Предмет и метод экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:23, лекция

Описание работы

В становлении экономической теории как науки прослеживается несколько этапов. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической теории, стала с 1615 г. политическая экономия. Конечно, выбор момента, когда “началась” научная политическая экономия, условен. Элементы экономической теории и связанные с ними представления о хозяйственном поведении человека (типа: покупать дешево, а продавать дорого) встречаются уже у древних греков и средневековых схоластов.

Содержание работы

1.Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономик-с. Экономическая теория.
2.Предмет экономики. Понятие экономической системы.
3.Функции экономики.
4.Взаимосвязь теории с хозяйственной практикой и экономической политикой.
5.Методы экономической науки.
6.Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контр.экономика.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

      Назначение экономической  теории состоит, во-вторых, в том,  что она изучает рациональное  поведение хозяйствующих субъектов. 

      Рациональное поведение  — это поведение, направленное  на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях.

      Это значит, что  индивидуумы максимизируют удовлетворение  своих потребностей, предприятия  — прибыль, тогда как государство  должно максимизировать общественное  благосостояние. Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек и позволяет достигнуть равновесного состояния рыночной экономики.

      Из определения  предмета экономической теории  следует, в-третьих, что она  изучает экономические законы  на разных хозяйственных уровнях.

      В микроэкономике  за основу анализа берется  наименьшая хозяйственная единица  — отдельная фирма, объединение  и т. п. Ее выводы адресованы  коммерсанту и бизнесмену.

      Мезоэкономика изучает  законы и поведение определенных  подсистем национальной экономики (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, региональная экономика и др.).

      В макроэкономике исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста и т. п.

      Макроанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьбу с инфляцией, безработицей, стимулирование деловой активности и т. д.

      Мегаэкономика изучает законы и поведение мировой экономики в целом.

      Из определения предмета экономической теории следует, в-четвертых, что она изучает рациональное хозяйствование и поведение хозяйствующих субъектов в смешанной социально-ориентированной экономике.

      Смешанная экономика — это такой тип рыночных отношений, в основе которых лежит частная собственность, все больше превращающаяся в различные ассоциированные формы, и многочисленные ее разновидности: собственность различного рода институтов, а также страховых, пенсионных, инвестиционных и иных фондов. Экономическое равновесие в смешанной экономике достигается противоречивым единством рыночного, корпоративного и государственного регулирования. Соотношение между ними подвижно и в каждой стране свое. Баланс противоречивых частных, корпоративных и общественных интересов создается на основе взаимодействия различных социальных типов хозяйства и секторов экономики.

      Многочисленные смешанные  формы собственности и предпринимательства  — государственное, частное и  государственно-коллективное —  придают смешанной открытой экономике большую гибкость и динамизм.

      В последние десятилетия  XX в. смешанные экономики приобрели  социальную направленность. Интересы  личности с ее многосторонними  потребностями выдвигаются в  центр социально-экономического  развития. Это придает смешанной экономике в разной степени в разных странах социальную направленность, о чем свидетельствуют достигнутые в них высокие жизненные стандарты различных социальных слоев населения. Этот факт является аргументом для включения закономерностей смешанной экономики в качестве объекта изучения новой экономической теории.

      До середины 1970-х  гг. развитие смешанной экономики  в индустриально-развитых странах  происходило по либерально-реформистскому  варианту, в основе которого лежало  кейнсианство. Со второй половины 1970-х гг. произошла смена этой модели на неоклассическую, центральным пунктом которой является раскрепощение рыночных сил и ограничение государственного вмешательства в экономическую жизнь. При этом роль государства не уменьшается, но изменяются ее цели, масштабы и формы. Государство использует различные рычаги воздействия на экономику для создания благоприятных условий развития рыночного хозяйства и обеспечения устойчивого экономического роста.

      Общемировой процесс  формирования смешанных экономических систем далек от завершения. Устраняя старые, он порождает новые проблемы и противоречия. Но из всех ныне существующих моделей социально ориентированная смешанная экономика — наиболее динамичный и оптимальный вариант. Это еще один аргумент для изучения ее закономерностей в курсе новой экономической теории.

      Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

 

2. Предмет экономики.  Понятие экономической системы.

Само слово "экономика" греческого происхождения, буквально  означающее "искусство управления домашним хозяйством" ("ойкос" - дом, домашнее хозяйство, "номос" - правило, закон). В настоящем курсе  термин "экономика" используется в смысле "экономическая теория", "экономическая наука". (Можно привести множество примеров подобного использования слов-синонимов, например физика и физическая теория, математика и математическая теория, биология и биологическая теория и т.д.)

      В самом  начале можно сказать, что экономика,  или экономическая теория, изучает  экономические закономерности, экономические  проблемы. Это первое приближение  к определению предмета экономики. Пока не очень понятно, что такое "экономические закономерности", нам как-то понятней, что такое "экономические проблемы". Например, в семье не хватает денег, чтобы приобрести отдельную квартиру для молодоженов, и все ищут способы заработать недостающую сумму. В г. Лакинске Владимирской области на грани банкротства находится крупная текстильная фабрика, объем производства сократился там настолько, что вместо 6 тысяч рабочих летом 2000 г. там было занято 500 рабочих, а остальные стали безработными. В августе 1998 г. россияне познакомились со словом девальвация. Девальвация рубля привела к тому, что цены на импортные товары к концу 1998 г. выросли в 3-4 раза. Один из студентов имеет на карманные расходы 200 рублей в неделю. Их можно потратить по-разному, например пригласить свою девушку на концерт ее любимой рок-группы, купить пару книг, несколько раз пообедать и т.д. У него много идей по поводу того, как потратить эти деньги. Но на все этой суммы не хватит, поэтому ему придется выбирать, причем постараться выбрать лучший вариант расходования денег. И поиск дополнительных заработков, и безработица, и девальвация, и необходимость выбора (как израсходовать деньги? что купить?) - все это экономические проблемы. Экономические проблемы существуют и решаются людьми в рамках человеческого общества, в рамках существующей там экономической системы. Экономическая система - это только часть общественного устройства. Общество представляет собой сложную структуру, в которой есть семья, нравственность, производство товаров и услуг, политика, идеология, наука, религия, национальные отношения. Важнейшую часть общественного устройства представляет собой экономическая система данного общества. Экономическая система - это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства. В экономической системе условно можно выделить несколько важнейших сфер экономической деятельности людей: производство, обмен, распределение и потребление.

Теперь можно сформулировать более точное определение предмета экономической теории. Экономическая теория изучает ту часть общественного устройства, которая называется экономической системой.

Но это определение  предмета экономической теории является слишком общим. Все экономические  науки с разных сторон изучают экономическую систему. В частности, среди экономических дисциплин, кроме экономической теории, есть бухгалтерский учет, экономическая статистика, финансы и кредит, международные экономические отношения, экономика предприятия и многие другие. Но в отличие от экономической теории все эти науки являются специальными конкретно-экономическими науками.

      Экономическая  теория - это общетеоретическая дисциплина, являющаяся теоретической основой  для всех других экономических  наук.

     Экономическая теория - это также общественная наука, она изучает поведение людей и организаций в экономической системе. Опираясь на все вышесказанное, можно перейти от общего к более конкретному определению предмета экономической теории.

Экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов.

Ключевыми словами здесь  являются "поведение людей" и "ограниченные ресурсы". В свою очередь поведение людей в экономической системе первоначально определяется их потребностями. Удовлетворение наших потребностей дает нам возможность жить, к чему-то стремиться, радоваться жизни, творить. В самом общем виде, потребности людей - это то, что им нужно для жизни.

Потребности - это нужда или недостаток в чем-то, необходимом для поддержания  жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом.

Именно их потребности заставляют людей производить необходимые для их жизни продукты, обмениваться с другими людьми тем, что у них есть в избытке, на то, чего им не хватает. С того момента, когда люди начинают готовиться к удовлетворению своих потребностей, опираясь на имеющиеся ограниченные ресурсы, и начинается экономическая деятельность. Существует великое множество самых разнообразных потребностей. Их трудно классифицировать.

В первой группе потребности выделяются в зависимости от той роли, которую  они играют в жизни человека, то есть в зависимости от их функциональной роли. Потребности в средствах существования являются важнейшими потребностями человека в продуктах питания, в одежде, жилье и т.п., необходимых для поддержания жизни человека и его семьи. Социально-культурные потребности - это потребности в образовании и квалификации, развлечениях, в искусстве, в общении с другими людьми. Для того чтобы удовлетворить первые две группы потребностей, необходимо располагать материальными ресурсами - материалами, инструментами, то есть средствами деятельности. Возникают и развиваются потребности в средствах деятельности.

      Во вторую группу  потребности включаются в зависимости  от того, в какой форме эти  потребности удовлетворяются, то  есть в зависимости от объекта  потребностей. Материальные потребности  для их удовлетворения предполагают наличие продуктов в материальной вещественной форме, например потребности в продуктах питания и одежде, в транспорте и жилище. Нематериальные потребности - это потребности, удовлетворяемые в нематериальной форме, то есть это потребности духовные, этические, эстетические, например, потребность в творчестве, в любви к людям, в знаниях, в общении с природой, в красоте, в знании прошлого и предвидении будущего.

      Объединение потребностей  в третьей группе осуществляется  в зависимости от того, кто является носителем потребности, кто ее выражает, то есть в зависимости от субъекта потребности. Например, потребности в питании и одежде удовлетворяются индивидуально, это индивидуальные потребности. На окраине городка, у жителей небольшой улицы есть потребность в освещении темной улицы, это групповая потребность. Потребности в обороне страны, в охране общественного порядка, в создании единой налоговой системы - это общественные потребности.

      Важно  заметить, что потребности меняются  с развитием человеческого общества, одни потребности исчезают, другие  появляются. Более того, их общее  количество растет очень быстро. Потребности растут значительно  быстрее, чем возможности их  удовлетворения. Можно сказать, что потребности являются неограниченными. Если взять в целом долгосрочную перспективу развития общества, то в этой перспективе потребности являются неограниченными. Хотя, конечно, потребность человека в каком-то конкретном продукте в данный период времени может быть удовлетворена, и в этот момент она ограничена. Например, потребность в продуктах питания в данный момент времени ограничена.

      Для  удовлетворения потребностей необходимо  иметь возможности их удовлетворения, другими словами нужны ресурсы, факторы производства.

Ресурсы - это имеющиеся  в распоряжении людей материальные и нематериальные возможности для  удовлетворения потребностей.

Факторы производства - это  экономические ресурсы, то есть ресурсы, используемые для производства продуктов и услуг.

 

Самая главная их особенность  состоит в том, что ресурсы  и факторы производства ограничены. Ограничены, прежде всего, в том смысле, что их не хватает для удовлетворения всех растущих потребностей общества. Факт ограниченности ресурсов является принципиальным для возникновения и развития экономики. Ресурсы и факторы производства, так же как и потребности, разнообразны и многочисленны. Наиболее известная в экономике классификация факторов производства : труд, капитал, земля, предпринимательская способность.

Труд - это человеческие ресурсы, то есть рабочая сила, имеющаяся  в обществе и используемая в производстве продуктов и услуг. Рабочая сила (труд) как фактор производства предполагает, что люди имеют определенную квалификацию, знания, навыки и опыт, необходимые для производства продуктов и услуг. Рабочая сила в наше время - это главный ресурс любой экономической системы. (В данном случае термин "труд" используется в узком смысле, в смысле рабочая сила. В более широком смысле труд означает целесообразную, осознанную деятельность людей по созданию продуктов и услуг, или процесс использования рабочей силы.)

      Капитал  - это все то, что используется  рабочей силой в производстве  продуктов и услуг, в частности  это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации. Капитал - это средства труда, которые созданы человеком. В процессе производства созданные человеком средства труда используются для преобразования предметов труда, то есть сырья, полезных ископаемых. Средства труда в физической форме называют реальным капиталом. Реальный капитал является экономическим ресурсом, фактором производства. Денежный капитал - это всего лишь сумма денег, необходимая для приобретения реального капитала.

      Земля  - в экономической теории это  все естественные ресурсы, используемые  в производстве продуктов и  услуг. Это то, из чего производятся  продукты, потребляемые человеком.  К этим ресурсам относятся  собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса. Естественные ресурсы выступают в качестве предметов труда, то есть тех предметов, на которые направлены труд человека и которые им преобразуются с помощью средств труда. Предметы труда и средства труда вместе взятые образуют средства производства. Это обобщающий термин, включающий в себя все материальные ресурсы.

      Предпринимательская  способность как фактор производства - это особый вид человеческих  ресурсов, способность объединять все факторы производства в каком-то производстве, способность рисковать и внедрять в производство новые идеи и технологии.

      Любой  из перечисленных ресурсов является  ограниченным, и этот факт очень  важен для экономики. Ограниченность  ресурсов при удовлетворении неограниченных потребностей еще называют редкостью. Редкость ресурсов не позволяет производить все продукты и услуги, которые хотело бы иметь общество. Поэтому людям приходится выбирать, какие потребности удовлетворять в данный момент в первую очередь, каким способом использовать имеющиеся ресурсы. Производя намеченные продукты, можно использовать разную технологию, разные способы производства. Кроме этого, произведенные продукты необходимо распределить между людьми, учитывая их разные потребности. В любом случае необходимо делать выбор из разных вариантов. Это относится и к ассортименту производимой продукции, и к технологии производства, и к распределению произведенной продукции. Необходимость выбора вытекает из факта ограниченности ресурсов, их редкости. Существует множество вариантов того, как использовать ограниченные ресурсы для удовлетворения потребностей. Естественно, что люди стремятся выбрать лучший вариант. Это такой вариант, который в наибольшей степени удовлетворяет наши потребности при наименьших затратах ресурсов. Экономисты называют такой вариант наиболее эффективным вариантом. Выбор наиболее эффективного варианта использования ресурсов в производстве продуктов и услуг - это наиболее общая и в то же время центральная проблема экономики, экономической теории. Исходя из этого, можно сформулировать еще одно наиболее конкретное определение предмета экономической теории.

Информация о работе Предмет и метод экономики