Предмет и методы экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:12, реферат

Описание работы

Процесс постижения научной тайны экономики имеет одну удивительную особенность. То, над чем столетиями билась человеческая мысль, что познава¬лось с великим трудом, со временем стало азбучной истиной. Сегодня, очевид¬но, что глубинным двигателем истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благо¬даря непрерывному возобновлению и повторению производственных процес¬сов. Поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство.

Содержание работы

Общая характеристика экономической теории как науки. Предмет экономической теории.
Функции, структура и место экономической теории среди других наук.
Методы исследования в экономической теории.
Очерк развития мировой этномической науки.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 34.51 Кб (Скачать файл)

Очень близкие отношения связывают  экономическую теорию с историей. Прежде всего, история служит для  экономической теории одним из главных  источников фактов. Многие крупнейшие экономические школы (марксизм, ин- ституционализм и др.) выводят свои теории именно из анализа исторических закономерностей.

Далее, историзм позволяет преодолеть одну из крупнейших потенциальных слабостей экономической науки- отсутствие в теории динамизма, элементов развития.

Особо следует отметить, что экономическая  теория служит фундаментом для целого ряда экономических наук, подразделяющихся на:

  • конкретные (экономика промышленности, сельского хозяйства, экономика предприятий и др.), посвященные углубленному изучению особенностей функционирования отдельных секторов экономики;
  • функциональные (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент и т.п.), специализирующиеся на детальном анализе важнейших процессов в хозяйстве;
  • информационно-аналитические (статистика, экономическое моделирование и др.), занятые совершенствованием методов сбора и обработки экономической информации;

- исторические (история народного  хозяйства, история экономических  учений).

Для экономических наук экономическая  теория является общим теоретическим и методологическим основанием, т.е. выступает как фундаментальная наука. Это означает, что все прочие экономические науки черпают из теории свои базовые понятия.

Вместе с тем все экономические  дисциплины оказывают обратное воздействие на экономическую теорию, обогащая ее сведениями о развитии отдельных секторов экономики, об идущих в ней процессах, разрабатывают новые методы исследования, снабжают теорию новыми статистическими и историческими фактами.

В условиях перехода к рыночным отношениям экономические знания становятся профессионально необходимыми. Работникам любой профессии необходимо обладать определенным объемом экономических знаний и умением использовать их на практике.

3. Методы исследования в экономической  теории

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика  использует определенную совокупность методов познания. Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Применительно к экономической науке - это путь к достижению научной истины экономических процессов.

Подлинно научным и всеобщим методом является диалектический. Он требует рассмотрения явлений, процессов в их возникновении и развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного.

Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.

Логический метод позволяет правильно рассуждать, делать обоснованные выводы и глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Анализ и синтез. Анализ - предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например, анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления в единое целое, например, определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция - движение мысли от частных к общим умозаключениям Дедукция - движение познания от теории к фактам, от общего к частному.

Экономико-математическое моделирование  с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

Графический метод отражает экономичес кие процессы с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты - это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения: и дальнейшего праетического применения.

Необходимым приемом, методом всякого  исследования является количественная и качественная характеристика явлений, которая помогает увидеть как внутреннюю, так и качественную сторону экономических явлений. Экономист должен уметь считать, анализировать, понимать числа, меру.

В экономике можно выделить еще  направления экономических процессов  в зависимости от области приложения ее результатов.

Позитивная (дискрштивная) экономика изучает факты и зависимости между ними, призвана исходить из накопленных знаний и опыта и отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки - знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу — поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Эта экономика дает рекомендации, рецепты действий.

4. Очерк развития мировой экономической  науки

Экономическая мысль возникла в  глубокой древности, является ровесником человеческого общества и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Донаучное фиксирование хозяйственно-экономических проблем встречается в мифах, легендах, религиозных верованиях.

Первые научные проблемы были сформированы еще в письменных источниках Древнего Востока, где ставятся вопросы, связанные с организацией государственного хозяйства и управления им; отсюда берут начало статистика, учет, аграрно-экономическая наука.

Многие важные экономические процессы рассматривались учеными античности: Платоном, Аристотелем, Ксенофонтом и др. Великий греческий мыслитель Аристотель (III в. до н.э.) ввел в оборот название «Экономия». В ней он рассматривал, как организовано хозяйство в поместье рабовладельца. Натуральное хозяйство, основанное на эксплуатации рабов, защищали Ксе- нофонт и Платон. Они также изучали товарно-денежные отношения, впервые уделили внимание производству товара, деньгам, торговому и ростовщическому капиталу.

Римское право частной собственности  стало классическим для всей последующей истории и сыграло выдающуюся роль в прогрессивном развитии экономических отношений.

Однако все это было лишь отдельными элементами экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки.

В средневековье представления  об экономических явлениях формировались в рамках церковных учений, а также в политических теориях, в фантазиях раннего утопического социализма.

В указанные периоды знания об экономических  отношениях носили разрозненный характер, поэтому их следует рассматривать как предысторию экономической науки.

Самостоятельное развитие экономика  начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии. Остановимся на основных из них.

Меркантелизм является первой экономической школой (итал. мерканте - купец). В XVI в. господствует политика активного денежного баланса - это ранний меркантелизм. Основное требование государства - деньги должны оставаться в стране. Местные купцы обязаны возвратить выручку в свою страну, а иностранные купцы - тратить деньги внутри страны.

Второй этап - поздний меркантелизм (XVII в. - начало XVIII в.). На данном этапе проводится политика активного торгового баланса, т.е. установка на превышение вывоза товаров над ввозом.

Иначе говоря, богатство общества отождествлялось с золотом и  серебром, а источником богатства  меркантелисты считали сферу обращения (торговля и денежный оборот). Они способствовали разложению феодализма, первичному накоплению капитала. Характерными выразителями идей меркантелизма были англичанин Томас Мен и француз Жан Батист Кольбер.

Школа физиократов (греч. физиократия - власть природы) формировалась в XVIII в. Основоположником этой школы считается француз Франсуа Кенэ, который создал первую модель общественного воспроизводства - знаменитую «Экономическую таблицу». Физиократы считали источником богатства производство, к которому они относили лишь сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и выглядит как дар природы. Заслуга физиократов состоит в том, что они впервые исследовали экономические явления в развитии, разработали модель воспроизводства, обосновали деление общества на классы.

Школа классической политической экономии зародилась в конце XVII - начале XVIII в. в трудах У. Петти и П. Буагильбера.

Они впервые в истории экономической  мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товар- нрй продукции или блага. Основу богатства и благосостояния государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.

Наиболее яркие представители  классической политэкономии - Адам Смит и Давид Рикардо. А. Смит впервые систематизировал экономические знания в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов». Главным в экономическом учении А. Смита является принцип свободной конкуренции. Во многом благодаря ему вплоть до 30-х годов ХХ-го столетия неопровержимым считалось положение о полном невмешательстве правительственных предписаний в свободную конкуренцию.

К заслугам Д. Рикардо следует отнести теоретическое обоснование следующих факторов: тенденции к понижению нормы прибыли; формы земельной ренты; закономерности изменения стоимости денег как товаров в зависимости от количества обращения и др.

С середины XIX в. формируется школа марксизма. Ее основоположниками являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. При исследовании экономических явлений используют классовый подход. Данной школой завершена трудовая теория стоимости и разработана теория прибавочной стоимости; открыт закон стоимости как закон развития товарного производства; разработана теория воспроизводства и экономических кризисов; открыты экономические законы капиталистического способа производства.

В чисто теоретическом плане  крупнейшие заслуги К. Маркса связаны  с соединением экономических  и исторических знаний. До него экономика  рассматривалась в основном как статичный, неизменный объект. Маркс создал одну из первых теорий развития экономики, положив начало перспективному направлению исследований.

Во второй половине XIX в. возникла школа маржинализма (англ. marginal - предельный). Классиками теории маржинализма являются экономисты австрийской школы Карл Менгер, Фридрих фон Визер. Ими разработаны теории предельной полезности, предельной доходности и предельной производительности труда. Теория маржинализма активно использовалась при анализе взаимовлияния цены и спроса на конкретные товары, при определении взаимозаменяемости и взаимодополняемости различных факторов производства.

Неоклассическое направление экономической теории было сформировано в конце XIX в. в сочинениях: английского экономиста Альфреда Маршалла, в которых рассмотрены элементы механизма рыночных отношений, а также функциональная зависимость таких факторов, как цена, спрос и предложение.

Инстищ'ционализм (от лат. institutum - установление, учреждение) - это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Представители данного направления разработали проблемы государственной власти и контроля над ними. Они поддерживали идею государственного регулирования экономики, не признавая способности капиталистической системы к саморегулированию. Самыми яркими представителями инетитуционализма считаются Торсгейн Веблен и Джон Гэлбрейт.

Кейнсианская школа возникла в 30-е годы XX в. в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса. Основоположником данной школы считается английский ученый-экономист Джон Кейнс. Его основной труд - «Общая теория занятости, процента и денег», вышедший в 1936 году и в котором были заложены основы макроэкономического анализа. Д. Кейнс выступил за государственное регулирование экономики через бюджет и вредит, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства. Им также была разработана теория мультипликатора, которая и до сих пор применяется в финансовой и банковской практике.

Школа монетаризма возникла в 70-е  годы XX в. (англ. monetary — денежный), в противовес кейнсианской школе. Ее лидером стал американский экономист Милтон Фридмен. По мнению представителей этой школы, все крупнейшие экономические потрясения яатяются результатом неправильной денежной политики. Они предлагают как можно меньше и осторожнее государству вмешиваться в рыночные отношения, ограничив его только денежной областью.

Изучив общественные характеристики основных направлений развития экономической  теории, можно сделать вывод, что  ни одна теория не может претендовать на абсолютную и: вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции определенной социальной группы и определенного  периода


Информация о работе Предмет и методы экономической теории