Правовые и организационные основы управления сферой занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 20:32, реферат

Описание работы

Рынок труда - это один из важнейших рынков, которые формируются в экономической системе (наряду с рынком капитала, рынком продуктов, работ, услуг и т.д.). Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих в рыночной экономике, прямо или косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда играет важную роль в системе воспроизводства. Именно на рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость.

Содержание работы

В ВЕДЕНИЕ
1. ЗАНЯТОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Современное понимание занятости населения
1.2. Правовые и организационные основы управления сферой занятости в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат экономика труда катя.docx

— 45.59 Кб (Скачать файл)

 


 


 

                                                                         ОГЛАВЛЕНИЕ

В ВЕДЕНИЕ  

1. ЗАНЯТОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ  УПРАВЛЕНИЯ НА

РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ  

1.1. Современное понимание занятости  населения  

1.2. Правовые и организационные основы управления сферой занятости в России  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

 

                                                    ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда - это один из важнейших рынков, которые формируются в экономической системе (наряду с рынком капитала, рынком продуктов, работ, услуг и т.д.). Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих в рыночной экономике, прямо или косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда играет важную роль в системе воспроизводства. Именно на рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость.                                           Основными понятиями рынка труда является понятие «занятость» и «безработица». Важнейшим показателем развития рынка труда является уровень занятости населения. Занятость - это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности.

Проблема занятости населения является сегодня одной из важнейших как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровне. Это связано с тем, что занятость населения характеризует то, насколько эффективно граждане страны вовлечены в трудовую деятельность, насколько рационально и полно используется имеющийся у них трудовой потенциал. Без эффективной занятости невозможно продвижение России по пути рыночных реформ и ее полноценная интеграция в систему международных экономических отношений, где решающей предпосылкой конкурентоспособности страны является высококвалифицированная мобильная сила, заинтересованная в результатах производства и обеспечённая устойчивой занятостью.   

 

1. ЗАНЯТОСТЬ И ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

                           1.1. Современное понимание занятости населения

Одним из важнейших показателей рынка труда является занятость. К настоящему времени и в литературе пока не выработано единое определение занятости.

Наиболее взвешенным является понимание трудовой занятости как занятости граждан в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах и как направленная на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели.

Согласно СТ.1 Закона РФ «О занятости населения Российской Федерации», понятие занятости толкуется применительно к каждому отдельному гражданину. Занятость - это деятельность гражданина:

- связанная с удовлетворением его личных, а также общественных

потребностей;

- не противоречащая законодательству Российской Федерации;

- приносящая ему, как общее правило, заработок, трудовой доход.

Законодательство России декларирует право граждан самостоятельно распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду, т.е. обеспечивать себе занятость. Еще шире это право изложено в статье 37 Конституции РФ, в которой говорится, что труд свободен. И каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Важно отметить , что в настоящее время (в отличие от советского периода) никто не обязан быть занятым, т.е. человек волен сам выбирать работать ему или не работать. В России отменены санкции за тунеядство. В ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» закреплено очень важное для многих граждан положение о том, что незанятость не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», занятыми считаются граждане:

1) работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие  работу за вознаграждение на  условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также имеющие  иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных  работ (кроме граждан, для которых  общественные работы являются  подходящей работой);

2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;

3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4) выполняющие работы по договорам  гражданско-правового характера, предметами  которых являются выполнение  работ и оказание услуг, в том  числе по договорам, заключенным  с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также  являющиеся членами производственных  кооперативов (артелей);

5) избранные, назначенные или утвержденные  на оплачиваемую должность;

6) проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних

дел Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

 

7) проходящие очный курс обучения  в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и  высшего профессионального образования  и других образовательных учреждениях,  включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

8) временно отсутствующие на  рабочем месте в связи с  нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

9) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов, объединений юридических  лиц (ассоциаций и союзов), которые  не имеют имущественных прав  в отношении этих организаций.

Наряду с занятыми в экономике всегда присутствуют безработные. Безработным считается человек, не имеющий работы, но желающий и способный работать. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые:

 

    1. Не имеют работы и заработка;
    2. Зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;

3. Готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), - паспорта и документа об образовании. При этом гражданин признается безработным со дня предъявления указанных документов.

Таким образом, в соответствии с российским законодательством безработным считается человек, признанный в качестве такового государством на основании перечисленных в законе признаков.

Зарегистрированные в государственных службах занятости граждане формируют статистику так называемой официальной, открытой безработицы. Однако в стране может существовать и безработица скрытая: она значительно больше официальной безработицы, и ее формируют лица, не имеющие работы, но не обладающие статусом безработного. Такими лицами могут быть домохозяйки, лица без определенного места жительства, бродяги, не учащаяся и не работающая молодежь и т.д.

1.2. Правовые и организационные основы управления сферой занятости в России

в Российской Федерации правовой основой управления сферой занятости и трудоустройства населения является целостная система нормативных правовых актов, в которую входят:

1) нормативные правовые акты, которые непосредственно регулируют вопросы занятости и трудоустройства;

             2) акты, регулирующие иные общественные отношения, но содержащие отдельные нормы, затрагивающие отношения занятости5.

Все существующие нормативные правовые акты в сфере занятости населения соотнесены между собой по юридической силе действия.


 

Среди национального законодательства России главенствующую, основополагающую роль в обеспечении правовых основ решения проблемы занятости населения играет Конституция РФ. Особо следует отметить СТ. 37, закрепившую свободу труда, что в свою очередь предусматривает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конституция РФ устанавливает также права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а также право на защиту от безработицы.

В развитие положений Конституции РФ приняты кодифицированные нормативные акты, в частности, Трудовой кодекс РФ, в котором нашли отражение многие нормы о защите граждан от безработицы. В частности, Трудовой кодекс РФ содержит нормы о повышенной защите на рынке труда

лиц в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин, лиц с семейными обязанностями и т.д.

Основной массив норм о занятости населения закреплен на уровне федеральных законов и законов РФ. Специальным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы занятости и трудоустройства, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Этот закон закрепляет:

- понятие занятости и категории  занятого населения,

- права граждан и гарантии  государства в области занятости,

- основы организации и регулирования  занятости,

- участие в этом процессе  работодателей и иных субъектов,

- ряд иных положений в сфере  обеспечения занятости населения в нашей стране.

Помимо этого в федеральных законах закреплены нормы по обеспечению занятости инвалидов; льготы по трудоустройству, обучению, переподготовке и предоставлению отпусков для героев; нормы о защите прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости и другие.

В сфере занятости активно применяются подзаконные акты. В частности, важную роль играют Указы Президента РФ. Они позволяют регулировать отношения, которые не урегулированы законами либо, либо способствуют реализации норм, закрепленных в законах. Среди указов Президента РФ можно выделить указ от 5 июня1992 г. N2554 «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации», указ от 2 июля 1992 г. N2723 «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными», указ от 25 марта 1993 г. N2394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» и ряд других.

Кроме того, множество вопросов в сфере занятости населения регулируется на уровне ведомственных и министерских нормативных актов, которые издаются Минздравсоцразвития РФ, Федеральной государственной службой занятости населения РФ, иными министерствам и ведомствами.

 

На региональном уровне вопросы занятости населения регулируются

нормативными правовыми актами субъектов РФ. Субъекты РФ решают вопросы занятости и трудоустройства на своей территории и могут издавать законы, постановления и др.

Наконец, завершает перечень нормативных актов, регулирующих сферу занятости населения, нормативные акты органов местного самоуправления (муниципальные правовые акты). В них могут регулироваться отдельные вопросы занятости населения на территории конкретного муниципального образования.

Как показывают данные, на сегодняшний день достаточно четко разграничена компетенция и функции федеральных и региональных органов государственной власти в сфере занятости населения.

  Таблица 1

      Функции федеральных и региональных органов государственной власти

                                      в сфере занятости населения

 

Федеральный уровень

Региональный уровень

 

(уровень субъектов РФ)

1. Разработка и реализация государственной

1. Разработка региональной политики  в

политики в сфере занятости, ее нормативно-

сфере занятости на основе государственной

правовое обеспечение

политики и с учетом местных условий, ее

 

нормативно-правовое обеспечение

2. Разработка и финансирование 

2. Разработка и финансирование 

федеральных программ содействия

региональных целевых программ занятости

занятости. Разработка и обеспечение

населения, в том числе программ

действия экономических механизмов

поддержки малого бизнеса

регулирования рынка труда

 

3. Формирование и обеспечение 

3. Организация взаимодействия с

функционирования Федеральной службы по

территориальными и местными органами

труду и занятости с региональными и

Федеральной службы по труду и занятости

местными органами

 

4. Координация и контроль деятельности 

4. Координация и контроль деятельности 

федеральных министерств и ведомств и

управляющих структур региона,

органов государственной власти субъектов

муниципальных образований,

РФ в сфере занятости

общественных и других организаций в

 

сфере занятости

5. Организация подготовки и 

5. Организация подготовки и 

переподготовки кадров органов занятости

переподготовки кадров для органов

 

занятости региона

6. Научно-информационное и методическое 

6. Информационное обеспечение 

обеспечение деятельности органов

деятельности органов занятости региона

занятости

 

7. Организация обмена опытом  работы в

7. Обмен опытом работы в сфере  занятости 

сфере занятости, в Т.ч. с зарубежными

между муниципальными образованиями

странами

региона, с другими регионами и

 

зарубежными странами

Информация о работе Правовые и организационные основы управления сферой занятости в России