Рассмотрим подробнее универсальные
методы, которые используются при реализации
любой методологии.
Метод наблюдения предполагает
слежение за происходящими явлениями,
их регистрацию, систематизацию и выявление
каких-то закономерностей. Развитие данного
метода в экономической науке привело
к возникновению статистики и статистического
метода, который позволяет изучать экономические
явления и процессы, выражая их через количественные
определенности и соотношения.
Тем не менее, в науке одного
наблюдения недостаточно, так как сущность
обычно скрывается за внешними формами
проявления. Поэтому экономическая наука
широко использует метод абстракции, заключающийся
в отвлечении от конкретных форм проявления
сущности изучаемого явления, которые
могут быть нестандартными, случайными,
второстепенными, несущественными, и выделении
типичного, главного и существенного.
На основе метода абстракции
строится категориальный аппарат науки.
Категории – это абстракции или понятия,
которые отражают наиболее существенные
характеристики вещей или явлений[11]. Особенностью
экономической категории является то,
что она отражает соответствующие экономические
отношения, этим категория и отличается
от понятия как такового, за которым не
стоят экономические отношения. Таким
образом, предмет экономической теории
раскрывают именно категории.
Абстрагирование, предполагающее
абстрактное, или отвлеченное, мышление,
отнюдь не означает уход от реальности,
оно предстает как способ ее лучшего понимания.
Данный метод в свою очередь предполагает
использование методов индукции и дедукции.
Метод индукции представляет
собой движение мысли от частного к общему,
в ходе которого общий вывод делается
на основе выделения отдельных, внешне
разрозненных фактов. Метод дедукции наоборот
предполагает движение мысли от общего
к частному, нередко через цепь умозаключений[12].
Данные методы тесно связаны
с методами анализа и синтеза. Анализ представляет
метод научного познания, который требует
расчленения изучаемого объекта на составные
части, тогда как синтез требует обратного
– соединения родственных элементов как
объектов изучения в единое целое[13].
В экономической науке важен
также логический метод, который предполагает
соблюдение определенной последовательности
при изучении экономических явлений и
процессов. Следует отметить, что логический
метод сочетается с историческим, который
предполагает учет исторической последовательности
развития экономики и происходящих в ней
явлений.
Особое значение для экономической
теории имеет диалектический метод, указывающий
на то, что в природе и обществе существует
всеобщая связь явлений и процессов, и
все находится изменении и развитии, идущим
от простого к сложному, от низшего к высшему.
Диалектический метод лежит в основе функционального
метода, позволяющий выявлять зависимости
одних явлений от других, причем эти зависимости
могут иметь и количественную определенность,
что позволяет экономической науке использовать
математический метод и метод моделирования.
Таким образом, методы экономической
теории в своем развитии прошли сложную
эволюцию, связанную с развитием новых
школ и направлений. В связи с этим, каждое
последующее направление развития экономической
науки имело в своем распоряжении все
большее количество методов исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономика – это совокупность
всех средств, предметов, вещей материального
и духовного мира, используемых людьми
для обеспечения условий жизни и в целях
удовлетворения потребностей. Для того,
чтобы изучить предмет экономической
науки, следует, прежде всего, рассмотреть
процесс ее развития. Эволюция экономической
науки с течением времени объясняется
тем, что на смену одной стадии производства
приходит другая. Таким образом, в каждую
последующую эпоху ученые видят качественно
иные хозяйственные отношения и, естественно,
по-новому их воспринимают.
Изменение представлений непосредственно
о предмете экономической теории связано,
с одной стороны, с идеологической ориентацией
исследователей в тот или иной период
времени, с другой – с подвижностью и изменчивостью
самого объекта анализа экономической
теории, а именно хозяйственной деятельности
людей, параллельно с изменениями которой
уточняются научные выводы и представления
о предмете.
В процессе изучения развития
экономической науки было выделено несколько
определений ее предмета, к которым в том
числе относятся следующие: виды деятельности,
связанные с обменом и денежными сделками
между людьми; повседневная деловая жизнедеятельность
людей, извлечение ими средств к существованию
и использование этих средств; поведение
людей и групп людей в процессе производства,
распределения, обмена и потребления материальных
благ; богатство; законы, управляющие производством
и обменом материальных благ на различных
этапах развития общества и другие.
Экономическая наука не стоит
на месте, и представление о предмете экономической
науки претерпевает изменения. В настоящее
время человек живет в мире ограниченных
ресурсов, что является главным и жестким
условием, накладываемым объективной
реальностью на размеры и возможности
роста общественного и личного благосостояния.
Ограниченность ресурсов заключается
в принципиальной невозможности одновременного
и полного удовлетворения всех потребностей
всех людей, таким образом, перед обществом
и перед каждым человеком, всегда стоит
задача выбора направлений и способов
использования ограниченных ресурсов
в различных конкурирующих целях. Таким
образом, мы остановились на следующем
определении предмета современной экономической
науки: сущность и закономерности развития
экономических процессов в их взаимосвязи
и взаимообусловленности в условиях ограниченности
ресурсов.
Экономическая наука изучает
свой предмет с помощью определенных методов;
при этом под методом понимается способ
познания, раскрытия сущности изучаемого
объекта.
Используемые в настоящее время
экономической наукой методы можно разделить
на две группы методов: специфические
и универсальные.
Вся совокупность научных методов
позволяет выполнять важную задачу, а
именно выявлять общие для всех изучаемых
систем элементы и признаки, закономерности
развития, а также показывать различия
между ними. Специфические методы экономической
науки используются в рамках той или иной
методологии, в то время как универсальные
методы используются при реализации любой
методологии
В заключение следует отметить,
что основные направления и особенности
современной экономической науки четко
показывают непрерывность совершенствования
уже действующих известных научных направлений
и постоянство рождения новых научных
подходов, созвучных требованиям и отвечающих
потребностям экономической действительности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов Е.Ф.Экономическая
теория: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
– С.399.
2. История экономических учений:
учебное пособие / под ред. В.Л.Автономова,
О.Н.Ананьина, Н.О.Макашевой. – М.: ИНФРА-М,
2006. – С.784.
3. Курс экономики: учебник / под
ред. Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2007. –
С.720.
4. Научитель М.В. История экономических
учений: учебник – М.: Интеграция, 2005. –
С.359.
5. Седов В.В. Экономическая теория.
Введение в экономическую теорию: учебное
пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.115.
6. Экономическая теория: учебник
для студентов вузов, обучающихся по экономическим
специальностям / под ред. И.П. Николаевой.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С.527.
7. Экономический словарь / под
ред. А.Н.Азрилияна. – М.: Институт новой
экономики, 2007. – С.1152.
8. Ядгаров Я.С. История экономических
учений: учебник для студентов вузов, обучающихся
по экономическим специальностям. – М.:
ИНФРА-М, 2008. – С.292.
[1] Курс экономики: учебник
/ под ред. Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М,
2007. с.6.
[2] Научитель М.В. История
экономических учений: учебник –
М.: Интеграция, 2005. с.19.
[3] Курс экономики: учебник
/ под ред. Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М,
2007. с.8.
[4] Борисов Е.Ф.Экономическая
теория: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
с.16.
[5] Экономическая теория:
учебник для студентов вузов,
обучающихся по экономическим
специальностям / под ред. И.П. Николаевой.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. с.9.
[6] Седов В.В. Экономическая
теория. Введение в экономическую
теорию: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,
2007. с.36.
2 Экономический словарь /
под ред. А.Н.Азрилияна. – М.: Институт
новой экономики, 2007. с.445.
[8] Ядгаров Я.С. История
экономических учений: учебник для
студентов вузов, обучающихся по
экономическим специальностям. –
М.: ИНФРА-М, 2008. с.31.
[9] История экономических
учений: учебное пособие / под ред.
В.Л.Автономова, О.Н.Ананьина, Н.О.Макашевой.
– М.: ИНФРА-М, 2006. с.21.
[10] Курс экономики: учебник
/ под ред. Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М,
2007. с.19.
[11] Экономическая теория:
учебник для студентов вузов,
обучающихся по экономическим
специальностям / под ред. И.П. Николаевой.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. с.13.
[12] Ядгаров Я.С. История
экономических учений: учебник для
студентов вузов, обучающихся по
экономическим специальностям. –
М.: ИНФРА-М, 2008. с.43.
[13] Там же, с.44.
Запостил: Аноним
Экономическая
наука, как предмет
Министерство общего
и профессионального образования РФ
Владимирский Государственный Университет
Кафедра экономической теории
Контрольная работа №1
по курсу
«Основы экономической теории»
Тема: «Предмет экономической науки»
Выполнил: студент гр. МР-199
Старков А.В.
Проверил: доцент Трутнев А.П.
г. Владимир
План:
1. Понятие науки.
2. Основные этапы
развития экономической теории.
3. Производство, распределение,
обмен, потребление.
4. Становление понятия
предмета экономической теории
и его содержание.
Понятие науки экономической
теории и этапы её становления.
Начиная свои блестящие
лекции по политической экономии (экономической
теории), Роза Люксембург
поделилась со слушателями своими поразительными
выводами: «Политическая
экономия – удивительная наука. Трудности
и
разногласия начинаются
уже с первых шагов в этой области, уже
с
элементарного вопроса:
каков, собственно, предмет этой науки?»
И она
подкрепила свои слова
следующим парадоксальным утверждением:
«Как бы
неправдоподобно это
ни звучало, несомненно, однако, что большинство
специалистов по политической
экономии имеет весьма туманное представление
о
действительном предмете
своих учёных изысканий».
Разноголосицу в определении
предмета экономической теории нельзя
признать
случайной. Дело в том,
что находящиеся в поле зрения учёных
экономика –
это сложное явление,
где можно выделить качественно различные
стороны. Это,
как известно, во-первых,
производственные факторы – личные и
материально-
технические. Во-вторых,
сюда входит технология. В-тртьих,
экономикапредстаёт
в виде производства, распределения, обмена
и потребления
благ. В-четвёртых, здесь
можно обнаружить социальные связи между
людьми и
действия такой политической
организации, какой является гсударство.
Наконец, как мы установили,
данную сферу общественной жизни пронизывают
экономические отношения.
Изучаема наука, разумеется,
не в состоянии объять необъятное – углублённо
иследовать все стороны
хозяйства общества. Поэтому мы поступим
правильно,
если исключим те стороны,
которые явно не входят в ведение экономической
теории. Тогда за её
пределами окажутся:
- дисциплинам материально-вещественные
факторы призводства. Если бы
экономисты-теоретики
взялись за
совершенствование
средств производства, то это означало
бы, как считали в
старину, « охотится
на чужих полях ». Такие « поля » давно
освоилиспециалисты
по техническим;
технология производства
разнообразных благ.
Разрабатывать лучшие
способы изготовления полезных вещей
– тоже не дело
экономистов-теоретиков.
С этой задачей лучше всего справляются
технологи,
товароведы и другие
специалисты;