Предложение. Закон предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:16, доклад

Описание работы

Предложение – это количество товара, которое производители могут и хотят произвести и предложить к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного периода.

Файлы: 1 файл

Доклад по экономике.Предложение. закон предл..docx

— 43.48 Кб (Скачать файл)

 
 
 
1. Предложение. Закон предложения 
 
Предложение – это количество товара, которое производители могут и хотят произвести и предложить к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного периода. 
Применительно к конкретной ситуации предложение можно представить в виде таблицы: 
 
Предложение индивидуального производителя определенного вида продукта-товара (гипотетические данные) 
Варианты ситуации .Цена единицы (долл.)Величина предложения в неделю (шт.)A560B450C335D220E15 
Как видно из таблицы, если цена единицы товара составляет на рынке 5 долл., производитель будет готов произвести и поставить на рынок 60 единиц товара в неделю, если же цена составит 4 долл., производитель будет поставлять только 50 единиц товара. Дальнейшее падение продажной цены сопровождается еще большим падением объема предложений. 
Данные таблицы свидетельствуют о том, что между ценой (при прочих равных условиях) и количеством предлагаемого продукта существует прямая связь. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается так же и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. 
Сущность закона предложения стоит в прямой зависимости от цены товара и величины предложения. Это закон показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. 
Представим понятие «предложение» в графическом изображении: 
 
На вертикальной оси отложим цену единицы товара, а на горизонтальной оси величину предложения. Все пять возможных вариантов из таблицы изображенной выше разместим на графике в виде точек A, B, C, D, E. 
Плавно соединив все точки, мы получим на графике линию SS, которая называется кривой предложения. Она показывает движение предложения товара по мере изменения цены. Для определения рыночного предложения необходимо вычислить общую величину предложения всех производителях при всех возможных ценах. 
Однако на предложение действует не только цена, но и другие неценовые факторы. Основными неценовыми факторами являются: 
– цены на производственные ресурсы; 
– изменения в технологии производства; 
– налоги и субсидии; 
– цены на другие товары; 
– ожидание производителей; 
– число продавцов. 
Изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую (вверх или вниз) на постоянной кривой предложения. Оно происходит под воздействием изменения цен. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения, увеличение предложения смещает кривую предложения вправо, уменьшение предложения – влево. Так происходит в случае изменения одного или нескольких неценовых факторов. 
 
Предложение может быть эластичным или неэластичным. Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже. Интенсивность этих изменений различна, и поэтому на практике могут иметь место следующие ситуации: 
– эластичного предложения; 
– предложение единичной эластичности; 
– неэластичного предложения. 
Предложение считается эластичным, если производители чувствительны к изменению цен. Эту зависимость определяет коэффициент ценовой эластичности предложения (Кц.эл.предл.), который определяется по следующей формуле: 
Кц.эл.предл. = = 
 
При единичной эластичности предложения имеет место равновеликое изменение цен и количество предлагаемых товаров. 
В случае эластичного предложения незначительное увеличение цены вызывает значительное увеличение количества предлагаемых к продаже товаров. 
При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров. 
На эластичность предложения влияют следующее основные факторы: 
– отсутствие товаров – заменителей; 
– уровень товарных запасов; 
– резервы производственных мощностей; 
– экономическая конкуренция; 
– уровень конкуренции; 
– фактор времени. 
 
2. Основные макроэкономические показатели 
предложение товар макроэкономический показатель 
Экономика как экономическая деятельность человека имеет два уровня: микро и макро. Макроэкономика исследует экономику в целом и ее основные составляющие (национальный продукт, национальный доход, инфляцию, занятость и др.). 
Основными макроэкономическими показателями в большинстве стран является валовой национальный продукт (ВНП) – совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных за определенный период, выраженный в рыночных ценах. 
Существует два способа расчета ВНП – по расходам и по доходам – дают один и тот же результат, и в этом проявляется сущность балансового метода, применяемого также в бухгалтерском учете и народнохозяйственном планировании. 
Сбалансировать расходы и доходы, обеспечивающие реализацию ВНП, возможно только с учетом косвенных налогов и амортизации. 
Амортизация не является доходом, однако она предполагает ежегодное обновление части основного капитала (основных производственных фондов) в натуре. Для этого необходимо производить и реализовать соответствующую часть ВНП. Амортизационные средства – особая часть денег, находящаяся в распоряжении производителей, которая участвует общем потоке денежного обращения, обеспечивающего реализацию ВНП. 
Расчеты ВНП – по расходам и доходам ведутся в текущих, рыночных ценах. В результате этих расчетов определяется величина номинального ВНП. Но поскольку существует инфляция, номинальный ВНП корректируется с учетом индекса цен. В итоге получают величину реального ВНП:Реальный ВНП =. 
 
В статистике отдельных государств (в том числе и республике Беларусь) основным макроэкономическим показателем является ВВП (валовой внутренний продукт). Он рассчитывается на основе территориального принципа, в соответствии с которым товары и услуги создаются внутренними факторами производства независимо от того, кто ими владеет. Таким образом, валовой внутренний продукт – сумма добавленных стоимостей всех подразделений народного хозяйства. 
Во взаимосвязи с ВНП рассчитываются и другие важные макроэкономические показатели. Так, чтобы выяснить объем конечных продуктов, предназначенных для населения и государства с учетом чистого экспорта, определяется чистый национальный продукт (ЧНП) по формуле: 
 
ЧНП = ВНП – Амортизация. 
 
Чтобы установить совокупный объем доходов, получаемых владельцами факторов производства, – заработная плата (труд), прибыль и процент (капитал), рента (земля и недвижимость), – определяется величина национального дохода (НД) по формуле: 
 
НД = ЧНП – Косвенные налоги. 
 
Если из НД вычесть сумму всех взносов на социальное страхование, а также сумму нераспределенных прибылей корпораций, то образуется величина личного дохода (ЛД). После уплаты всех индивидуальных налогов ЛД трансформируется в располагаемый личный доход (РЛД).Литература 
 
1. «Экономическая теория» Под общей редакцией проф. Л.Н. Давыденко Минск 2002 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покупатели — лишь одна сторона рынка. На другой его стороне  те, кто призван удовлетворить  спрос, — многочисленные производители  и продавцы продукции. Их действия формируют  предложение.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ — это зависимость между количеством товара, который продавцы хотят и могут продать, и ценами на этот товар.

Собираясь заняться бизнесом, предприниматель должен применить  свои знания и способности в каком  – то определенном деле. Например, предприниматель  имеет склонность к кондитерскому  делу. Но прежде чем его желание  приведет к появлению реальных тортов на прилавках магазинов, ему нужно  убедиться, что для этого у  него имеются необходимые условия. Возможность производства любого товара связана прежде всего с получением прибыли. Это значит, что, прежде чем начать свой бизнес, предприниматель должен установить, что его затраты будут ниже, чем существующие на рынке цены на товар. Только в этом случае можно рассчитывать на получение прибыли.

Теперь рассмотрим, от чего же зависит величина предложения.

Так же как и величина спроса, она будет определяться величиной  цены. Повышение цены сопровождается ростом величины предложения. Например, если цена 10 р. за штуку товара, то величина его предложения составит 2 шт. Повышение  цены до 30 р. приведет к тому, что  величина предложения вырастет до 31 шт.

Определяя величину предложения, нужно так же, как и при выявлении  величины спроса, фиксировать место  и время покупок и продаж товаров, так как в другое время или  в каком-либо ином месте тем же значениям цен может соответствовать  иной объем предложения. Зависимость  между ценой и объемом предложения  можно изобразить графически.

 




ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – то количество товара (услуг), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время.

Кривая предложения показывает, что рост цены сопровождается ростом величины предложения. Например, точка А показывает, что цене 15 р. соответствует объем предложения 10 шт. товара, цене 30 р. — 30 шт. и т. д. Повышение цены будет сопровождаться движением соответствующей точки вверх, например от точки А до точки В.

Полученная на графике  кривая SS (от англ , supply — предложение) называется кривой предложения. Каждая точка этой кривой показывает зависимость между ценой товара и величиной его предложения. При этом кривая предложения имеет, в отличие от кривой спроса, положительный наклон. Положительный наклон свидетельствует, что между величиной предложения и ценой товара существует прямая зависимость, которая характеризует действие закона предложения.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. При прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара (услуги).

Таким образом, согласно закону предложения, с ростом цены товара величина предложения растет, а уменьшение его цены вызовет падение объема предложения.

Чем объясняется действие закона предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, т. е. обосновать достоверность  закона предложения, мы можем выдвинуть  следующие аргументы.

1. Когда цена на товар  растет, производители, заинтересованные  в увеличении прибыли, начнут  расширять свое производство. Кроме  того, в отрасль, где растут  цены, устремятся и предприниматели  из других отраслей, изымая свои  капиталы из менее прибыльного  дела. Открытие новых предприятий  еще больше увеличит объем  предложения.

2. Рост объема предложения  связан с ростом цены товара  еще и потому, что производство  каждой дополнительной единицы  товара требует дополнительных  затрат. Следовательно, дополнительная  продукция будет производиться,  если будет расти цена товара. Расширение производства может  продолжаться до тех пор, пока  дополнительные затраты не превысят  дополнительный доход, полученный  от производства еще одной,  дополнительной, единицы продукции.

Факторы, влияющие на предложение.

До сих пор речь шла  об изменении величины предложения, т. е. того количества товара, которое  производители намерены и могут  произвести при определенной величине цены этого товара. Это можно проиллюстрировать, двигаясь по кривой предложения SS от точки А к точке В (см. рис.8). Это говорит о том, что величина предложения является прежде всего функцией цены товара:

QS=f(P)

Но в реальной жизни  предложение изменяется не только под  влиянием изменения цены производимого  товара. Существует и ряд факторов, вызывающих рост или уменьшение предложения, которые не связаны с изменением цены данного товара. Рассмотрим случай изменения предложения.

1. Цены на ресурсы. Предположим, что производители теперь покупают для производства своей продукции более дешевое сырье. Поскольку покупка его требует меньше затрат, при прежних ценах на выпускаемые изделия, производители с разным первоначальным уровнем затрат имеют возможность произвести больше продукции.

Как на это отреагирует  график кривой предложения? Построим новую  кривую предложения рядом со старой (см. рис.1).

Рис.№2





Новая кривая предложения S'S' расположена правее прежней, что свидетельствует о росте предложения. При уровне цены 10 р. величина предложения составляет 10 шт. то вара, а не 2, как раньше; при цене 40 р. величина предложения составляет 50 шт. товара, тогда как прежде она равнялась 40 шт. Следовательно, факторы, не связанные с ценой данного товара, вызывают изменение предложения, что приводит к сдвигу кривой предложения вправо, если предложение растет, или влево, если оно падает.

2. Изменение в технологии производства . Если ручной труд заменить машинами, произойдет увеличение производительности труда и, следовательно, предложение товара вырастет, кривая предложения сдвинется вправо.

3. Налоги и дотации . Производители рассматривают увеличение налогов как рост издержек производства. Чрезмерное увеличение налогов на прибыль приведет к сокращению производства, так как сделает его менее выгодным. Кривая предложения сдвинется влево.

Дотации — это «издержки наоборот». Выплата дотаций часто осуществляется с целью стимулирования производства либо отдельного товара, либо производства в определенных районах страны. Дотации ведут к росту предложения и сдвигу кривой предложения вправо.

4. Цены на другие товары. Часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других товаров. Так, повышение цен на йогурт переключит производителей с изготовления кефира на производство йогурта, и предложение кефира уменьшится, кривая его предложения сдвинется влево.

5. Ожидания изменения цен . В условиях инфляции ожидание повышения цен по-разному отразится на поведении фирмы в кратковременном и долговременном периодах.

В кратковременном периоде, когда затраты уже произведены, фирма, зная, что ежедневно цены растут, скажем, на 0,5%, постарается попридержать товар на складе хотя бы на 3 дня, зная, что через 3 дня продаст его  на 1,5% дороже. Следовательно, в кратковременном  периоде предложение сократится, и кривая предложения сдвинется  влево.

В долговременном же периоде  небольшая инфляция будет стимулировать  рост производства, так как повышение  цен будет приносить фирмам больше прибыли. Кривая предложения будет  сдвигаться вправо.

6. Рост числа производителей.

 

ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Если ценовая эластичность спроса — это реакция покупателей  на изменение цены, то ценовая эластичность предложения — это реакция  на изменение цены со стороны производителей. Мы выяснили, что между ценой и  объемом предложения существует прямая зависимость. Эластичность предложения  позволяет определить степень реагирования производителей различной продукции  на изменение цены.

ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина предложения при изменении цены товара (услуги) на 1 %.Предложение эластично, если

при изменении цены на 1% его  объем изменится более чем 1%.

Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается аналогично тому, как рассчитывается коэффициент  эластичности спроса по цене:

где Eps ~~ коэффициент ценовой эластичности предложения; Q — изменение объема предложения; Р — изменение цены.

Например, при изменении  цены на тюльпаны с 0,7 до 1,2 гульденов  за штуку величина их предложения  увеличилась с 200 тысяч шт. до 280 тысяч  шт. Эластично или неэластично  по цене предложение тюльпанов?

Рассчитаем коэффициент  эластичности:

Предложение тюльпанов неэластично  по цене.

Рассчитывая коэффициент  ценовой эластичности предложения, обратите внимание на то, что он всегда имеет положительный знак, так  как между ценой и величиной  предложения всегда существует прямая зависимость. По этой же причине цена и объем выручки изменяются в  одном и том же направлении.

От чего же зависит степень  реагирования величины предложения  на цену?

Фактор времени

Прежде всего, основную роль здесь играет фактор времени. Если при  изменении цены спрос может отреагировать  мгновенно, то в случае с предложением мгновенная реакция, как правило, исключается. Дело в том, что для изменения  предложения необходимо осуществить  ряд преобразований в производстве. Одни из них могут быть проведены  быстро, а для других нужны месяцы или даже годы.

В связи с этим при анализе  эластичности предложения выделяют три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Эластичность предложения  в краткосрочном периоде

Представьте себе, что из ближайшего агрообъединения привезли на рынок 6 тонн зрелых томатов. Поскольку томаты — продукт скоропортящийся, продавец заинтересован продать их как можно быстрее. Допустим, что рыночная конъюнктура сложилась в пользу поставщика: объем спроса на томаты высок, что при неизменном объеме предложения вызвало рост цен. Но в краткосрочном периоде продавцы не в состоянии отреагировать на выросшие цены увеличением объема предложения, и, располагая в данный момент шестью тоннами томатов, они не смогут продать ни на один килограмм больше. Предложение в краткосрочном периоде окажется совершенно неэластичным по цене. Эту ситуацию можно проиллюстрировать с помощью графика.

Рис.№3. 
Предложение  
в краткосрочном периоде

 




График предложения  представляет собой линию, параллельную оси ординат. Несмотря на повышение  цены с P1 до P2 и выше, предложение, будучи абсолютно неэластичным в краткосрочном периоде, остается равным величине Qs .

В среднесрочном периоде  кривая предложения имеет некоторый  наклон, что отражает известную реакцию  объема предложения на изменение  цены.

Рис.№4. 
Эластичность предложения  
в среднесрочном периоде

 

Информация о работе Предложение. Закон предложения