Предмет и функции экономической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 02:07, контрольная работа

Описание работы

Экономика − это деятельность людей, связанная с производством и реализацией материальных и духовных благ, удовлетворением разнообразных потребностей общества. Это сфера жизнеобеспечения общества, его фундамент. Поэтому экономика выступает главной сферой жизнедеятельности человека. С точки зрения отраслевой структуры, экономика представляет сочетание видов хозяйственной деятельности, совокупность отраслей и видов производства, обусловленных развитием общественного разделения труда. Прогрессивный характер структуры экономики определяется сегодня удельным весом наукоемких и высокотехнологичных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию.

Содержание работы

• Введение
• Предмет экономической науки
• Функции экономической науки
• Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 385.12 Кб (Скачать файл)

    В новейшей экономической литературе используется термин "реальная экономика". Под ним понимается производство в его материальных и нематериальных (услуги) составляющих. Вместе с тем выделяется как непроизводственная сфера монетарная экономика (иногда ее называют еще виртуальной, поскольку она выражает денежное движение составных частей реальной экономики). Естественно, оба названных аспекта хозяйственной деятельности существуют как единое целое. Во-первых, в самом производстве постоянно ведется монетарное исчисление затрат и результатов всех процессов. Во-вторых, реализация результатов материального и нематериального производства означает получение монетарного эквивалента. В-третьих, в масштабах национальной и глобальной экономики система национальных счетов получает стоимостное, ценностное выражение.

    Современный политэкономический аспект экономической теории является диалектическим сочетанием классической экономической теории, раскрывающей законы хозяйствования, с Экономиксом, ставящим в центр внимания принципы, проблемы, политику эффективности функционирования хозяйства, прежде всего с точки зрения получения доходов.

 

 

 

 

 

Функции экономической  науки

    Экономической теории, как и любой науке, свойственна теоретико-познавательная функция. Она объясняет закономерности, процессы и явления экономической жизни общества. Актуальным становится внедрение в экономику новых форм человеческой деятельности, которые не только предусматривают дематериализацию и миниатюризацию производства, но и формируют ноосферно-космическую экономику (от греч. noos — разум). Последняя будет базироваться преимущественно на использовании интеллектуального потенциала человека и ознаменует глубокую интеграцию национальных хозяйств в общую систему международного разделения труда. В таких условиях общепланетарное мышление, общечеловеческие интересы и ценности при решении любых проблем будут приоритетными. Впрочем, абсолютизировать общий процесс транснационализации экономических производственных отношений и производительных сил нецелесообразно. В странах рыночной экономики, которые развиваются, да и в тех, которые переходят к рыночной экономике, безусловно, еще длительное время национальное будет преобладать над интернациональным. Контуры новой парадигмы в экономической теории могут быть обозначены не только на основе глубокого изучения наиболее существенных тенденций, закономерностей и законов развития экономики на глобальном уровне, но и при помощи прагматического согласования противоречивой системы экономических интересов отдельных стран, межгосударственных общностей, разных предприятий и организаций. Это обусловливает объективную необходимость поиска отдельными странами и регионами оптимального соотношения различных форм собственности, который должен базироваться на экономических (а не идеолого-политических) основах и регулироваться прежде всего экономическими законами и хозяйственной целесообразностью. Любое знание является ценным не само по себе, а тем, что служит практическим целям общества. Таким образом, экономическая теория не может ограничиваться простой констатацией фактов или описывать определенные экономические закономерности. Ее теоретико-познавательную функцию должна дополнить практическая функция. Один из принципов реализации практической функции экономической теории состоит в целостном видении экономических процессов. Так, невозможно решить проблему, например, реформы цен, не определившись в вопросах построения банковской системы, организации бюджета, налоговой политики, уровня монополизации народного хозяйства и т. п.

    Важным принципом разработки практических предложений на основе экономического анализа является учет не только экономических, но и разнообразных социокультурных факторов общественного развития. Можно, например, высокопрофессионально исследовать исходя из глобального уровня такие самые серьезные проблемы, с которыми сталкивается человечество, как ограниченность ресурсов или усиление неодинаковости условий жизни в странах с инертными экономическими системами. При этом известно, что в попытках стимулирования производства и продвижения по пути социально-экономического прогресса человека часто рассматривают преимущественно как гомоэкономикус (экономический человек). Однако не следует забывать о традиционных структурах потребностей, системах ценностных ориентации, отношении чужого и своего богатства, т. е. отбрасывать то, что обусловливает тип экономической культуры и экономической психологии в отдельных странах. Если теоретико-познавательная функция экономической теории направлена на разработку методологических подходов и принципов анализа социально ориентированной рыночной экономики, развертывание фундаментальных исследований механизмов хозяйствования, социо-эколого-экономической культуры развития, то практическая функция (на нынешнем этапе развития украинского государства) нацелена на создание национальных банков экономической, социальной и экологической информации, организацию центров исследований, которые обеспечивают составление эффективных программ развития отдельных областей (регионов) страны, обработку информации, экспертизу принимаемых решений.

    С теоретико-познавательной функцией связана не только практическая, но и воспитательная функция экономической теории. Ее реализация в широком понимании основывается на необходимости перехода от административно организованного общества к цивилизованному, экономически организованному, которое базируется на консенсусе и гармонизации интересов разных социальных, национальных, территориально-экономических образований.

 

    Содержанием воспитательной функции экономической теории является формирование экономической психологии каждого человека, социальной или профессиональной группы. С этой точки зрения воспитательная функция более тесно связана с практической, чем с теоретико-познавательной. Иными словами, практическая функция опосредует связь теоретико-познавательной и воспитательной функции экономической теории. Опыт развитых обществ свидетельствует, что основой консенсуса интересов и ценностей не только больших (влиятельных), но и малых (не всегда инертных) социальных групп, жизнеспособности саморегулируемой системы являются стоимостные отношения, отражающие и сочетающие социальные, экономические и политические интересы различных самодеятельных групп. Раскрытие содержания воспитательной функции экономической теории возможно на основе изучения экономического поведения людей (или их профессиональных групп) и факторов, которые его определяют. Они включают мотивацию, направленную на приумножение достатка (сюда относится и повышение уровня квалификации), мышление, отражающее экономические связи и отношения между субъектами, а также поступки, базирующиеся как на традициях, так и на специальных знаниях. Особенность ситуации, сложившейся сегодня в украинском государстве, состоит в том, что определенные социальные группы овладевают эффективным экономическим поведением намного быстрее, чем другие, и благодаря этому выходят на оперативный экономический простор. При таких обстоятельствах возникает вопрос о сравнении социального эффекта, который дает вышедшая вперед группа, с теми социальными и экономическими преимуществами, которые она получает. Овладение экономической теорией является предпосылкой повышения социальной активности разных групп общества, сознательного хозяйствования, овладения современным экономическим мышлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. − Новосибирск: ТОО «КЖЭА», НПК «Модус», 1996.

 

  1. Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. − М.: БЕК, 1996.

 

  1. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. − М.: Юристь, 1998.

 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы-ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учебное пособие. − М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2000.

 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. − М.: Юристь, 2001.

 

  1. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев / Под ред. Г.П. Журавлевой. − М.: ИНФРА-М, 1997.

 

  1. Иохин, В.Я. Экономическая теория : учебник для вузов / В.Я. Иохин.- Моск. Гос. Ун-т коммерции. - М. : Юристь, 2000. - 861с.

 

  1. Курс экономической теории / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой. - Киров : АСА, 1999.-752с.

 

  1. Лоскутов, В.И. Конспект лекций по экономической теории (Всеобщие категории) : учеб. пособие для всех спец. / В.И. Лоскутов. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 1998. - 116с.

 


Информация о работе Предмет и функции экономической науки