные преимущества в конкурентной борьбе, может привести к монопольному (доминирующему) положению и совершению различных правонарушений. Поэтому за аффилированными лицами устанавливается государственный контроль.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правовая защита от недобросовестной конкуренции.

Недобросовестная конкуренция на товарных рынках - это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (Закон о конкуренции монополистической деятельности на товарных рынках).

Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг - действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации (ч.6 ст.3 Закона о конкуренции на финансовых рынках).           Противоправность недобросовестной конкуренции заключается в активном поведении     правонарушителя, т.е. в его действиях, противоречащих:

- нормам действующего законодательства;

- обычаям делового оборота;

-требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. 
Для установления противоречия конкурентных действий нормам действующего законодательства следует учитывать, что такие нормы содержатся, например, в Законе о конкуренции на товарных рынках, Законе о защите конкуренции на финансовых рынках и в других актах - в ГК РФ(ст.10, 138), в законодательстве о рекламе (ст.6 Закона о рекламе), о промышленной собственности (ст.14 Патентного закона РФ, ст.46 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и др.), о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст.29 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности) и т.д.

  Для пресечения недобросовестной  конкуренции конструкция злоупотребления  правом используется в основном, если субъект предпринимательства совершает определенные конкурентные действия,  противоречащие общим правовым принципам (добропорядочности, разумности и справедливости и др.), не предусмотренным специальными нормами действующего законодательства, т.е. когда отсутствуют конкретные запреты этих действий, но существует принципиальный (общий) запрет данного типа поведения в общих нормах.   
      

 

 

 

4. Список использованной  литературы.

  1. Вечканова Г. Р. и Вечканов Г.С. Микроэкономика  8-е издание, 2010г.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  3. Трофимов В.Н. Применение антимонопольного законодательства. Сборник судебной практики с комментариями. М., 2012.
  4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 02.07.2013) « О защите конкуренции».
  5. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О рекламе".

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Правовая защита конкурентного поля