Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:06, реферат
Человеческие потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Изучением проблемы использования последних для наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и занимается Экономика. Однако ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения. Непреложным фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов. Вот почему абсолютное материальное изобилие не представляется осуществимым.
Введение 2
1. Предложение и его функция 4
2. Закон предложения. 8
3. Индивидуальное и рыночное предложение 10
4. Факторы изменения предложения 17
5. Эластичность предложения 18
6. Заключение 21
7. Список используемой литературы. 23
Наконец, усиление конкуренции за ресурс и снижение затрат его производства могут проходить одновременно со взаимной, полной или частичной компенсацией.
Если расширение выпуска отрасли сдвигает вниз кривую общих затрат каждого предприятия в отрасли, то говорят, что имеет место внешняя экономичность (англ. external economies). Если при расширении производства отрасли кривая общих затрат сдвигается вверх, то возникает внешняя неэкономичность (external diseconomies).
Предположим, что увеличение производства данного товара с Q1 до Q2 повышает цены на используемые ресурсы, т.е. имеет место внешняя неэкономичность. Тогда линия общих затрат отдельного предприятия сместится с ТС1 в положение ТС2 (рис. 4а). Соответственно сдвинется вверх и линия предельных затрат МС1 (рис. 4б).
Рисунок 4 - Индивидуальное (а, б) и рыночное (в) предложение при внешней неэкономичности.
Следовательно, линия предложения отрасли, получаемая как горизонтальная сумма объемов предложения при возможных ценах, также сместится из положения SSi2 в положение SSi1 (рис. 4в).
Если бы цены ресурсов не изменились, то при увеличении объема производства с Q1 до Q2 произошло бы перемещение вдоль линии SSi1 из точки K1 в точку K1`. При увеличении цен ресурсов увеличение объема производства до Q2 приведет в точку K2, поскольку затраты на единицу продукции в отрасли возрастут. Линия S будет линией предложения отрасли. Как видно из рисунка 4в, она имеет более крутой наклон, чем линия предложения при постоянных ценах ресурсов. В случае внешней экономичности увеличение производства в отрасли с Q1 до Q2 сдвигает вниз линию общих затрат отдельной фирмы (рис. 5а), поскольку цены ресурсов снижаются.
Рисунок 5 - Индивидуальное (а, б) и рыночное (в) предложение при внешней экономичности.
Соответственно сдвинутся вниз линия предложения отдельной фирмы - МС1 > MC2 (рис. 5б) и линия суммарных затрат - SSi1 Ю SSi2 (рис. 5в). Линия предложения отрасли S будет более пологой, чем суммарные линии предложения Si1 и Si2.
Следовательно,
расширение производства сопровождается
меньшим увеличением цены предложения,
чем при отсутствии внешнего эффекта.
При достаточно большой внешней
экономичности линия предложени
Рисунок 6 - Отрицательный наклон линии рыночного предложения.
При расширении производства цена предложения будет снижаться (ср. с рис. 5в).
Напомним, что в конкурентной отрасли кривая предельных затрат предприятия (МС) совпадает с кривой предложения (S) при МС > AVS, где AVS - средние переменные затраты. Сдвиг линии предложения связан с изменением прочих (кроме цены данного товара) факторов предложения.
4. Факторы изменения предложения
1. Изменения в себестоимости производства за Счет повышения цен на ресурсы, изменения цен на ресурсы, налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Понижение себестоимости позволяет производителю выбросить на рынок больше товара. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается.
2. Изменение пен на другие, в том числе взаимозаменяемые товары. Например, повышение цен на новые автомобили сокращает предложение подержанных. Это объясняется тем, что многим автолюбителям станет не по карману покупка нового автомобиля, и они будут продолжать пользоваться старыми.
3. Перспективные ожидания производителей. При Прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и, наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не понести убытки в будущем.
4. Количество товаропроизводителей непосредственно воздействует на предложение, т.к. чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.
Пластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, зта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены.
5. Эластичность предложения
Концепция ценовой эластичности спроса применима и к предложению. Если производители восприимчивы к изменению цен, то предложение эластично; если же производители относительно нечувствительны к изменению цен, то предложение неэластично.
Степень ценовой эластичности или неэластичности предложения рассчитывается так же, как и в случае со спросом.
Разница лишь в том, что процентное изменение величины спроса заменяется процентным изменением величины предложения. Для определения реакции продавцов на изменение цен используется коэффициент эластичности предложения.
Эластичность предложения — это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение их цены, измеряемая как отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене. Как работает рыночный механизм. Методика расчета коэффициента эластичности предложения аналогична методике расчета коэффициента эластичности спроса:
АР/Р АР Q
Особенность коэффициента Es в том, что он имеет положительное значение, поскольку объем предложения и цены всегда движутся в одном направлении и кривая предложения имеет наклон вверх (является возрастающей).
Эластичность предложения зависит также:
а) от способности товара к длительному хранению;
б) от возможности расширения производства товаров;
в) от фактора времени.
Фактор времени играет решающую роль в определении величины коэффициента эластичности предложения. Чем длительнее период, которым располагает производитель, тем больше у него возможностей для приспособления производства к изменению цены и перераспределению ресурсов между альтернативными целями их использования.
В графическом изображении предложения более пологая кривая S соответствует большей эластичности. Предложение эластично, если Es > 1, неэластичное предложение имеет Es<\.
На рис. 7 кривая характеризует эластичное предложение.
При Es > 1 (кривая S,) доход продавцов повышается быстрее с повышением цены. Напротив, при Es < 1 (кривая S2) доход продавцов с повышением цены растет медленнее (сравним S, и С,). Вместе с тем, чем выше эластичность предложения, тем быстрее снижаются доходы продавцов, чем ниже эластичность — тем медленнее падение доходов (сравним В2 и С2). Этим, между прочим, объясняется, почему падение цены товара вследствие изменения спроса приводит к более быстрому разорению мелких предприятий. Предложение в сфере мелкого бизнеса более эластично по сравнению с крупными предприятиями.
Эластичность спроса и предложения.
Рисунок 7 - Конфигурации кривых предложения: эластичное и неэластичное предложение
Существуют также предельные случаи эластичности предложения: нулевая и бесконечная. Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна, как S, на рис. 8. Здесь объем предложения Q* не увеличивается в зависимости от того, насколько возрастает цена.
Рисунок 8 - Кривые предложения: совершенно эластичное и совершенно неэластичное предложение.
Как работает рыночный механизм? Говорят, что предложение совершенно неэластично. Кривая, ним картины какого-нибудь выдающегося художника, mi пример Рембрандта, совершенно неэластична, поскольку в наличии имеется одна картина и не может быть больше, как бы высоко ни поднялась цена.
Эластичность предложения бесконечна, когда кривая предложения горизонтальна. В этом случае предложение возможно только при цене Р0.
6. Заключение
Мы рассмотрели по мере возможности тему индивидуального и рыночного предложения. Теперь легко понять, почему так много важнейших проблем в области экономической политики остаются нерешёнными: дело в том, что всякий раз приходится рассматривать очень много вариантов. Ведь наряду со сложностью и многосторонностью самой проблемы предложения трудность состоит в том, что в реальной жизни практически не наблюдается свободной конкуренции, а существуют различные формы несовершенной конкуренции. А преобладающей формой хозяйствования в капиталистических странах стала смешанная экономика (рыночная экономика с активным участием государства). Это доказывает необходимость изучения и анализа спроса и предложения, а также других категорий экономик с точек зрения различных теорий и направлений экономических школ по этим вопросам.
При отсутствии согласия по теоретическим вопросам трудно одинаково оценивать факты. И, наоборот, при разной трактовке фактов трудно решить, какой теоретический подход наиболее правильный. Невозможно порой достичь истины, хотя все и преследуют одну и ту же цель.
Хотелось бы также напомнить, что в рыночной экономике цена служит важнейшим экономическим регулятором, сигналом для всех продавцов и покупателей о том, какова сейчас ситуация для расходования и зарабатывания средств. И если один из участников рынка получает контроль над формированием цен, то это значит, что баланс интересов продавцов и покупателей нарушится. И это положение справедливо для всех типов рынков, чем бы на них ни торговали. Зная это, можно сформулировать следующее правило:
Чтобы механизм рыночной балансировки спроса и предложения работал на благо страны, необходимо поддерживать равновесие сил продавцов и покупателей и не давать никому захватить абсолютную власть над формированием цен.
И это справедливо. Ведь при монополизме теряет всё общество: сам монополист, который мог бы производить больше в условиях свободной конкуренции; те покупатели, которые не могут купить по высокой монопольной цене; и те покупатели, которые покупают товар, но теряют деньги из-за более высокой цены.
7. Список используемой литературы.