Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 02:07, контрольная работа
Экономика − это деятельность людей, связанная с производством и реализацией материальных и духовных благ, удовлетворением разнообразных потребностей общества. Это сфера жизнеобеспечения общества, его фундамент. Поэтому экономика выступает главной сферой жизнедеятельности человека. С точки зрения отраслевой структуры, экономика представляет сочетание видов хозяйственной деятельности, совокупность отраслей и видов производства, обусловленных развитием общественного разделения труда. Прогрессивный характер структуры экономики определяется сегодня удельным весом наукоемких и высокотехнологичных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию.
• Введение
• Предмет экономической науки
• Функции экономической науки
• Список литературы
ТЕМА: « Предмет и функции экономической науки ».
Содержание
Введение
В современных
условиях термин «экономика»
используется в нескольких
Экономика − это деятельность людей, связанная с производством и реализацией материальных и духовных благ, удовлетворением разнообразных потребностей общества. Это сфера жизнеобеспечения общества, его фундамент. Поэтому экономика выступает главной сферой жизнедеятельности человека. С точки зрения отраслевой структуры, экономика представляет сочетание видов хозяйственной деятельности, совокупность отраслей и видов производства, обусловленных развитием общественного разделения труда. Прогрессивный характер структуры экономики определяется сегодня удельным весом наукоемких и высокотехнологичных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию. Совокупность объектов, обеспечивающих функционирование общественного производства, образует производственную инфраструктуру.
Экономика − это система многообразных экономических отношений между людьми и связей между хозяйствующими субъектами. Они определяют характер хозяйственного жизнеустройства общества, его экономического строя.
Экономика − это наука о законах развития экономических отношений, о сущности, целях и задачах экономической системы. Экономическая наука представляет собой форму научного экономического знания, совокупность положений и выводов, отражающих и объясняющих экономическую действительность.
Наконец, экономика − это учебная дисциплина. Как наука она представляет собой производство новых экономических знаний, а как учебная дисциплина − их освоение в целях образования.
Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией.
Предмет экономической науки
Каждая наука имеет свой предмет изучения. С другими родственными науками она связана через объект исследования, например, совокупность экономических наук объединяется рассмотрением проблем народного хозяйства. Целевой функцией каждой науки является раскрытие и познание соответствующих объективных законов природы и общества. Для этого она пользуется приобретенными в процессе исторического развития общенаучными и специальными, присущими только ей, методами познания объективной действительности. Какой бы разнообразной не была человеческая деятельность, она должна иметь собственную основу. Такой основой является экономическая жизнь общества, тесно связанная с потребностями и интересами людей. В переводе с греческого слово "экономика" означает искусствоведения домашнего хозяйства ("ойкос" — дом, домашнее хозяйство; "номос" — учение, закон). Впервые этот термин ввел Аристотель (III в. до н. э.). Он разделил науку о богатстве на экономику и хримастику. Под первой он понимал производство благ для удовлетворения потребностей людей, под второй — накопление денег, к которому относился отрицательно. Мыслители древнего мира предпринимали попытки выяснить внутренние основания экономического развития и формулировали отдельные элементы экономических знаний. С тех пор как древнегреческий философ Ксенофонт (IV —III вв. до н. э.) положил начало новой в то время экономической науке в работах "Экономика" и "О доходах", содержание ее неузнаваемо изменилось. Во-первых, ведение хозяйства и управление им осуществляются теперь не только в рамках семьи, а и в пределах региона, страны, группы государств, всего мира. Во-вторых, оно организуется не только по территориальному, но и по производственному признаку. Таким образом, ныне понятие "экономика" охватывает семью, предприятие (фирму), народное хозяйство определенной страны или его часть, совокупность взаимосвязанных хозяйств групп стран, объединенных в разнообразные интегральные организации, мировое хозяйство как противоречивую целостность взаимозависимых народных хозяйств всех стран и их объединений. Экономика как наука, т. е. как систематизированное знание о сущности экономических явлений и процессов, начала оформляться лишь в XVII —XVIII вв. параллельно с бурным развитием рыночного хозяйства.
В экономической науке еще со времен У. Петти (XVII в.) начался процесс дифференциации знаний. Теперь это система дисциплин. Подготовка экономистов в Украине сегодня ведется более чем по 50 специальностям. Существует много современных определений понятия "экономическая наука". Среди них главными являются те, которые определяют ее как науку, изучающую:
Каждый из этих подходов определяет лишь определенную сторону экономики и поэтому не охватывает полностью ее систему. Собственно это определения экономических наук, которые изучают разные аспекты многосторонней экономической жизни. Однако все они подчеркивают тесную связь экономики с производством и рынком. Объектом изучения всех экономических наук является экономика в целом. Если объект изучения для них является общим, то предмет изучения разный. "Семья" экономических наук непрерывно растет. В ее структуре, если исходить из изучения не отдельных функциональных сторон или отраслей общественного производства, чем занимаются конкретные экономические науки, а экономической системы в целом, экономическая теория, безусловно, занимает основное место. Экономическая история и история экономических учений также изучают экономическую систему в целом, но в разных аспектах. Первая исследует конкретные формы функционирования и развитие экономических систем в различные исторические эпохи с учетом национальных, природных, политических и других особенностей конкретных стран (или их групп). Вторая анализирует отражение в сознании различных общественных слоев тех экономических отношений, которые существуют на определенном отрезке времени.
История экономических учений раскрывает также объективные истоки возникновения разнообразных школ и направлений в экономической науке.
Отдельную группу образуют специальные (функциональные) подразделения экономической науки — экономическая статистика, экономика труда, финансы, кредиты, денежное обращение, бухгалтерский учет и др. Наибольшую группу составляют отраслевые экономические науки, которые изучают специфику проявления экономических производственных отношений, их законов и функциональных систем (управление производством, денежно-финансовый механизм и т. п.) в разных сферах общественного производства. Самой общей отраслевой наукой является экономика промышленности. Однако и она подразделяется на экономику химической, металлургической, нефтедобывающей или другой промышленности, поскольку постоянно развивается общественное разделение труда, обособляются относительно самостоятельные отрасли производства и, как следствие, все более конкретизируются экономические дисциплины. В связи с тем, что нематериальная сфера (наука, образование, здравоохранение и т. п.) тесно связана с отраслями материального производства, принимает участие в распределении, обмене и потреблении общественного продукта, экономическую сторону имеет как материальная, так и нематериальная производственная деятельность людей. Выделяются новые отраслевые экономические дисциплины — экономика сферы услуг, экономика образования, экономика туризма и т. п.
Поскольку объектом изучения всех экономических наук, наряду со специфическим предметом каждой из них, являются отношения и связи между людьми в процессе их экономической деятельности, постольку взаимодействуют науки и через обмен информацией, использование результатов исследований смежных наук и т. д. Методологической основой системы экономических наук является экономическая теория. Объектом экономической теории является экономика в целом (на микро-, макро- и глобальном уровнях). Микроуровень экономики берет начало из семьи, фирма (предприятие) является основным его звеном. Макроуровень охватывает хозяйство страны в целом, а глобальный — межгосударственные экономические объединения и мировое хозяйство. Многоаспектность содержания экономики обусловливает разнообразие направлений изучения экономической жизни общества: в центре внимания предстают экономические производственные отношения, проблемы эффективности экономической системы, особенности разных систем хозяйствования и т. п.
Важное значение имеет изучение мирового опыта развития экономической теории и соответствующих учебных дисциплин. Так, рассматривая предмет экономики, П. Самуэльсон и Р. Нордхаус делают акцент на том, что люди выбирают способ использования ограниченных производственных ресурсов для производства разных продуктов и распределения их между членами общества. Если исходить из прагматической направленности учебного процесса, то такой подход полностью оправдан. Экономическая теория исследует не только проблемы оптимизации производства при ограниченных ресурсах, но и экономические формы и закономерности, в которых осуществляется общественное воспроизводство в целом. Ученые не отбрасывают политико-экономический анализ, поскольку экономическую науку нельзя свести к конкретно-экономическому знанию. Термин "политическая экономия" относительно экономической теории был применен еще французским меркантилистом А. Монкретьеном в работе "Трактат политической экономии", написанной в 1615 г. С греческого "политикос" переводится как государственный, общественный. Таким образом, этот термин можно трактовать как науку о ведении хозяйства в государстве, обществе.
Сегодня школа экономистов Чикагского университета (США) под руководством известного ученого М. Фридмена издает "Journal of Political Economy", посвященный проблемам политической экономии. Современный уровень развития политической экономии рассматривается в четырехтомном словаре, изданном под редакцией Дж. Итвелла, М. Милгейта, П. Ньюмена "The New Palgrave. A Dictionary of Economics" (London, N.Y. ekt., 1987. - Vol. 3. - P. 906). В учебнике "Economics", который неоднократно переиздавался в Лондоне, Нью-Йорке, Москве, Киеве, его авторы К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю отмечают, что политэконом теперь входит как непременный член в высшие правительственные советы. Монументальные труды по основам политической экономии постоянно появляются в разных странах мира. Развитие предмета экономической теории в ее политэкономическом аспекте, как и любой науки, безгранично, завершение определенных его направлений, проявлений ведет одновременно к появлению и становлению новых. Экономика как народное хозяйство имеет две стороны выражения: во-первых, как материально-натуральное наполнение, во-вторых, как совокупность экономических производственных отношений, которые связывают процессы собственно производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта как фазы постоянного воспроизводства экономики. Материально-натуральное наполнение экономики проявляется в производительных силах, производственных ресурсах общества, факторах производства (рис. 1), которые отражают систему отношений "человек — природа". К ним относится, прежде всего, рабочая сила как способность человека творить в материальной, социальной и духовной сферах. Особенно важными ее проявлениями являются предпринимательские способности. Рабочая сила воплощается в трудовых ресурсах. Это личный фактор.
Рис. 1. Общая структура производительных сил общества.
Второй составляющей производительных сил является овеществленный фактор производства, т. е. средства производства, которые человек использует в процессе труда, направленного на обеспечение своих материальных, социальных и духовных потребностей.
Средства производства подразделяют на предметы и средства труда. Первые охватывают предметы, данные природой, и те, которые в процессе труда перерабатываются или обрабатываются с целью получения готовой продукции для личного или производственного использования.
Ко вторым принадлежат, во-первых, машины, оборудование, инструменты и другие технические орудия; во-вторых, технологические процессы и энергоснабжение; в-третьих, автоматизированные системы управления (АСУ), электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и др. Центральное место в системе средств труда занимают накопленные человечеством знания. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства, которые могут быть использованы для достижения поставленной цели. Ограниченность наличных ресурсов была и является главным и достаточно жестким условием, которое наслаивается объективной реальностью на размеры и возможности роста личного и общественного богатства. Однако это касается конкретного человека и конкретных условий существования общества. Что же касается развития общества в целом в исторической перспективе, то возможности человека неограниченны. На протяжении многовековой истории человек существенно раздвинул рамки приведенных и других ограничений. Однако перед индивидуумом, как и перед обществом в целом, всегда на каждом этапе встает проблема выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов. Ее можно решать разными методами, лежащими в плоскости экономики. Серьезной проблемой является не только производство, но и распределение его продуктов между различными слоями населения. Производственные ресурсы (труд, средства производства, особенно земля) ограничены, поскольку потребности людей постоянно растут. Ограниченность ресурсов и производимых на их основе благ порождает институт собственности, ибо собственник ресурсов и благ становится хозяином жизни. Отсюда необходимо эффективно использовать землю, ее недра, сырье, средства труда и труд людей. Поэтому остро стоит проблема рационального использования ограниченных ресурсов, которая решается на основе выбора наиболее эффективного роста производства. Если экономическое развитие осуществляется на неизменной технологической основе, вступает в действие закон убывающей производительности производства. Относительное и абсолютное сокращение производственных ресурсов общества при постоянном росте потребностей стимулирует развитие техники и технологии. Изменения в технологической основе общества ведут к изменениям в экономических взаимосвязях в производстве, в экономических производственных отношениях. В свою очередь изменившиеся экономические производственные отношения открывают простор для развития факторов производства, производственных ресурсов, что нейтрализует действие закона убывающей производительности факторов производства на основе закона соответствия экономических производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Совокупность экономических производственных отношений в широком понимании представлена технико-экономическими, организационно-экономическими и социально-экономическими отношениями. Собственно экономические производственные отношения, о которых идет речь при определении предмета экономической теории в ее политэкономическом аспекте, представлены преимущественно организационно-экономическими и социально-экономическими отношениями. Изучение политэкономического аспекта экономической теории означает исследование развития экономических явлений и процессов через познание экономических производственных отношений (рис. 2).