Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:12, реферат
Процесс постижения научной тайны экономики имеет одну удивительную особенность. То, над чем столетиями билась человеческая мысль, что познава¬лось с великим трудом, со временем стало азбучной истиной. Сегодня, очевид¬но, что глубинным двигателем истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благо¬даря непрерывному возобновлению и повторению производственных процес¬сов. Поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство.
Общая характеристика экономической теории как науки. Предмет экономической теории.
Функции, структура и место экономической теории среди других наук.
Методы исследования в экономической теории.
Очерк развития мировой этномической науки.
Очень близкие отношения связывают экономическую теорию с историей. Прежде всего, история служит для экономической теории одним из главных источников фактов. Многие крупнейшие экономические школы (марксизм, ин- ституционализм и др.) выводят свои теории именно из анализа исторических закономерностей.
Далее, историзм позволяет преодолеть одну из крупнейших потенциальных слабостей экономической науки- отсутствие в теории динамизма, элементов развития.
Особо следует отметить, что экономическая теория служит фундаментом для целого ряда экономических наук, подразделяющихся на:
- исторические (история народного
хозяйства, история
Для экономических наук экономическая теория является общим теоретическим и методологическим основанием, т.е. выступает как фундаментальная наука. Это означает, что все прочие экономические науки черпают из теории свои базовые понятия.
Вместе с тем все
В условиях перехода к рыночным отношениям экономические знания становятся профессионально необходимыми. Работникам любой профессии необходимо обладать определенным объемом экономических знаний и умением использовать их на практике.
3. Методы исследования в
Исследуя экономические
Подлинно научным и всеобщим методом является диалектический. Он требует рассмотрения явлений, процессов в их возникновении и развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного.
Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.
Логический метод позволяет правильно рассуждать, делать обоснованные выводы и глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.
Анализ и синтез. Анализ - предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например, анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления в единое целое, например, определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).
Метод индукции и дедукции. Индукция - движение мысли от частных к общим умозаключениям Дедукция - движение познания от теории к фактам, от общего к частному.
Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.
Графический метод отражает экономичес кие процессы с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.
Экономические эксперименты - это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения: и дальнейшего праетического применения.
Необходимым приемом, методом всякого исследования является количественная и качественная характеристика явлений, которая помогает увидеть как внутреннюю, так и качественную сторону экономических явлений. Экономист должен уметь считать, анализировать, понимать числа, меру.
В экономике можно выделить еще
направления экономических
Позитивная (дискрштивная) экономика изучает факты и зависимости между ними, призвана исходить из накопленных знаний и опыта и отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки - знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.
Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу — поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Эта экономика дает рекомендации, рецепты действий.
4. Очерк развития мировой
Экономическая мысль возникла в глубокой древности, является ровесником человеческого общества и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Донаучное фиксирование хозяйственно-экономических проблем встречается в мифах, легендах, религиозных верованиях.
Первые научные проблемы были сформированы еще в письменных источниках Древнего Востока, где ставятся вопросы, связанные с организацией государственного хозяйства и управления им; отсюда берут начало статистика, учет, аграрно-экономическая наука.
Многие важные экономические процессы
рассматривались учеными
Римское право частной собственности стало классическим для всей последующей истории и сыграло выдающуюся роль в прогрессивном развитии экономических отношений.
Однако все это было лишь отдельными элементами экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки.
В средневековье представления об экономических явлениях формировались в рамках церковных учений, а также в политических теориях, в фантазиях раннего утопического социализма.
В указанные периоды знания об экономических отношениях носили разрозненный характер, поэтому их следует рассматривать как предысторию экономической науки.
Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии. Остановимся на основных из них.
Меркантелизм является первой экономической школой (итал. мерканте - купец). В XVI в. господствует политика активного денежного баланса - это ранний меркантелизм. Основное требование государства - деньги должны оставаться в стране. Местные купцы обязаны возвратить выручку в свою страну, а иностранные купцы - тратить деньги внутри страны.
Второй этап - поздний меркантелизм (XVII в. - начало XVIII в.). На данном этапе проводится политика активного торгового баланса, т.е. установка на превышение вывоза товаров над ввозом.
Иначе говоря, богатство общества отождествлялось с золотом и серебром, а источником богатства меркантелисты считали сферу обращения (торговля и денежный оборот). Они способствовали разложению феодализма, первичному накоплению капитала. Характерными выразителями идей меркантелизма были англичанин Томас Мен и француз Жан Батист Кольбер.
Школа физиократов (греч. физиократия - власть природы) формировалась в XVIII в. Основоположником этой школы считается француз Франсуа Кенэ, который создал первую модель общественного воспроизводства - знаменитую «Экономическую таблицу». Физиократы считали источником богатства производство, к которому они относили лишь сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и выглядит как дар природы. Заслуга физиократов состоит в том, что они впервые исследовали экономические явления в развитии, разработали модель воспроизводства, обосновали деление общества на классы.
Школа классической политической экономии зародилась в конце XVII - начале XVIII в. в трудах У. Петти и П. Буагильбера.
Они впервые в истории
Наиболее яркие представители классической политэкономии - Адам Смит и Давид Рикардо. А. Смит впервые систематизировал экономические знания в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов». Главным в экономическом учении А. Смита является принцип свободной конкуренции. Во многом благодаря ему вплоть до 30-х годов ХХ-го столетия неопровержимым считалось положение о полном невмешательстве правительственных предписаний в свободную конкуренцию.
К заслугам Д. Рикардо следует отнести теоретическое обоснование следующих факторов: тенденции к понижению нормы прибыли; формы земельной ренты; закономерности изменения стоимости денег как товаров в зависимости от количества обращения и др.
С середины XIX в. формируется школа марксизма. Ее основоположниками являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. При исследовании экономических явлений используют классовый подход. Данной школой завершена трудовая теория стоимости и разработана теория прибавочной стоимости; открыт закон стоимости как закон развития товарного производства; разработана теория воспроизводства и экономических кризисов; открыты экономические законы капиталистического способа производства.
В чисто теоретическом плане крупнейшие заслуги К. Маркса связаны с соединением экономических и исторических знаний. До него экономика рассматривалась в основном как статичный, неизменный объект. Маркс создал одну из первых теорий развития экономики, положив начало перспективному направлению исследований.
Во второй половине XIX в. возникла школа маржинализма (англ. marginal - предельный). Классиками теории маржинализма являются экономисты австрийской школы Карл Менгер, Фридрих фон Визер. Ими разработаны теории предельной полезности, предельной доходности и предельной производительности труда. Теория маржинализма активно использовалась при анализе взаимовлияния цены и спроса на конкретные товары, при определении взаимозаменяемости и взаимодополняемости различных факторов производства.
Неоклассическое направление экономической теории было сформировано в конце XIX в. в сочинениях: английского экономиста Альфреда Маршалла, в которых рассмотрены элементы механизма рыночных отношений, а также функциональная зависимость таких факторов, как цена, спрос и предложение.
Инстищ'ционализм (от лат. institutum - установление, учреждение) - это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Представители данного направления разработали проблемы государственной власти и контроля над ними. Они поддерживали идею государственного регулирования экономики, не признавая способности капиталистической системы к саморегулированию. Самыми яркими представителями инетитуционализма считаются Торсгейн Веблен и Джон Гэлбрейт.
Кейнсианская школа возникла в 30-е годы XX в. в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса. Основоположником данной школы считается английский ученый-экономист Джон Кейнс. Его основной труд - «Общая теория занятости, процента и денег», вышедший в 1936 году и в котором были заложены основы макроэкономического анализа. Д. Кейнс выступил за государственное регулирование экономики через бюджет и вредит, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства. Им также была разработана теория мультипликатора, которая и до сих пор применяется в финансовой и банковской практике.
Школа монетаризма возникла в 70-е годы XX в. (англ. monetary — денежный), в противовес кейнсианской школе. Ее лидером стал американский экономист Милтон Фридмен. По мнению представителей этой школы, все крупнейшие экономические потрясения яатяются результатом неправильной денежной политики. Они предлагают как можно меньше и осторожнее государству вмешиваться в рыночные отношения, ограничив его только денежной областью.
Изучив общественные характеристики
основных направлений развития экономической
теории, можно сделать вывод, что
ни одна теория не может претендовать
на абсолютную и: вечную истинность. Каждая
школа в той или иной мере страдает
односторонностью и преувеличениями,
т.к. выступает с позиции