Предмет экономической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 10:53, реферат

Описание работы

Экономическая наука играет важную роль в функционировании и развитии общества. В процессе становления и эволюции экономика прошла достаточно много периодов, для того, чтобы выделиться в отдельную отрасль науки.
С давних времен люди пытались определить, от чего зависит развитие человеческого общества и выяснить законы развития экономики. На сегодняшний день знание и понимание предмета, а также методов познания экономической сферы общественных отношений являются необходимым условием успешного функционирования экономических систем. Все это обуславливает актуальность настоящей работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Эволюция предмета экономической науки
2. Методология и методы экономической науки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

1-Предмет экономической науки.docx

— 39.36 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Эволюция предмета экономической  науки

2. Методология и методы  экономической науки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
ВВЕДЕНИЕ

Экономическая наука играет важную роль в функционировании и развитии общества. В процессе становления и эволюции экономика прошла достаточно много периодов, для того, чтобы выделиться в отдельную отрасль науки.

С давних времен люди пытались определить, от чего зависит развитие человеческого общества и выяснить законы развития экономики. На сегодняшний день знание и понимание предмета, а также методов познания экономической сферы общественных отношений являются необходимым условием успешного функционирования экономических систем. Все это обуславливает актуальность настоящей работы.

В соответствии с актуальностью сформулирована тема работы – предмет и метод экономической науки.

Объектом исследования являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, возникающие в сфере экономической деятельности субъектов экономики в ретроспективе.

Предметом исследования являются базисные понятия экономической науки: предмет, методология, метод.

В соответствии с целью и актуальностью определена цель работы – изучить теоретические основы экономической науки, а также их развитие через призму истории экономических учений.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи: рассмотреть эволюцию понятия «предмет экономической науки» во взаимосвязи с развитием истории экономических учений; определить современный подход к изучению предмета экономической науки; изучить современные методологические подходы, а также методы экономической науки.

 
1. Эволюция предмета экономической  науки

Изучение экономики как особой сферы жизнедеятельности людей требует комплексного подхода к рассмотрению. Экономика – это наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе хозяйствования[1]. При этом к хозяйству относится все, что участвует в действиях людей, направленных на получение и использование средств существования, а также удовлетворение потребностей.

Корни представления о предмете экономической науки с одной стороны, берут свое начало в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах и трудностях. Первоначальное представление о предмете экономической науки связано с экономическим учением Древнего мира, определявшего экономику как науку о богатстве, об умении налаживать состояние и делать деньги. Мыслители Средневековья связывали предмет экономической науки с обсуждением конкретных проблем и их решением, при этом основное внимание уделялось сфере обращения.

Рождение экономики как науки связано с меркантилизмом (первой школой экономической теории), определяется школами меркантилистов, физиократов и классической английской школой. Меркантилисты выражали интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, таким образом, предметом их научных исследований было богатство, источником которого была торговля. Источник богатства связывался не со сферами производства и накопления капитала, а с излишком экспорта.

Как науку о национальном богатстве экономику определила школа физиократов, а также перенесла ее предмет из сферы обращения в сферу производства. Единственным источником богатства, по мнению сторонников этой школы, являлось сельское хозяйство. Промышленников они называли «бесплодным классом», который не производил новое богатство, а лишь преобразовывал сельскохозяйственный продукт в иную форму. Здесь предмет изучения экономической науки был связан с изучением государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами; при этом государственная власть виделась отражением естественных законов, познанием которых занимается экономическая наука.

Представители классической английской школы расширили предмет экономической теории, включив в него исследования условий производства, накопления и распределения. Следствием классической политической экономии явились экономический романтизм, экономическое учение социалистов-утопистов, оптимистический либерализм, а также марксистская экономическая теория[2].

Основной заслугой концепций, возникших в противовес классической системе экономического учения, явилось усиление социальной направленности экономической теории. Например, К. Маркс в качестве основной задачи экономической науки видел выяснение законов развития капитализма как исторически ограниченного общества. К. Марксом и Ф. Энгельсом была создана теоретическая концепция марксизма, связывавшего предмет изучения экономической науки с познанием объективных экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Такие отношения, называемые производственными, реализуются путем взаимодействия с производительными силами общества, и проявляются как система объективных общественных законов, изучение которых, согласно марксизму, и является предметом экономической науки[3].

Период открытия и разработки основополагающих теоретических принципов современной экономической науки связан с Венской, Лозаннской и Кембриджской школами. Основная заслуга этих школ состояла в осуществлении маржиналистской революции в форме элементарного анализа всех экономических актов на основе индивидуальных степеней предпочтения, а также в выделении проблемы частичного и всеобщего равновесия. В качестве основной цели экономической науки они видели исследование социальных законов, воздействие которых определяет индивидуально-психологические мотивы поведения экономического субъекта. При этом такие общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий множества изолированных членов общества.

Современное углубление и расширение теоретических основ экономической науки начинается с обстоятельных исследований английского экономиста Дж.М. Кейнса. Экономическая наука определяется им уже не как наука о конкретных предприятиях и рынках (как ее определял маржинализм), а как наука о национальной экономике в целом. Согласно учению Кейнса, экономическая наука изучает вопрос о том, каким образом люди делают выбор в распределении редких, имеющих альтернативное использование ресурсов, в целях производства, обмена и потребления экономических благ для удовлетворения своих неограниченных потребностей[4].

Становление и утверждение кейнсианских взглядов в экономической науке связано с формированием концепций современного либерализма в форме монетаризма, теории рационального ожидания, теории общественного выбора и институциональной теории. Монетаристами изучается, прежде всего, механизм воздействия на инфляционные процессы посредством изменения денежной массы и обращения денег. Предмет экономической теории связывается ими с изучением законов движения денежной массы, являющейся, по их мнению, первоосновой экономического развития. Теория рациональных ожиданий, в свою очередь, апеллирует к способностям субъектов адаптироваться к реальным условиям рыночного хозяйства. Теория общественного выбора стремится преодолеть недостатки регулирования экономики государством и рассматривает принцип индивидуализма как основу принятия общественных решений. Предметом изучения институциональной экономической теории являются преимущественно организационно-экономические отношения.

В настоящее время теоретики считают, что предметом исследования экономической науки являются сущность и закономерности развития экономических процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности в условиях ограниченности ресурсов[5].

Таким образом, изучение становления и развития экономической науки как самостоятельной дисциплины позволяет выделить четыре основных подхода в определении ее предмета.

Первоначальное определение предмета экономической теории, господствовавшее до XVIII века, связывается с наукой о богатстве. Второе определение предмета экономической теории базируется на изучении общественного богатства; оно было сформулировано в XVIII веке и господствовало почти до середины XIX века. Третье определение предмета экономической теории, сформулированное в XIX веке, основано на изучении денежного или рыночного хозяйства. Четвертое, и наиболее распространенное, определение предмета экономической теории (конец XIX начало XX века) связано с изучением закономерностей рационального использования ограниченных ресурсов для удовлетворения конкурирующих целей; при этом в центре внимания находится проблема выбора направления использования редких благ.

Таким образом, изучение эволюции предмета экономической науки позволяет сделать вывод, что в своем развитии экономическая наука концентрирует внимание на определенной области экономической действительности, которая и получает статус ее предмета. Перейдем к рассмотрению метода экономической науки.

 
2. Методология и методы  экономической науки

Каждая наука изучает свой предмет при помощи определенных методов; при этом под методом понимается способ познания, раскрытия сущности изучаемого объекта[6]. Начнем рассмотрение вопроса с более широкого понятия – методологии экономической науки. В самом общем смысле методология определяется как учение о принципах, методах формах и способах научного познания[7]. При этом следует четко различать основные методологические подходы как направления экономической методологии и конкретные инструменты, приемы и средства, с помощью которых исследуются аспекты экономической системы.

Наиболее распространенными и существенными методологическими подходами являются следующие: нормативный, позитивный, структурный, диалектический, синтетический[8].

Нормативный подход основывается на априорных ценностных постулатах политического, философского либо религиозного мировоззрения. В этом случае экономическая наука представляется системой логических выводов из серии постулатов, не подлежащих эмпирической проверке. Другими словами, такой подход определяет что должно быть, а не есть на самом деле. По причине односторонности и отрыва от реальной действительности в чистом виде нормативный подход не получил всеобщего признания в мировой экономической науке.

Позитивный подход опирается на философию позитивизма, которая в качестве источника знания признает практику и конкретные науки, не нуждающиеся в методологическом обосновании. Сторонники данного подхода любую теоретию, основанную на нереальных постулатах и неподтверждаемых фактах хозяйственной жизни, считают неверной и лишенной практической значимости. Позитивизм, сформированный в первой половине XIX века, в ходе исторического развития принимал форму неопозитивизма (логического позитивизма), а затем остпозитивизма. Характерными чертами этого подхода являются: феноменализм (отражение конкретных факторов как феномена); верификация (непосредственное сведение научных знаний к конкретным знаниям); а также прагматизм (значимость знания в зависимости от практических последствий).

В структурном подходе, который сложился в первой половине XX века, основное внимание концентрируется на определении структуры системы, ее элементов и совокупности отношений между ними. Характерными чертами данного подхода являются следующие: стремление к упорядоченности элементов, приоритет структуры системы над содержанием и историей, понимание объективности явления только через его включение в структуру, исключение из системы всего неструктурного. Структурный подход может совмещаться с позитивным, внося при этом в него черты упорядоченности, поэтому иногда его определяют как разновидность современного позитивизма[9].

Диалектический подход основывается на диалектике – науке о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Данный подход, связанный с немецкой классической философией, сформировался в конце XVIII – начале XIX века. Диалектическому подходу присущи следующие характеристики: направленность на выявление глубинных причинно-следственных связей и концентрация внимания на процессах развития с позиций законов диалектики (перехода количества в качество, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания).

Синтетический подход отражает тенденцию преодоления односторонности экономической науки, его характерной чертой является методологический плюрализм, то есть взаимосвязь различных методологий.

Методология экономической науки определяет не только методологические подходы, но также и основные приемы познания экономических явлений и процессов, которые можно разделить на две группы методов: специфические и универсальные[10].

Специфические методы экономической науки привязаны к той или иной методологии. Так, нормативный подход опирается на различные виды оценочных суждений, в то время как для позитивного подхода характерно использование инструментализма (сведение научных понятий к функциям инструментов анализа); операционализма (определение научных понятий с посредством описания операций, производимых с данными понятиями); экспликации (описание явления с помощью формальных математических методов и моделей); ситуационного анализа (анализ конкретных ситуаций).

Структурный подход применяет такие специфические методы, как структурно-функциональный анализ (упор на взаимосвязи содержания элементов структуры и выполняемых ими функций); принцип иерархичности структур (признание субординированности элементов системы); метод «бинарных оппозиций» (использование парных категорий); метод рекомбинации (использование разнообразных сочетаний и перегруппировок основополагающих элементов системы).

Диалектический подход использует следующие специфические методы: метод восхождения от абстрактного к конкретному (способ систематизации понятий в рамках целостной системы и теоретического воспроизведения целого) и метод единства логического и исторического (логическое исследование предмета отражает реальный исторический процесс развития).

При синтетическом подходе используется такой специфический метод, как конвенционализм (основан на взаимодействии различных научных теорий, соглашениях между исследователями или научными школами), а также различные специфические методы анализа при исследовании тех или иных частей экономики.

Информация о работе Предмет экономической науки